Законодательное и нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 17:33, контрольная работа

Описание

Среди законодательных актов по охране труда отметим и Трудовой кодекс РФ, устанавливающие основные правовые гарантии в части обеспечения охраны труда.
Далее мы рассмотрим более подробно нормативные акты во всех сферах более подробно, ознакомимся с примерами законодательных баз, а также увидим предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности.

Содержание

Введение
1. Правовые, законодательные и нормативно-технические основы безопасности жизнедеятельности.
2. Законодательная база по охране окружающей среды.
3. Система стандартов безопасности труда.
4. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям.
5. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности.
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

контр.работа вариант 8.docx

— 53.14 Кб (Скачать документ)

      Нормативно-правовые акты по охране окружающей среды включают санитарные нормы и правила Минздравсоцразвития РФ, обеспечивающие необходимое качество природных средств (воздуха, воды, почв); СНиПы Росстроя РФ, устанавливающие порядок учета экологических требований при проектировании, строительстве и приемке в эксплуатацию объектов народного хозяйства, административных и жилых зданий; документы Госгортехнадзора, определяющие принципы охраны окружающей среды при разработке недр; и др.

     Основным видом нормативно-правовых актов по охране окружающей среды является система стандартов «Охрана природы»(ГОСТы).

     Отраслевая нормативная документация предприятий по охране окружающей среды включает в себя ОСТы, СТП, разного рода руководящие документы, положения и др.

      В современном экологическом законодательстве существенно расширена ответственность за экологические правонарушения. В Уголовный кодекс РФ введена гл. 26 «Экологические преступления», в которой четко классифицируются экологические преступления. Нормы об ответственности за экологические преступления отражают приоритет охраны интересов личности перед интересами общества и государства. С этих позиций экологические преступления можно рассматривать и как преступление против человечества, здоровья, конституционного права на благоприятную природную среду обитания.

  1. Система стандартов безопасности труда.

 

Основы законодательства Российской Федерации об охране труда обеспечивают единый порядок регулирования отношений  в области охраны труда между  работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и  организациях всех форм собственности  независимо от сферы хозяйственной  деятельности и ведомственной подчиненности. Основы законодательства устанавливают гарантии осуществления права на охрану труда и направлены на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе· трудовой деятельности и в связи с ней.

Охрана труда - это система обеспечения  безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

     Основными законами, на основе которых осуществляется управление охраной труда, являются Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ;Трудовой кодекс РФ, принятый 30 декабря 2001 г.; Гражданский кодекс РФ.

      Федеральный закон «Об основах  охраны труда в Российской  Федерации» устанавливает правовые основы регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками. В данном Законе рассматриваются вопросы, связанные с конкретным решением проблем охраны труда физических лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателем.

Основные направления государственной  политики в области охраны труда :

- признание и обеспечение приоритета  жизни и здоровья работников  по отношению к результатам  производственной деятельности  предприятий; 

- установление единых нормативных  требований по охране труда  для предприятий всех форм  собственности независимо от  сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности;

- государственное управление деятельностью  в области охраны труда, включая  государственный надзор и контроль за соблюдением законов и иных нормативных актов об охране труда;

- общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда, осуществляемый через профессиональные союзы и иные представительные органы;

- защита интересов работников, пострадавших от несчастных случаев  на производстве или получивших профессиональные заболевания, а также членов их семей;

- проведение эффективной налоговой  политики, стимулирующей создание  здоровых и безопасных условий  труда, разработку и внедрение  безопасной техники и технологий, средств коллективной. и индивидуальной защиты;

- применение экономических санкций  в целях соблюдения предприятиями  и работниками нормативных требований по охране труда.

          Нормативные правовые акты по охране труда включают следующие документы: гигиенические нормативы (ГН); санитарные нормы (СН) и санитарные правила и нормы (СанПиНы) Минздравсоцразвития России; правила безопасности (ПБ) Госгортехнадзора России; правила Госэнергонадзора России; система строительных норм и правил (СНиП) Росстроя; межотраслевые правила по охране труда (ПОТМ) Минздравсоцразвития РФ.

         Перечень видов нормативных правовых актов утвержден постановлением Правительства РФ от 23.05.2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» и показан на рис 2.

 

Наименование документа

Федеральный орган

исполнительной власти,

утверждающий документ

Межотраслевые правила по ОТ (ПОТ  РМ), межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИ РМ)

Минтруда России

Отраслевые правила по охране труда (ПОТ РО), типовые инструкции по охране труда (ТИ РО)

Федеральные органы

исполнительной власти

Правила безопасности (ПБ), правила устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности (ИБ)

Госгортехнадзор России

Госатомнадзор России

Государственные стандарты, системы стандартов безопасности труда (ГОСТ, ССБТ)

Госстандарт России

Строительные нормы и правила (СНиП), своды правил по проектированию и строительству (СП)

Госстрой России

Государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы: санитарные правила (СП), гигиенические

нормативы (ГН), санитарные правила  и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН)

Минздрав России


 

Рис 2. Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда

 

       Основным видом нормативных правовых актов по охране труда является Система стандартов безопасности труда (ССБТ) Росстандарта. В рамках этой системы производятся взаимная увязка и систематизация всей существующей нормативной и нормативно-технической документации по безопасности труда, в том числе многочисленных норм и правил по технике безопасности и производственной санитарии как общефедерального, так и отраслевого значения. Стандарты ССБТ могут быть государственными, отраслевыми стандартами предприятий.

