Влияние автотранспорта на воздушный бассейн

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2012 в 11:47, реферат

Описание

Проблема загрязнения природной среды - одна из глобальных проблем современного мира. В связи с интенсивным развитием промышленности и транспорта в атмосферу поступает все большее количество вредных выбросов. На земном шаре практически невозможно найти место, где бы ни присутствовали, в той или иной концентрации, загрязняющие вещества. Одним из основных источников загрязнения окружающей среды в деревне является транспорт.

Работа состоит из  1 файл

Влияние автотранспорта на воздушный бассейн.docx

— 320.86 Кб (Скачать документ)

Содержание диоксида азота  в атмосферном воздухе селитебных территорий наиболее высоко в Павловском, Богучарском, Верхнемамонском районах (средние значения концентрации за многолетний период составляют 0,065-0,070 мг/м3). Низкий уровень загрязнения этим веществом отмечается в Калачеевском, Воробьевском, Петропавловском, Новохоперском, Таловском районах (средние значения концентрации составляют 0,019 - 0,020 мг/м3).

Высокие значения концентраций диоксида серы отмечаются в атмосферном  воздухе селитебных территорий г. Воронежа, Каменского, Семилукского, Павловского, Богучарского, Верхнемамонского районов (0,18 - 0,28 мг/м32). Относительно благополучная ситуация по данному загрязнителю характерна для селитебных территорий Россошанского, Ольховатского, Борисоглебского, Поворинского, Подгоренского и Бобровского районов, где среднее значение концентрации не превышает 0,06 мг/м3.

Неблагополучная ситуация по загрязнению воздуха оксидом  углерода отмечается в Кантемировском, Россошанском, Верхнемамонском, Павловском, Богучарском районах (средние значения концентрации за многолетний период составляют 2,85 - 3,40 мг/м3). Относительно низкий уровень загрязнения оксидом углерода отмечается на селитебных территориях Калачеевского, Острогожского, Репьевского районов, Борисоглебского городского округа (средние значения концентрации составляют 1,74 - 1,89 мг/м3).

Содержание соединений свинца в атмосферном воздухе селитебных территорий наиболее высоко в Петропавловском, Воробьевском, Терновском, Новоусманском, Грибановском, Поворинский районах (средние значения концентрации за многолетний период составляют 0,00038 - 0,00041 мг/м3). Низкий уровень загрязнения свинцом отмечается в Богучарском, Верхнемамонском, Лискинском, Россошанском районах (средние значения концентрации достигают 0,00013 - 0,00018 мг/м3).

Таблица 6.4 Загрязнение атмосферного воздуха: среднегодовые показатели (1998-2007гг.)

Районы и городские  округа

Отношение (кратность) концентрации (Сn) к ПДК м.р.

