Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2012 в 16:08, реферат
В годы первой мировой войны авиацию впервые стали применять для
нанесения бомбовых ударов не только по боевым порядкам войск, но и по
объектам экономики, по населению. 2 марта 1918 г. впервые испытал бом-
бежку Петроград. В результате налета кайзеровской авиации 3 чел. погибли,
5 чел. получили ранения. 3 марта был создан Штаб воздушной обороны
(ПВО), который организовал: сеть наблюдательных постов, светомаскиров-
ку, противопожарную и медико-санитарную службы, изготовление средств
ПХЗ, были сформированы первые отряды ПВО.
Один из мудрецов сказал: ”Чтобы правильно понять настоящее, осозна-
вать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое!”. Выясним,
когда и где зародилась система защиты населения и территорий России?
В годы первой мировой войны авиацию впервые стали применять для
нанесения бомбовых ударов не только по боевым порядкам войск, но и по
объектам экономики, по населению. 2 марта 1918 г. впервые испытал бом-
бежку Петроград. В результате налета кайзеровской авиации 3 чел. погибли,
5 чел. получили ранения. 3 марта был создан Штаб воздушной обороны
(ПВО), который организовал: сеть наблюдательных постов, светомаскиров-
ку, противопожарную и медико-санитарную службы, изготовление средств
ПХЗ, были сформированы первые отряды ПВО.
Это было
абсолютно новым делом не
стран мира. Система ПВО (МПВО с 1928 г.) просуществовала более 43 лет.
13 июля 1961 г. Принято решение о создании Новой системы защиты
страны. Она получила название Гражданская оборона. (Постановление ЦК
КПСС и Совета Министров СССР № 639-275) Эта система просуществовала
31 год.
Это было вызвано 3 причинами:
1. Появление
ракетно-ядерного оружия
(специалисты Пентагона подсчитали, что одна 20 мегатонная бомба может
привести к гибели не менее 6 млн. чел.).
2. Сложной
международной обстановкой.
НАТО и ОВД.
3. Ростом количества ЧС. В такой ситуации осуществлять оборонные
мероприятия без хорошо организованной ГО было невозможно. (Возглавля-
ли – 10 лет маршал Советского Союза В.И. Чуйков, с 1972 г. – генерал-
полковник А.Т. Алтухин, Герой Советского Союза, зам МО СССР, с 1986 г.
– В.Л. Говоров.).
27 декабря 1990 г. было принято постановление Совета Министров
РСФСР об образовании Российского корпуса спасателей на правах Государ-
ственного комитета РСФСР. Весной и осенью 1991 г. состоялись первые
съезды Российского корпуса спасателей, который вскоре был преобразован
в Ассоциацию спасательных формирований России. В апреле 1991 года
председателем Российского корпуса спасателей назначен С. К. Шойгу.
30 июля 1991
г. Российский корпус
диума Верховного Совета РСФСР преобразован в Государственный комитет
РСФСР по ЧС.
19 ноября 1991 г. Указом Президента № 221 образован Государственный
комитет по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий
стихийных бедствий при Президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председате-
лем которого был назначен С.К. Шойгу.
Этим же Указом учреждены Штаб войск гражданской обороны РСФСР
и 9 региональных центров по делам ГОЧС, а именно: Центральный (г. Мо-
сква), Северо-Западный (г. Санкт-Петербург), Северо-Кавказкий (г. Ростов-
на-Дону), Приволжский (г. Самара), Уральский (г. Екатеринбург), Западно-
Сибирский (г. Новосибирск), Восточно-Сибирский (г. Красноярск), Забай-
кальский (г. Чита) и Дальневосточный (г. Хабаровск).
18 апреля 1992 г. создана Российская система по ЧС. (РСЧС) по реше-
нию Правительства РФ № 261. Это была новая система защиты населения и
территорий. Она родилась как орган исполнительной власти, координи-
рующий и использующий все силы и средства в условиях ЧС мирного и во-
енного времени. 10 января 1994 г. указом Президента РФ № 66 “О структу-
ре федеральных органов исполнительной власти” ГКЧС России преобразо-
ван в Министерство РФ по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации
последствий стихийных бедствий (МЧС России). Ему также переданы
функции госкомитета по социальной защите граждан и реабилитации тер-
риторий, пострадавших от чернобыльских и других катастроф, и комитета
по проведению подводных работ особого назначения. 20 января 1994 г. Ука-
зом Президента РФ № 171 Министром РФ по ЧС назначен С.К. Шойгу.
Январь 2002 г.
в соответствии с Указом
года № 1309 “О совершенствовании государственного управления в области
противопожарной безопасности” в ведение МЧС вошли свыше 275 тысяч
сотрудников ГПС МВД, а также 13 тысяч 687 единиц основной и 3 тысячи
67 единиц специальной пожарной техники. С 1 января управление террито-
риальными и специальными органами, а также подразделениями, учрежде-
ниями предприятиями и организациями ГПС осуществляет Главное управ-
ление Государственной противопожарной службы МЧС РФ. А непосредст-
венное руководство специальными подразделениями и их органами управ-
ления – Специальное управление ГУГПС МЧС России! 5 ноября 1995 г. эта
система была преобразована в Единую государственную систему предупре-
ждения и ликвидации ЧС (РСЧС, Постановление Правительства РФ №
1113).
