Терроризм и экстремизм, их причины и влияние на общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 09:45, реферат

Описание

В последнее время усилилась боязнь просто собираться большими группами в местах массового скопления людей. Самой последней причиной тому служит захват заложников во время показа мюзикла «Норд-Ост» в театральном центре в Москве. Мнения людей о том, какой должна быть политика государства в этом направлении, также различны. С одной стороны, многие считают, что единственным решением может быть усиление полицейского режима и активные антитеррористические действия. С другой стороны, многие не приемлют таких средств, после которых гибнут мирные жители.

Содержание

Введение. 2
Глава 1. Причины и цели терроризма и экстремизма. 3
Глава 2. Международный терроризм. 10
Глава 3. Религиозный экстремизм. 17
Заключение. 22
Использованная литература. 24

Работа состоит из  1 файл

терроризм и экстремизм конечная.docx

— 52.10 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Религиозный экстремизм

 

В конце 70-х - начале 80-х годов  в мусульманском  мире наметилась тенденция  к усилению позиций  исламского экстремизма  и фундаментализма, что в целом  было обусловлено  общей политизацией ислама (равно как  и исламизацией политики). Усилению позиции  ислама в странах  мусульманского Востока  способствовал также  ряд объективных  факторов:

1) Особую  роль сыграли изменения  геополитической  ситуации в мире  в целом после  распада мировой  социалистической  системы и СССР. Усиления позиции  США в качестве  единственного мирового  «гегемона» стали  также своего рода  катализатором отхода  от европейских  образцов и поиска  путей самобытного  развития.

2) Конфликт  различных типов  цивилизаций –  мусульманской и  европейской, проявившийся  практически во  всех сферах мусульманского  общества и показавший  невозможность слепого  копирование западного  общества на исламскую  почву. Исторически  большинство стран  Ближнего Востока  переживают в настоящее  время сложный  этап. Недавний опыт  прошедших десятилетий  показал несостоятельность  заимствование как  «капиталистического», так и «социалистического»  путей развития, неприемлемость  их механического  копирования.

3) Современная  социально-экономическая  ситуация в странах  Арабского Востока  характеризуется  рядом общих особенностей: аграрное перенаселение  и наличие большого  количества не  задействованных  в сельском хозяйстве  рабочих рук; слишком  быстрая урбанизация  городов за счёт  выходцев из деревень; невозможность обеспечить  работой городское  население, рост  безработицы; сильное  имущественное расслоение  в обществе. Говоря  о современном  "исламском"  терроризме и его  угрозе, необходимо  подчеркнуть, что  основной и непосредственной  причиной развития  терроризма в регионе  следует считать  распад социалистической  системы и развал  Советского  Союза.  В результате распада  СССР с предшествовавшим  ему банкротством  идей социализма  во многих государствах  Ближнего и Среднего  Востока (Египет, Ирак, Сирия, Ливия,  Афганистан и др.), идеологический вакуум  там, а затем  и в мусульманских  регионах России  быстро стал заполняться  исламом. Последний  предстает прежде  всего в его  самой воинствующей  форме — в форме  радикального ваххабизма, требующим с помощью "священной войны" вернуть мусульманский мир к

халифату. Фиксируя активизацию  ислама на мусульманском  Востоке и в  России, эксперты отмечают, что ислам, которому присуще враждебное отношение к либеральным  ценностям и который  может привести только к тирании и  обнищанию, стремится  заполнить вакуум, образовавшийся после  коллапса коммунизма. Основной целью исламского радикализма является изменение места  и роли религии  в жизни общества, в результате чего представители данного  течения отвергают  господствующую идеологию, политическую практику существующего светского  режима и государственное  устройство как не соответствующее  нормам мусульманской  религии.

Таким образом, исламские  экстремисты преследуют следующие цели: установление в обществе основ  исламского теократического  государства, введение в общественную практику норм шариата и, наконец, восстановление халифата в качестве единого  государственного образования  всех мусульман. Как  свидетельствует  обширная мировая  практика, радикальный  ислам не остановится  в фиксированных  границах географического  проживания определенной

общности  мусульман, поскольку  для них заветная мечта состоит  в объединении  всей мусульманской  уммы мира в рамках единого политического  государственного образования - халифата. В этом случае неизбежным представляется процесс "растекания" исламской радикальной  идеологии и практики на другие "мусульманские" территории, как в  рамках России, так  СНГ и других государств мира.

Религиозный экстремизм это оборотная  сторона любой  религии, ее темная, опасная сторона. Из опыта недавнего  прошлого мы хорошо помним, что самая  прекрасная идея, доведенная до абсурда, превращается в свою противоположность  и становится опасной  для окружающих. Религиозный  экстремизм – страшный пример такой трансформации. И не только конкретные секты являются его  питательной почвой, но и, как это ни парадоксально, традиционные религии.