Kатм-7

пыль

диоксид азота

диоксид серы

оксид углерода

свинец

фенол

формальдегид

Аннинский

0,50

0,20

0,15

0,40

0,34

0,43

0,32

1,36

Бобровский

0,44

0,13

0,11

0,43

0,26

0,35

0,24

1,06

Богучарский

0,49

0,33

0,53

0,68

0,13

0,44

0,32

1,49

Борисоглебский гор. округ

0,56

0,24

0,08

0,38

0,36

0,39

0,29

1,18

Бутурлиновский

0,40

0,11

0,26

0,45

0,30

0,89

0,23

1,52

Верхнемамонский

0,51

0,35

0,56

0,62

0,15

0,54

0,32

1,60

Верхнехавский

0,21

0,15

0,28

0,38

0,36

0,43

0,24

1,16

Воробьевский

0,55

0,09

0,15

0,39

0,38

0,42

0,25

1,32

Грибановский

0,64

0,25

0,14

0,41

0,39

0,48

0,39

1,57

Калачеевский

0,47

0,09

0,17

0,35

0,29

0,43

0,22

1,18

Каменский

0,80

0,22

0,36

0,39

0,24

0,38

0,30

1,46

Кантемировский

0,43

0,22

0,13

0,57

0,23

0,53

0,28

1,29

Каширский

0,22

0,17

0,29

0,41

0,36

0,45

0,39

1,37

Лискинский

0,41

0,21

0,20

0,43

0,16

0,40

0,39

1,17

Нижнедевицкий

0,31

0,15

0,28

0,42

0,28

0,87

0,26

1,51

Новоусманский

0,31

0,21

0,29

0,45

0,39

0,46

0,30

1,32

Новохоперский

0,35

0,10

0,20

0,39

0,30

0,46

0,27

1,18

Ольховатский

0,46

0,23

0,07

0,55

0,20

0,53

0,28

1,26

Острогожский

0,59

0,20

0,32

0,35

0,24

0,35

0,26

1,22

Павловский

0,50

0,32

0,51

0,66

0,21

0,48

0,36

1,60

Панинский

0,58

0,20

0,13

0,40

0,36

0,47

0,33

1,45

Петропавловский

0,58

0,10

0,22

0,38

0,38

0,41

0,23

1,34

Поворинский

0,55

0,25

0,09

0,42

0,41

0,43

0,37

1,43

Подгоренский

0,55

0,21

0,10

0,56

0,22

0,56

0,28

1,35

Рамонский

0,23

0,19

0,35

0,45

0,35

0,93

0,29

1,66

Репьевский

0,74

0,15

0,29

0,37

0,24

0,45

0,27

1,09

Россошанский

0,40

0,24

0,07

0,58

0,18

0,48

0,25

1,10

Семилукский

0,46

0,22

0,48

0,54

0,20

0,45

0,25

1,36

Таловский

0,39

0,10

0,22

0,42

0,30

0,41

0,24

1,20

Терновский

0,60

0,23

0,19

0,40

0,39

0,42

0,37

1,50

Хохольский

0,32

0,17

0,34

0,43

0,33

0,44

0,31

1,34

Эртильский

0,57

0,21

0,15

0,46

0,36

0,48

0,36

1,50

Гор. округ город Воронеж

0,28

0,23

0,38

0,41

0,30

0,47

0,29

1,36

Область в целом

0,47

0,20

0,25

0,45

0,29

0,49

0,30

1,36


 

 

Содержание фенола в атмосферном  воздухе селитебных территорий наиболее высоко в Подгоренском, Нижнедевицком, Бутурлиновском, Рамонском районах (средние значения концентрации за многолетний период составляют 0,0056 - 0,0093 мг/м3). Низкий уровень загрязнения этим веществом отмечается в Острогожском, Бобровском, Каменском, Лискинском районах и Борисоглебском городском округе (средние значения концентраций составляют 0,0035 - 0,0040 мг/м3).

Наиболее неблагополучная  ситуация по загрязнению воздуха  формальдегидом отмечается в Терновском, Поворинском, Каширском, Лискинском и  Грибановском районах (средние значения концентрации за многолетний период составляют 0,013 - 0,037 мг/м3). Относительно низкий уровень загрязнения формальдегидом отмечается на селитебных территориях Калачеевского, Петропавловского, Бутурлиновского, Бобровского, Верхнехавского районов (средние значения концентрации составляют 0,0063 - 0,0084 мг/м3).

