Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 19:04, курсовая работа
Одной из главных причин сложившегося неудовлетворительного положения с охраной труда в народном хозяйстве, наряду с резким сокращением инвестиций в реконструкцию и обновление основные производственных фондов, разрушением старой системы управления охраной труда, надзора и контроля за охраной труда, является несовершенство законодательной и нормативной базы в этой области.
Глава
IV
НАДЗОР
И КОНТРОЛЬ ЗА СОЗДАНИЕМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ
ОХРАНЕ ТРУДА
Основами (статьей 24) предусмотрен государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда. То есть законодатель предложил осуществлять эти функции государству, которые раньше были закреплены за профсоюзами.
Указом Президента Российской Федерации от 4 мая 1994 года № 850 №О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда” образована Федеральная инспекция при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекция), которая должна осуществлять надзор и контроль за соблюдением по существу всего трудового законодательства, а не только законодательства об охране труда. При этом акценты трудового права ставятся на первый план и таким образом подчеркивается, что охрана труда является частью, специфической областью этого права.
Что касается надзора и контроля непосредственно за охраной труда, то Положением о Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 20 июня 1994 года № 1504, определен круг задач и функций государственных инспекций труда, охватывающий практически все наиболее важные вопросы, связанные с обеспечением труда работников и защиты их прав в этой области.
Положением установлено, что Рострудинспекция и подведомственные ей государственные инспекции труда республик, краев, областей, городов федерального значения (то есть Москва и Санкт-Петербург), автономной области, автономных округов, районов и городов образуют единую систему надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда.
Руководство деятельностью Рострудинспекции и подведомственных ей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации осуществляется на основе единоличия Главным государственным инспектором труда Российской Федерации, назначаемым на должность и освобождаемым от должности Президентом Российской Федерации. Главный государственный инспектор труда Российской Федерации несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Федеральную инспекцию труда, и осуществление ею своих функций. Он же назначает на должность и освобождает от должности не только работников аппарата Рострудинспекции, но и руководителей государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации и их заместителей. Какое-либо согласование кандидатур на эти должности Положением о Роструинспекции не предусмотрено.
Структура Федеральной Инспекции труда определяется направлениями ее деятельности, то есть создаются государственная правовая инспекция труда и государственная инспекция по охране труда, организационно-методическое руководство которыми возлагается на заместителей Руководителя Рострудинспекции – Главного Государственного инспектора труда Российской Федерации и заместителей руководителей Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
14
июня 1995 года Государственной Думой
принят Федеральной Закон “О
внесении изменений и
Руководителям
государственных инспекций
В соответствии со статьей 4 этого Федерального Закона, дополняющей статью 30 Уголовного кодекса РСФСР, размер штрафа за существенное нарушение законодательства Российской Федерации о труде, а также за нарушение правил и норм по охране труда и производственной санитарии, повлекшие за собой несчастные случаи с людьми или иные тяжкие последствия, может быть увеличен до пятисот минимальных размеров оплаты труда.
В
соответствии с измененной редакцией
статьи 140 Уголовного кодекса РСФСР
нарушение правил и норм охраны труда
и производственной санитарии лицом,
на которое в установленном
Ответственность работников за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 27 Основ, в соответствии с которой работники предприятий привлекаются к дисциплинарной, а в соответствующих случаях и к материальной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Дисциплинарная ответственность заключается в наложение на должностное лицо или работника одного из следующих дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение (статья 135 КЗоТ Российской Федерации).
Материальная ответственность наступает в случае ущерба, нанесенного предприятию из-за несоблюдения работниками требований и норм охраны труда.
Кроме ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение требований законодательных и иных нормативных актов об охране труда, Основами установлена ответственность организации. За невыполнение требований законодательства Российской Федерации об охране труда и предписаний органов государственного надзора и контроля за охраной труда по созданию здоровых и безопасных условий труда на организации налагаются штрафы. Размеры и порядок наложения штрафов устанавливаются законодательством Российской Федерации (статья 20 Основ).
Помимо Федеральной инспекции труда при Министерстве труда Российской Федерации (Рострудинспекции) государственный надзор в области охраны труда осуществляют и другие федеральные органы надзора.
Главой XVII Кодекса законов о труде Российской Федерации определены основные органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.
Государственный надзор за соблюдением правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях промышленности и на некоторых объектах осуществляется Федеральным горным и промышленным надзором России (Госгортехнадзор России) и его местными органами (статья 245 КЗоТ Российской Федерации).
Указанный надзор осуществляется в угольной, горнорудной и нерудной, металлургической, нефте – и газодобывающей, оборонной (производства вредных химических взрывопожароопасных веществ и материалов) промышленности, на химических и нефтехимических производствах повышенной опасности, на предприятиях по хранению и переработке зерна, при ведении подземного строительства, геологоразведочных и других горных работ (Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 18 февраля 1993 года № 234).
Государственный надзор за проведением мероприятий, обеспечивающих безопасное обслуживание электрических и теплоиспользующих установок, осуществляется органами Государственного энергетического надзора Российской Федерации (статья 246 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 1993 года№ 447. Основной задачей Государственного энергетического надзора в Российской Федерации является осуществление контроля за техническим состоянием и безопасным обслуживанием электрических и теплоиспользующих установок потребителей электрической и тепловой энергии на предприятиях, в организациях и учреждениях независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.
Государственный санитарно – эпидемиологический надзор за соблюдением предприятиями, учреждениями, организациями гигиенических норм, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических правил осуществляется Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации (Госкомсанэпидемнадзор России) и территориальными учреждениями государственной, санитарно-эпидемиологической службы (статья 247 КЗоТ Российской Федерации). Положение о Государственном комитете санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации утверждено Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 1993 года № 1965.
Государственный надзор за соблюдением правил по ядерной и радиационной безопасности осуществляется государственным комитетом по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при Президенте Российской Федерации (Госатомнадзор России) (статья 247-1 КЗоТ Российской Федерации).
Общественный контроль за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда осуществляют в соответствии со статьей 25 Основ профессиональные союзы в лице их соответствующих органов и иные уполномоченные работниками представительные органы, которые могут создавать в этих целях собственные инспекции.
В связи с этой статьей Исполнительный комитет Генерального Совета ФНПР своим постановлением от 16 июня 1994 года № 5-5 утвердил Положение о технической инспекции труда ФНПР (профсоюзов), Типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда и одобрил Рекомендации по организации и осуществлению профсоюзами контроля за соблюдением законодательства по охране труда и окружающей среды на предприятии.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов или трудового коллектива действуют в соответствии с Рекомендациями по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива, утвержденными постановлением Министерства труда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года № 30.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных, обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств предприятия.
Ответственность работодателя и должностных лиц за нарушение законодательных и иных нормативных актов об охране труда определена статьей 26 Основ, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (статьи 41, 41-1, 41-2, 41-3, 41-4), Уголовным Кодексом РСФСР (статьи 30, 140), Кодексом законов о труде Российской Федерации (статья 249). Работодатели и должностные лица, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов об охране труда привлекаются к административной, дисциплинарной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.
Успешная реализация требований Основ позволит установить гарантии осуществления права работников на охрану труда и обеспечить должный, единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками в организациях.