Правда, древние традиции разработали механизмы  самоконтроля, которые  у новичков нередко  отсутствуют. Но в  условиях самозабвенного энтузиазма механизмы дают неизбежные сбои. И вот индусы выясняют отношения с мусульманами в Айодхье, доказывая тем с помощью оружия, что на месте мечети стоял древний храм Рамы. Мусульмане не менее безжалостно разбираются с иудеями по поводу Храмовой горы в Иерусалиме. Протестанты взрывают в США абортарии вместе со всем персоналом, поскольку главное для них – это святость жизни. Колумбийские католики, вдохновленные теологией освобождения, захватывают заложников. И наши черносотенцы предлагают свой вариант окончательного решения еврейского вопроса.

Экстремисты, как  серфингисты, несутся  на гребне религиозного подъема. Обретение  смысла жизни и  следование высоким  этическим идеалам  подменяются у  них слепой верой, глухой к доводам  рассудка. Такая вера вовсе не облагораживает человека, напротив, легко превращает его в эффективный  инструмент насилия.

На фоне захвата  заложников и взрыва абортариев представителями  традиционных конфессий  те, кого у нас  числят сектантами, нередко кажутся  малыми детьми. «Свидетели Иеговы» не дают переливать кровь своим собратьям  по вере, руководствуясь какими-то им одним  понятными соображениями. Сайентологи за деньги рассказывают небылицы об устройстве космоса  и человека. Кришнаиты  не просто отказываются есть мясо, а доказывают нам, мясоедам, что  мы демоны, подверженные низким страстям. Слышать  такое, знамо дело, вредно для нашей  психики. Некий Виссарион  объявляет себя Христом  и зовет в Сибирь спасаться. Люди продают  квартиры и едут. А ведь нелегко  будет вернуться  в условиях чудовищного  роста цен на жилье, если вдруг разочаруются в своем боге. Это, что и говорить, неприятно. Но даже самый  отчаянный и подкованный  сектоборец сможет вспомнить  лишь один случай посягательства на чужую жизнь, впрямую  связанный с новыми религиями, за последние  несколько десятилетий.

Это приснопамятная газовая атака  в токийском метро, учиненная адептами полуслепого Секо Асахары. Иных случаев  терроризма со стороны  новых религий  с тех пор в  мире не было. А вот, сколько за это  время было изготовлено  «живых бомб» во славу  Аллаха, знает только сам Аллах.1

Госдума приняла  в 2007 году поправки к  закону о "О противодействии  экстремистской деятельности", в которых расширяется  трактовка понятия "экстремизм".

В частности, в  качестве проявления экстремизма предлагается признать массовые беспорядки, хулиганство и  вандализм, если они  способствуют возбуждению  ненависти по идеологическим, политическим, расовым, национальным или  религиозным мотивам, сообщает РИА Новости.

Кроме того, к  проявлениям экстремизма  по новому закону будет  относиться пропаганда исключительности, превосходства, либо неполноценности  граждан по признаку их отношения к  религии, социальной, расовой или национальной принадлежности.

Экстремистами будут  считаться авторы печатных, аудио-, визуальных и иных материалов, предназначенных  для публичного использования  и содержащих хотя бы один из признаков  экстремистской деятельности.

Экстремизмом  будет также признано воспрепятствование деятельности органов  госвласти, избирательных  комиссий и должностных  лиц этих органов, в том числе  применение насилия  в отношении представителя  госвласти, либо угроза применения насилия.

В новую трактовку  понятия экстремизм предлагается включить необоснованные обвинения  чиновников в совершении тяжких, особо тяжких преступлений или  преступлений экстремистской направленности.

С инициативой  отстранять от выборов  политиков, уличенных  в экстремизме, в  начале июня выступила  Общественная палата. Кандидатам и партиям, уличенным в подобной деятельности, будут  отказывать в регистрации  на выборах всех уровней2

При рассмотрении проблем политического  и религиозного экстремизма  с правовых позиций  основной акцент часто  делают на несовершенстве и пробельности действующего законодательства, что  представляется неверным. На наш взгляд, законодательство, направленное на противодействие  политическому экстремизму  и тем формам проявления религиозного экстремизма, которые имеют  политический характер, представляет собой  достаточно развитую систему нормативных  актов. Иное дело - собственно религиозный экстремизм, специфика и различные  проявления которого не получили еще сколько-нибудь удовлетворительного  отражения в законодательстве.

Совершенствование законодательства необходимо именно в силу недостаточной  эффективности правоприменительной  практики, которая  без четких законодательных ориентиров зачастую не в состоянии проводить последовательную линию по борьбе с политическим и религиозным экстремизмом, по его профилактике. Показателен такой пример. Вскоре после выхода Указа Президента РФ "О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации" несколько групп Управления федеральной службы безопасности по Москве и Московской области предприняли рейд с целью изъятия профашистской литературы. Они столкнулись с проблемой определения, какая именно литература может считаться профашистской.