Отдельного внимания заслуживает  промышленно-развитый областной центр (г.Воронеж), где сосредоточено максимальное количество крупных источников загрязнения  атмосферы и наблюдается преимущественно  углеводородный тип атмосферного загрязнения, образуя достаточно обширную зону дисперсного  загрязнения с «очагами» высоких  концентраций пыли, углеводородов и  тяжелых металлов в окружающей среде. В ходе предшествующих исследований авторов по оценке риска здоровью населения [15,18,46] установлено, что «очаги»  атмосферного загрязнения активизируются в теплый период года, причем в формировании зон техногенного загрязнения определенную «корректирующую роль» играют аэрационные  факторы в условиях комбинированной  городской застройки. Основные «аэродинамические  коридоры», где снижается загрязнение  среды, связаны с акваторией внутригородского водохранилища, а также с фрагментами  низкоэтажной застройки юго-западного  и левобережного секторов города. Более загрязненными являются микрорайоны, расположенные с подветренной стороны  от промышленных зон и крупных  автомагистралей при преобладающей  «строчной» многоэтажной жилой застройке, выполняющей барьерную функцию  на путях разноса загрязняющих веществ  по воздуху. А более «чистые» зоны города по атмосферному загрязнению  отчетливо тяготеют к внепромышленным, «спальным» и более озелененным  микрорайонам северного сектора  города. Причем загрязнение левобережного  индустриального сектора города усиливает низменный рельеф и  ветер, поскольку этот сектор является «приемником» отходящих выбросов правобережья города.

В сезонном аспекте пик  загрязнения атмосферы приходится на лето, а минимум загрязнения  отмечается зимой. Установлены 3 типа сезонной динамики загрязнения атмосферы  по преобладающему типу городской застройки: 1) селитебно-промышленный (пик загрязнения -летний сезон, минимум – зимний сезон), 2) селитебно-транспортный (пик  загрязнения - осенний сезон, минимум  – зимний сезон), 3) селитебно-рекреационный (пик загрязнения – весенне-летние сезоны, минимум – осенний сезон). Наиболее надежными «индикаторами» сезонных колебаний уровня загрязнения  атмосферы служат диоксид серы, диоксид  азота и формальдегид [15].

Уровень «ответной реакции» населения на техногенное загрязнение  городской среды достоверно проявляется  в увеличении заболеваемости взрослого  и особенно детского населения в  техногенно-загрязненных микрорайонах центра и индустриального сектора  Левобережного района г.Воронежа. Относительно низкая заболеваемость детского и взрослого  населения наблюдается в Северном жилом районе и в жилой застройке  зеленой зоны вблизи Агроуниверситета.

Более «чувствительно» к  техногенному загрязнению детское  население. Так, отмечена прямая зависимость  между концентрацией пыли в атмосфере  г.Воронежа и уровнем заболеваемости детей болезнями системы кровообращения, а также болезнями костно-мышечной системы. Для взрослого населения  наиболее достоверными являются зависимости  концентраций диоксида азота в атмосфере  города в холодный период года и  болезнями системы кровообращения, органов пищеварения, кожи и подкожной  клетчатки; а также прямые связи  средней силы между болезнями  костно-мышечной системы и концентрацией  пыли в атмосфере города как в  тёплый, так и в холодный периоды  года.

Расчеты канцерогенного риска  от присутствия 18 загрязняющих веществ  в атмосфере показали, что в  целом по городу он соответствует  предельно допустимому уровню (риск ниже 1*10-6) с некоторым превышением для 7 веществ (акрилонитрил, бензол, оксид никеля, стирол, трихлорэтилен, формальдегид, хром шестивалентный). Особое опасение вызывает риск воздействия на экспонируемое население бутадиена и сажи, риск по которым достигает опасного уровня (около 1*10-3). Наибольший вклад в уровень канцерогенного риска вносят завод синтетического каучука за счет выбросов 1,3-бутадиена (ОАО «Воронежсинтезкаучук») и шинный завод (ОАО «Амтел-Черноземье») - за счет сажи.

Из 58 загрязняющих веществ, присутствующих в атмосфере города и обладающих общетоксическим, но неканцерогенным  действием, 10 приоритетных загрязнителей  представляют опасность для здоровья населения. Наибольший вклад в неканцерогенный  риск вносят соединения меди за счет выбросов от предприятий электротехнической промышленности и взвешенные вещества. Суммарный неканцерогенный риск возникновения хронических заболеваний  местами вызывает опасение, особенно в левобережном секторе и в  некоторых микрозонах центральной  части города. Причем от 50 % до 70 % территории города постоянно расположены в зоне повышенного риска, более чем в 10 раз выше допустимого, а риск связан с присутствием соединений меди, взвешенных веществ и формальдегида в атмосферном воздухе [18].

При проведении комплексного медико-экологического зонирования  внутригородского пространства на территории г. Воронежа отчетливо выделяются 4 зоны экологического риска, обусловленные  аэрогенным загрязнением (рис.6.2): 1) зона опасного экологического риска (крупные  автомагистрали, санитарно-защитные зоны промышленных предприятий и прилегающие  к ним участки жилой застройки  промышленных микрорайонов правобережья и левобережья города); 2) зона повышенного  экологического риска, вызывающего  беспокойство (локальные общественно-деловые  центры правобережья и большая часть  левобережного промышленно-транспортного  сектора города); 3) зона удовлетворительного  экологического риска, не вызывающего  беспокойства (большая окраинная  часть территории внепромышленных  зон, примыкающая к автомагистралям  и промзонам правобережья города); 4) зона низкого, допустимого экологического риска (северная внепромышленная часть  города) [18].

В условиях преимущественно  аэрогенного формирования зон техногенного загрязнения городской среды  эффективным является эколого-геохимический  мониторинг в зонах экологического риска. Для снижения экологического риска и оздоровления городской  среды необходима целенаправленная городская экологическая политика, составными блоками которой могут  быть: 1) модернизация транспортных сетей  города и пригородной зоны с увеличением  их пропускной способности, качества дорожного  покрытия, средней скорости движения транспортных средств и созданием  «транспортных коридоров» по типу современных  «органических систем» городского транспорта во многих европейских городах; 2) изменение топливного баланса  в теплоэнергетической промышленности и снижение доли угля и мазута с  переходом на газ в качестве топлива; 3) более высокое озеленение внутригородского пространства с внедрением в состав посадок газоустойчивых зеленых  насаждений: липы, тополя, ясеня и  других видов, а также более широкое  применение «вертикального озеленения»  стен и крыш домов по опыту крупных  городов Европы, что позволит снизить  химическое и акустическое загрязнение  воздушного бассейна.

Следует отметить, что для  улучшения экологической обстановки на многих предприятиях Воронежской  области и г. Воронежа проведены  мероприятия по снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в том  числе на предприятиях химической и  нефтехимической промышленности (ОАО  «Минудобрения» г. Россошь; ОАО «Воронежсинтезкаучук», ОАО «Амтел-Черноземье», г. Воронеж), на предприятиях инструментальной и  станкостроительной промышленности (ОАО  «Рудгормаш», ОАО «Тяжмехпресс», ОАО  «Станкостроительный завод», г. Воронеж), предприятиях авиационной промышленности (ОАО «Воронежское авиационно-строительное объединение», г.Воронеж), предприятиях по производству строительных материалов (ОАО «Семилукский огнеупорный завод», г.Семилуки) и других, что позволило  снизить объем загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух. Уже более 10 лет (с 1997г.) на территории области действует запрет использования  этилированного бензина (Постановление  администрации Воронежской области  «О поэтапном переходе на реализацию неэтилированных бензинов в Воронежской  области»,1997г.), что позволило значительно  снизить концентрации свинца в атмосфере  региона (снижение за 10 лет удельного  веса проб воздуха, не отвечающих гигиеническому нормативу по свинцу, составило от 8,5% до 0,05%).

Карта предназначена для  специалистов медико-профилактических, природоохранительных и административно-плановых ведомств (Областная, районные и городские  администрации; Управления по экологии и природопользованию, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Ростехнадзора по Воронежской области, Управление по охране окружающей среды г.Воронежа), разрабатывающих целевые программы  мониторинга и охраны окружающей среды, а также профилактики экологически обусловленных заболеваний населения.


Информация о работе Влияние автотранспорта на воздушный бассейн