4.1. Назначение, задачи
и структура Единой
предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). Силы и средства РСЧС
В федеральном Законе “О защите населения и территорий от ЧС при-
родного и техногенного характера” определены задачи и назначение Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). РСЧС
предназначена для защиты населения и национального достояния от воз-
действия катастроф, аварий, экологических и стихийных бедствий или
уменьшения их разрушительного воздействия.
Основная цель РСЧС - объединение усилий центральных и региональ-
ных органов представительной и исполнительной власти, а также организа-
ций и учреждений для предупреждения и ликвидации последствий ЧС.
Основными задачами РСЧС являются:
1. Разработка
и реализация правовых и
чению защиты населения и территорий от ЧС.
2. Осуществление мероприятий по предупреждению ЧС, обеспечение
готовности органов управления, сил и средств к действиям по предупреж-
дению и ликвидации ЧС.
3. Сбор, обработка и выдача информации в области защиты населения и
территорий от ЧС.
4. Подготовка
населения к действиям в
5. Создание
резервов финансовых и
дации ЧС.
6. Ликвидация ЧС.
Ликвидация
ЧС включает следующие
- разведку с целью выявления вида ЧС, обнаружения источников опас-
ности, определения масштаба и границы зоны ЧС, непрерывное наблюдение
и контроль за изменением обстановки в зоне ЧС;
- анализ данных разведки, наблюдение, контроль и оценка обстановки в
зоне ЧС;
- проведение
аварийно-спасательных и
- обеспечение процесса ликвидации ЧС;
- жизнеобеспечение
населения и сил для
7. Осуществление
мероприятий по социальной
страдавшего от ЧС.
8. Международное
сотрудничество в области
торий от ЧС.
Какова же структура РСЧС?
РСЧС
состоит из территориальных и
функциональных подсистем и
ет 5 уровней: федеральный, региональный (несколько субъектов РФ), тер-
риториальный (территория субъекта), местный (район, город) и объектовый
(организация, предприятие, ВУЗ, школа).
Территориальные подсистемы РСЧС создаются в субъектах РФ (их 88)
для предупреждения и ликвидации ЧС в пределах их территорий и состоят
из звеньев соответствующих
административно-
этих территорий.
Задачи,
организация, состав сил и
территориальных подсистем РСЧС определяются положениями об этих
подсистемах, утверждаемыми соответствующими органами государствен-
ной власти субъектов РФ.
Функциональные
подсистемы РСЧС создаются
исполнительной власти в Министерствах, ведомствах для организации ра-
боты по защите населения и территорий от ЧС в сфере их деятельности и
порученных им отраслях экономики.
Например,
руководство созданием и
дупреждения аварий на объектах атомной энергетики возложено на Мини-
стерство по атомной энергии, на объектах топливно-энергетического ком-
плекса - на Министерство топлива и энергетики. На Министерство внутрен-
них дел возложена ответственность за аварийно-спасательные работы и ох-
рану общественного порядка. На Министерство здравоохранения - за резерв
медицинских ресурсов, на Министерство обороны - за авиационно-
космическую службу поиска и спасения и т.д.
Каждый
уровень РСЧС имеет:
ствующие органы управления, специально уполномоченные на решение за-
дач в области защиты населения и территорий от ЧС, органы управления, по
делам ГО и ЧС; органы повседневного управления, силы и средства, резер-
вы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения, ин-
формационного обеспечения.
Координирующими органами РСЧС являются:
- на федеральном уровне - межведомственная комиссия по предупреж-
дению и ликвидации ЧС и ведомственные комиссии по ЧС в Федеральных
органах власти;
- на региональном уровне - охватывающем территории нескольких субъ-
ектов РФ - региональные центры по делам ГО, ЧС и ликвидации последст-
вий стихийных бедствий МЧС (далее именуются региональные центры
(РЦ)). Так, Северо-Западный РЦ включает 10 субъектов РФ: Ленинград-
скую, Калининградскую, Новгородскую, Архангельскую, Псковскую, Мур-
манскую области, Ненецкий национальный округ и др;
- на территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта РФ-
комиссии по ЧС органов исполнительной власти субъектов РФ (КЧС г.
Санкт-Петербурга, КЧС Ленинградской области и т.д.);
- на местном уровне, охватывающем территорию района, города (района
в городе) комиссии по ЧC (органы местного самоуправления);
- на объектовом уровне, охватывающем территорию организации или
объекта, - объектовые комиссии по ЧС (ОКЧС создаются в случае необхо-
димости при наличии соответствующей материально-технической базы);
Положение о Межведомственной комиссии по предупреждению и лик-
видации ЧС и её состав утверждаются правительством РФ.
Положение о комиссиях по ЧС федеральных органов исполнительной
власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также объекто-
вых КЧС, и состав этих комиссий утверждаются решениями руководителей
соответствующих федеральных органов власти, органов государственной
власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций.
Органами управления по делам ГО и ЧС являются:
- на федеральном уровне - Министерство РФ по делам ГО, ЧС и ликви-
дации последствий стихийных бедствий (МЧС);
- на региональном уровне - региональные центры;
- на территориальном и местном уровнях – органы управления по делам
ГО и ЧС, создаваемые при органах исполнительной власти субъектов РФ и
Информация о работе Защита населения от чрезвычайных ситуаций