 

 

Может ли не быть терроризма?

 

В публицистике и научной литературе распространены попытки  напрямую увязать  рост политического  экстремизма с  бедностью, социальным неблагополучием  и низким культурным уровнем неких  региональных, этнических или религиозных  групп. Однако в замкнутых, застойных обществах, например у бушменов Южной Африки или  у индейцев майя в  Мексике, находящихся  на крайне низких уровнях  экономического и  социального развития, нет ничего похожего на политический экстремизм, а тем более  терроризм. Вместе с  тем эти явления  заметны в обществах, вступивших на путь трансформаций, и  концентрируются  в социальных

слоях социума, характеризующихся  причудливым сочетанием традиционных и новых  черт культуры, неполным изменением статуса  и условий жизни. Проявления экстремизма  нарастают в периоды  начавшихся, но не завершенных  исторических перемен, модернизаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Сейчас появляется особая, новая  функция террористических актов. Классический терроризм всегда был формой шантажа властей или мирового сообщества и открыто

(и даже демонстративно) выдвигал  свои требования, например, выплатить  выкуп, освободить из тюрем единомышленников, прекратить военные действия и т.п. Но в последнее время все чаще совершаются анонимные террористические акты с неявными целями. Одной из них может быть сплочение или расширение собственных

рядов в ответ на спровоцированные акции возмездия. В этом случае государство

(или группа государств), проводя  подобные акции, играет по сценарию, навязанными ему (или им) экстремистами.  По мнению Хантингтона, «главная  проблема, стоящая перед Западом  – это не

исламский фундаментализм, - это ислам, иная цивилизация, народы который убеждены в превосходстве своей культуры и удручены тем, что их мощь гораздо  ниже. А проблема для ислама –  это Запад, иная цивилизация, народы которой убеждены в универсальном  характере своей культуры и полагают, что их превосходящая, пусть и  уменьшающаяся мощь налагает на них  обязанность распространять эту  культуру по всему миру».

Итак, в своем реферате я изложил наиболее часто  проявляемые  виды терроризма. Какое  же можно  сделать заключение из всего сказанного?

Я считаю,  что терроризм  в настоящее время бурно развивается,  без него не обходится ни одно государство  земного шара. Терроризм является социальным явлением в мировом масштабе.

Среди различных видов  терроризма бывают более или  менее  опасные.  Наиболее опасным видом  я считаю государственный терроризм (акты агрессии, шантаж другого государства  и т.д.),  так как он может  причинить и причиняет наибольший вред.

Борьба с терроризмом  должна начинаться с  «мелких»  видов  (захват заложников, убийства с различными террористическими целями и т.п.). По моему мнению,  если все мировое  сообщество дружно возьмется сначала  за «мелкие» виды терроризма, то рано или  поздно очередь дойдет и до государственного терроризма.

Существует множество  способов борьбы с терроризмом. Против терроризма оправданно применение почти  любых  способов, главное не перестараться  и не уподобиться самим террористам.

Борьбу с терроризмом  затрудняет и то,  что многие  политики  имеют связи с мафиозными структурами или состоят в  них. А любой политик, как известно, обладает той или иной мерой политической власти,  а, следовательно, влияние  на  общество.  Мафиозным  структурам  и организованной преступности невыгодно,  чтобы принимались законы,  направленные против них. Поэтому,  они  организуют  различные компании лоббирования.  Этот процесс особенно виден в  нашей стране. В прессе публиковались  сообщения о том что те или  иные депутаты являются  членами  преступных группировок или их помощниками. Естественно, они всячески препятствуют появлению законодательных  актов  и законов,  направленных на борьбу с преступностью. С этим явлением надо бороться путем ужесточения наказаний, применяемых к таким депутатам, так как сегодня таких наказаний не существует из-за депутатского иммунитета.

Какой же можно сделать  вывод, прочитав весь реферат? Терроризм  находится еще на стадии развития.  Поэтому очень важно  ужесточить  меры борьбы с ним именно на этой стадии.  Это, естественно, невозможно, если этого не захочет очень много  людей.  Помощь в борьбе  с  преступностью  может выражаться по-разному. Этого  можно достичь различными способами: уделять больше внимательности происходящему  вокруг,  не  оставаться безучастным  к  чужому горю,  помогать как жертвам,  так и правоохранительным органам,  можно участвовать в различных  демонстрациях за мир и многое другое.  Я считаю,  что борьба с таким большим злом, как терроризм  начинается с каждого человека. Каждый должен сделать хоть что-то, что способствовало бы оздоровлению человеческого общества.  А если это сделают почти все  люди, жить станет намного легче.

Информация о работе Терроризм и экстремизм, их причины и влияние на общество