Законодательство РФ об охране труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа

Описание

Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).doc

— 107.00 Кб (Скачать документ)

     Глава IV  

     НАДЗОР  И КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ  ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА  

     Основами (статьей 24) предусмотрен государственный  надзор и контроль за соблюдением  законодательных и иных нормативных  правовых актов по охране труда. То есть законодатель предложил осуществлять эти функции государству, которые раньше были закреплены за профсоюзами.

     Указом  Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 года № 850 №О государственном  надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда” образована Федеральная инспекция при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция), которая должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.

     Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 июня 1994 года № 1504, определен круг задач и функций государственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением труда работников и защиты их прав в этой области.

     Положением  установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.

     Руководство деятельностью Рострудинспекции и  подведомственных ей государственных  инспекций труда в субъектах  Российской Федерации осуществляется на основе единоличия Главным государственным  инспектором труда Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции не предусмотрено.

     Структура Федеральной Инспекции труда  определяется направлениями ее деятельности, то есть создаются государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается на заместителей Руководителя Рострудинспекции – Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

     14 июня 1995 года Государственной Думой  принят Федеральной Закон “О  внесении изменений и дополнений  в Кодекс законов о труде  Российской Федерации, Основы  законодательства Российской Федерации  об охране труда, Кодекс РСФСР  об административных правонарушениях и уголовный кодекс РСФСР”. В соответствии со статьей 3 этого закона, изменяющей редакцию статьи 41 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, нарушение должностным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности законодательства Российской Федерации о труде и законодательства Российской Федерации об охране труда влечет наложение штрафа в размере ста минимальных размеров оплаты труда. В соответствии с измененной статьей 210 рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий возложено на государственную инспекцию труда.

     Руководителям государственных инспекций труда  предоставлено право налагать административное взыскание (штраф) в размере от ста  минимальных размеров оплаты труда, а государственным инспекторам по охране труда и государственным правовым инспекторам – в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.

     В соответствии со статьей 4 этого Федерального Закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

     В соответствии с измененной редакцией  статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР  нарушение правил и норм охраны труда  и производственной санитарии лицом, на которое в установленном порядке  возложена обязанность по выполнению этих правил и норм на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от форм собственности, если это нарушение могла повлечь за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, наказывается лишением свободы на срок до одного года, или исправительными работами на тот же строк, или штрафом в размере до пятисот минимальных размеров оплаты труда, или увольнением от должности с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо без такового.

     Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

     Дисциплинарная  ответственность заключается в  наложение на должностное лицо или  работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации).

     Материальная  ответственность наступает в  случае ущерба, нанесенного предприятию  из-за несоблюдения работниками требований и норм охраны труда.

     Кроме ответственность работодателя и  должностных лиц за нарушение  требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами установлена ответственность  организации. За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на организации налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации (статья 20 Основ).

     Помимо  Федеральной инспекции  труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции) государственный  надзор в области  охраны труда осуществляют и другие федеральные  органы надзора.

     Главой XVII Кодекса законов о труде  Российской Федерации определены основные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

     Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному  ведению работ в отдельных  отраслях промышленности и на некоторых  объектах осуществляется Федеральным  горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России) и его местными органами (статья 245 КЗоТ Российской Федерации).

     Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте – и газодобывающей, оборонной (производства вредных химических взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного строительства, геологоразведочных и других горных работ (Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года № 234).

     Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора Российской Федерации (статья 246 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 года№ 447. Основной задачей Государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

     Государственный санитарно – эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпидемнадзор России) и территориальными учреждениями государственной, санитарно-эпидемиологической службы (статья 247 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 года № 1965.

     Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной  и радиационной безопасности осуществляется государственным комитетом по надзору  за ядерной и радиационной безопасностью  при Президенте Российской Федерации (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ Российской Федерации).

     Общественный  контроль за соблюдением  законных прав и интересов  работников в области  охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 25 Основ профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.

     В связи с этой статьей Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР своим  постановлением от 16 июня 1994 года № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов), Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприятии.

     Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда  профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30.

     Работодатель  обязан создавать необходимые условия  для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.

     Ответственность работодателя и должностных лиц  за нарушение законодательных и  иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41-1, 41-2, 41-3, 41-4), Уголовным Кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

     Успешная  реализация требований Основ позволит установить гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечить должный, единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях.


Информация о работе Законодательство РФ об охране труда