Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа
Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.
Правительство Российской Федерации поручило Минтруду России давать необходимые разъяснения по применению нового Положения, которые будут иметь обязательный характер для всех организаций.
Разногласия
по вопросам расследования, оформления
и учета несчастных случаев, непризнание
работодателем несчастного
Государственный инспектор по охране труда при необходимости (по жалобе, при несогласии с выводами расследования обстоятельств и причин несчастного случая, при сокрытии несчастного случая и по другим причинам) имеет право самостоятельно проводить расследование несчастного случая независимо от срока давности его происшествия.
По
результатам расследования
Лица,
виновные в нарушении требований
настоящего Положения, привлекаются к
ответственности в соответствии
с действующим
Основы
предусматривают обеспечение
Основы устанавливают компенсации и льготы за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Порядок предоставления тех или иных льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда также регулируется нормативными документами разработанными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС:
Постановлением
Министерства труда Российской Федерации
от 25 июня 1993 года № 123 утверждено разъяснение
“О некоторых вопросах, связанных
с предоставлением
Глава
II
ГАРАНТИИ
ПРАВА РАБОТНИКА НА
ОХРАНУ ТРУДА
В Основах законодательно определены конкретные права работника на охрану труда, которые дополняют трудовые права работников, определенные статьями 2, 25, 108, 129, статьями Х КЗоТ Российской Федерации. Эти права достаточно велики и соответствуют международным требованиям. Одним из главных является право работника на рабочее место с безопасными и здоровыми условиями труда, на получение достоверной информации от работодателя или государственных и общественных органов о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте работника, о существующем риске повреждения здоровья. Работник имеет право отказаться от каких-либо необоснованных последствий для него от выполнения работ в случае возникновения непосредственной опасности для его жизни и здоровья до устранения этой опасности.
Многие
права работников изложенные в Основах
должны быть заложены при оформлении
трудовых отношения с работодателем.
Порядок оформления трудовых отношений
между работодателем и
Глава
III
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОХРАНЫ ТРУДА
Основами предусматривается целый комплекс мер, направленных на управление охраной труда как в целом в стране, так и в организациях.
Длительное
время охраной труда от имени
государства управляли
Кроме того существовала мощная сеть управления охраной труда со стороны министерств и ведомств, которые непосредственно оказывали влияние на подведомственные предприятия и организации. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. В этих целях каждое министерство имело в своем составе. Отдел или Управление охраны труда, велись научные разработки в области охраны труда отраслевыми институтами, лабораториями, центрами.
Вся эта система была быстро разрушена, так как произошли структурные преобразования в нашем обществе, появились новые виды собственности и она уже не могла существовать в прежнем виде в новых условиях хозяйствования.
Основами предусмотрено создание двух органов, занимающихся охраной труда – орган государственного управления и федеральный орган надзора и контроля за охраной труда. Государственное управление охраной труда в настоящее время возложено на федеральный орган исполнительной власти по труду (Минтруд Российской Федерации) и органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации (органы по труду субъектов Российской Федерации – министерства, комитеты, управления, отделы). На создание и укрепление системы управления охраной труда в стране направлено постановление охраной труда в стране направлено постановление Правительства Российской Федерации от 26 августа 1995 года № 843 “О мерах по улучшению условий и охраны труда”. Данным постановлением на Минтруд России возложено осуществление государственного управления охраной труда в России. В соответствии с этим министерство осуществляет взаимодействие с органами исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации, координирует работу служб охраны труда министерств и ведомств, осуществляет методическое руководство по пропаганде и распространению передового опыта, координирует научно-исследовательскую работу по проблемам охраны труда, организует обучение и проверку знаний работников и проводит другую работу в области условий и охраны труда.
Вопросы управления охраной труда на предприятиях и в их объединениях изложены в статье 8 Основ. В министерствах и ведомствах Российской Федерации, а также концернах, ассоциациях и других объединениях, предприятиях предусмотрено создание служб охраны труда. Причем законодательно установлено, что такие службы должны создаваться в обязательном порядке. Если она не создаются, то это надо расценивать как нарушение требований законодательства.
Для реализации требований статьи 8 Основ постановлением Министерства труда Российской Федерации 30 января 1995 года №6 утверждены Рекомендации по организации работы службы охраны в организации и разработан примерный договор на проведение работ по охране труда, который был разослан на места письмом от 16 ноября 1994 года № 2207 – КВ.
Этой
статье Основ также в целях
организации сотрудничества по охране
труда работодателей и
Опыт западных стран показывает, что путем сотрудничества сторон рынка труда в комитетах по охране труда можно решать практически все вопросы условий труда и обеспечения его безопасности, так как решения этих органов обязательны как для работодателя, так и для работников. Используя этот опыт, Министерство труда Российской Федерации постановлением от 12 октября 1994 года № 64 утвердило Рекомендации по формированию и организации деятельности совместных комитетов (комиссий) по охране труда, создаваемых на предприятиях, в учреждениях и организациях с численностью работников более 10 человек. Органами по труду субъектов Российской Федерации предложено оказать предприятиям необходимую помощь по формированию и организации деятельности таких комитетов (комиссий).
Очень важно отметить, что в статье 8 Основ имеется запись о том, что ответственность за состояние условий и охраны труда в организациях возлагается на работодателя, а названные органы управления охраной труда создаются в помощь работодателя.
Поэтому в статье 9 Основ достаточно подробно раскрыты обязанности работодателя по обеспечению охраны труда в организации, должное выполнение которых позволит созданию безопасных и здоровых условий труда для работников.
Обязанности работника (статья 10 Основ) значительно меньше, но играют важную роль в обеспечении безопасности его труда и они несколько шире обязанностей, указанных в КЗоТ Российской Федерации (статья 145).
Значительная доля несчастных случаев на производстве происходит по причине незнания правил и норм по охране труда руководителями производства и работниками. За счет устранения этой причины, по мнению специалистов, можно было бы сократить производственный травматизм не менее, чем на 30 процентов. Не случайно Основами (статья 12) предусмотрено, что все работники предприятий, включая руководителей, обязаны проходить обучение, инструктаж, проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда. Предусмотрено также, что государство должно обеспечивать подготовку специалистов по охране труда в образовательных учреждениях высшего и среднего профессионального образования. Вопросы охраны труда должны включаться также в программы начального, среднего и высшего профессионального образования (статья 15 Основ).
В условиях рыночной экономики никакие меры организационного характера в системе управления охраной труда не могут обеспечить необходимых результатов, если работодатель экономически не будет в них заинтересован. Мы в отличие от других стран не умеем оценивать эффективность мероприятий, направленных на улучшение условий труда, обеспечение его безопасности и подсчитывать потери, связанные с неблагоприятными условиями труда и высоким уровнем производственного травматизма. В этом главная причина недооценки значения охраны труда практически по всей вероятности властных структур. Именно поэтому затягивается решение многих вопросов, связанных с реализацией Основ, в том числе не решаются вопросы финансирования охраны труда в том порядке, который предусмотрен статьей 17 Основ.
В
условиях рыночной экономики управление
охраной труда без применения
экономических рычагов
Создание такого механизма предполагает разработку в ближайшее время целого ряда законодательных и нормативных правовых актов, в том числе с учетом положений 18-22 Основ.
Насущной
задачей сейчас является создание федерального
и территориальных фондов охраны
труда (статья 17 Основ). В странах
Европейского Союза такие фонды
давно существуют и пользуются большой
поддержкой правительств.