ССБТ устанавливает требования и нормы по видам опасных и вредных производственных факторов:

- требования безопасности к  производственному оборудованию;

- требования безопасности к  производственным процессам; 

- требования к средствам защиты  работающих. Система стандартов безопасности труда ССБТ насчитывает несколько сот государственных и отраслевых стандартов. На основе ССБТ создаются новые безопасные технику и технологии, планируются и осуществляются мероприятия по улучшению санитарно-гигиенических условий труда на рабочих местах, осуществляется контроль состояния условий и охраны труда.

Обеспечение безопасности производственного  оборудования и технологических  процессов должно достигаться при ведении их в соответствие с требованием ССБТ.

Стандарты предприятий по безопасности труда (СТПБТ) являются составной частью ССБТ. Стандарт предприятия регламентирует организацию работы по обеспечению безопасности труда на предприятии.

Государственное управление ОТ, надзор и контроль осуществляет государственный орган, полномочия которого определяются Президентом РФ и по его поручению Правительством РФ. Нормы и правила ОТ, утверждаемые этим государственным органом управления ОТ, обязательны для исполнения на территории РФ предприятиями всех форм собственности.

 

  1. Основная законодательная и нормативно-техническая документация по чрезвычайным ситуациям.

 

Правовую основу защиты в ЧС составляют отдельные разделы законов «Об охране окружающей природной среды», «О безопасности», «О чрезвычайных ситуациях», «О пожарной безопасности». Основополагающим законом, регламентирующим организацию работ по профилактике, порядку действий, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, является Федеральный закон «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ. Этот закон определяет общие для Российской Федерации правовые нормы в области защиты населения, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Основные  цели закона: предупреждение возникновения  и развития ЧС, Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС, ликвидация ЧС.

          Основным видом нормативно-технической документации по чрезвычайным ситуациям является система стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) — 22 системы ГСС. Она включает в себя 10 групп стандартов. Государственное управление в ЧС определено Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС. Данная система объединяет органы управления субъектов Российской Федерации, Федеральные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления и органы управления ЧС организаций. Она обеспечивает меры предупреждения ЧС, определяет организационный порядок реагирования на их реализацию и порядок действий в ЧС. Система включает соответствующие организации, силы и средства, координирует их действия в целях предупреждения ЧС, защиты населения, материальных и

культурных  ценностей, окружающей среды при  возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий, а также при применении возможным противником современных средств поражения.

Единая  государственная Система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Для осуществления Государственного управления и Координации органов исполнительной власти создан федеральный орган - Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и Ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), который создает подведомственные ему территориальные Органы. Эти органы в свою очередь, организуют работу в области защиты населения и территории от ЧС в своей сфере Деятельности и порученных им отраслях экономики.

Федеральные органы исполнительной власти:

- разрабатывают и осуществляют  организационные и инженерно-технические мероприятия по повышению устойчивости функционирования отрасли в ЧС;

- утверждают и издают в соответствии  с федеральными требованиями отраслевые нормы и правила безопасности производства, технологических процессов, продукции, а также правила защиты работников организаций от ЧС;

- обеспечивают разработку и  реализацию мероприятий по укреплению радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной, экологической безопасности, а также соблюдение норм и правил инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственно. го и социального назначения;

- финансируют и обеспечивают  мероприятия по предупреждению  чрезвычайных ситуаций и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ,ситуациях;

- по отношению к другим организациям  осуществляют методическое руководство при решении вопросов защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях.

Гражданская оборона организуется по территориально-производственному принципу. Непосредственное руководство ГО в городах, поселках, селах осуществляется руководителями органов исполнительной власти. Ответственность за организацию и состояние обороны на объекте экономики несет его руководитель, он является начальником ГО на объекте.

Силы гражданской обороны могут  привлекаться для ликвидации последствий  стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф.

За последние 20 лет стихийные  бедствия на Земле унесли жизни 3 млн. человек, ранено свыше 800 млн. человек, стоимость ущерба по подсчетам зарубежных специалистов превысила 100 млрд. долларов. Масштабы бедствий вынуждают пострадавшие страны обращаться за международной помощью. В составе ООН выделены подразделения, объединяющие специалистов для ликвидации последствий чрезвычайных происшествий.

В 1971году Генеральной ассамблеей ООН  был создан исполнительный комитет ВОЗ по оказанию медицинской помощи при Стихийных бедствиях (ЮНДРО). В его Составе постоянно функционирует сектор здравоохранения в ЧС и оперативная группа по стихийным и другим бедствиям.

В международном Комитете Красного Креста (МККК) объединены 125 национальных обществ Красного Креста. МККК занимается организацией и осуществлением экстренной помощи при антропогенных катастрофах, включая вооруженные конфликты.

В 1975 году в Женеве создано Международное  общество медицины катастроф (МОМК) в составе около 30 государств. Задачей общества является координация разработки проблем медицины катастроф в международном масштабе.

Руководство России принимает меры по объединению усилии всех министерств  и ведомств в предотвращении катастроф и ликвидации их последствий.

 

 

  1. Предложения по совершенствованию законодательной базы в области безопасности жизнедеятельности.

 

        Реализация государственной социальной политики в этом направлении предполагает осуществление всего комплекса мер – политических, экономических, экологических, технологических, правовых, социальных, научных, медицинских, санитарно−гигиенических и противоэпидемических, направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных производственных, экологических, поведенческих и других факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной и иной деятельности населения.  
         Приоритетными действиями в этом направлении на период 2004−2015 годов является подготовка и реализация Президентской Программы «Здоровье работающего населения России», включающей в себя следующие ключевые задачи:

Информация о работе Законодательное и нормативно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности