Здоровьесберегающая система
образовательного учреждения
Здоровьесберегающие технологии в образовании.
Мониторинг здоровья.
Система медико-псиолого-педагогического
сопровождения учащихся
применяется во
многих инновационных школах
как основной способ своевременной
диагностики и коррекции нарушений
психического здоровья детей
и подростков.
Современные школьники
большую часть времени проводят
в образовательных учреждениях
и режим их жизни, в значительной
степени обусловлен школой. Это
заставляет сконцентрировать внимание
медицинских и педагогических
работников на вопросах организации
медицинской помощи, профилактике
заболеваний и охране здоровья
детей в самих образовательных
учреждениях.
Влияние факторов, определяющих
уровень общественного здоровья,
распределяется следующим образом:
1. Наследственность —
определяет здоровье на 20%.
2. Условия внешней среды
(природные и социальные) — на
20%.
3. Деятельность системы
здравоохранения — на 10%.
4. Образ жизни человека
— на 50%.
Из этого соотношения
видно, что главным резервом
здоровья человека является его
образ жизни. Положительно влияя
на него, мы можем существенно
повысить потенциал здоровья.
Школы ряда регионов
России (Москва, Кемерово, Нижний Новгород
и др.) работают над этой проблемой
уже около 10 лет. Создаются
региональные модели образования
в области здоровья, оформляется
новый тип образовательного учреждения
«Школа здоровья», призванных
сберегать здоровье детей, т.е.
создавать такое окружение, в
котором детям будет комфортно
во всех отношениях. В Европе
существует сеть школ содействующих
здоровью, членами которых являются
40 стран, главным критерием оценки
в школе должно стать здоровье
детей.
Школы «укрепления здоровья»
призваны обеспечить здоровый образ
жизни для всего школьного
коллектива путем создания окружающей
среды, благоприятной для укрепления
здоровья; привести все элементы учебного
процесса в соответствие с состоянием
здоровья, физическими и психологическими
возможностями учащихся и учителей;
содействовать воспитанию у детей
чувства своей неразрывности
с природой, ответственности за собственное
здоровье, здоровье семьи и общества;
обучать навыкам здорового образа жизни
и поддержания хороших межличностных
отношений. Однако эффективность работы
этих школ не проанализирована и не обобщена,
что не позволяет дать только положительную
оценку их работы при безусловной важности
создания сети таких школ.
Во многих образовательных
учреждениях создаются и апробируются
скрининг-программы «Здоровье», задачей
которых является обеспечение педагогического
коллектива информацией о состоянии здоровья
учащихся, что помогает определить «зоны
тревог» и скорректировать всю последующую
педагогическую деятельность с учетом
полученных данных. Эффективность и экономичность
программ обеспечиваются наличием компьютерной
версии накопления и обработки результатов
проводимых исследований. Собранный банк
данных и анализ результатов исследования
позволяют выделять проблемные области
и разрабатывать педагогические технологии
их решения.
Компьютерные информационно-диагностические
программы, психофизиологические
тесты, индивидуальные карты здоровья
детей, скрининг тесты применяют
в своей практике и многие
другие инновационные школы, а
также муниципальные Центры психолого-педагогической
и медико-социальной помощи детям
и подросткам (ЦППМСП). На основании
индивидуальных «паспортов здоровья
и развития» учащихся разрабатывается
тактика оздоровительных и профилактических
мероприятий.
Профилактика и коррекция
так называемых «школьных» болезней
(близорукость, нарушение осанки) во
многом зависит от соблюдения
гигиенических норм естественного
и искусственного освещения, соответствия
размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим
параметрам школьника, а также
от величины учебной нагрузки.
Успешность в решении
задачи формирования у школьников
культуры здорового образа жизни
зависит как от насыщения образовательной
среды информацией в виде знания
о здоровье человека, так и
от воспитательной работы, направленной
на развитие познавательной активности
детей и подростков и формирование
у них потребности и умений
в сохранении и развитии здоровья.
В программы, направленные на формирование
здорового образа жизни, входят следующие
направления работы: рациональный режим
труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая
физическая активность; эффективное, научно
обоснованное закаливание; нормальное
питание в соответствии с концепцией адекватного
питания; комплекс психологических и психопрофилактических
воздействий; учет и коррекция влияния
на здоровье окружающей среды; вред и польза
самолечения; пропаганда вредных для здоровья
факторов — алкоголизма, курения, наркомании,
токсикомании; формирование правильных
представлений у детей и подростков о
половом созревании, знание и меры профилактики
СПИДа, обучение мерам по предупреждению
уличного и бытового травматизма и правилам
личной гигиены.
Основу других программ
составляют специализированные
курсы, которые учат заботе
о духовном и физическом здоровье
как фундаменте будущей профессиональной
и жизненной карьеры.
Анализ здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений
показывает, что существующая модель включает
следующие формы и виды деятельности (с
учетом приоритетов, определяемых программами):
1. систему коррекции нарушений
соматического здоровья с использованием
комплекса оздоровительных и
медицинских мероприятий без
отрыва от учебного процесса;
2. различные формы организации
учебно-воспитательного процесса (УВП)
с учетом его психологического
и физиологического воздействия
на организм учащихся;
3. контроль за соблюдением санитарно-гигиенических
норм организации УВП, нормирования учебной
нагрузки и профилактики утомления учащихся;
4. систему медико-психолого-педагогического
мониторинга состояния здоровья,
физического и психического развития
школьников;
5. разработку и реализацию
обучающих программ по формированию
культуры здоровья и профилактике
вредных привычек;
6. службу психологической
помощи учителям и учащимся
по преодолению стрессов, тревожности,
содействия гуманного подхода
к каждому ученику, формирования
доброжелательности и справедливых
отношений в коллективе;
7. организацию и контроль
обеспечения сбалансированного
питания всех учащихся в школе;
8. мероприятия, направленные
на укрепление здоровья школьников
и учителей, создание условий
для их гармоничного развития.
Комплекс этих мер
получил общее название «здоровьесберегающие
технологии». Однако, более корректной
была бы формулировка «система мер по
сохранению и укреплению здоровья школьников»
или «здоровьесберегающая деятельность
образовательного учреждения», т.к. собственно
технологий в системе форм и методов этой
работы нет (за исключением медицинских
технологий оздоровления, реализация
которых не является функцией образовательного
учреждения.
Необходимо отметить,
что системно и комплексно (используя
3—4 компонента модели) ведут лишь
около 20% школ.
Понятие «здоровьесберегающая
технология» относится к качественной
характеристике любой образовательной
технологии, показывающей насколько решается
задача сохранения здоровья учителя и
учеников.
Таким образом, здоровьесберегающие
технологии – это образовательные технологии,
удовлетворяющие основным критериям:
Почему и для чего?
— однозначное и строгое определение
целей обучения,
Что? — отбор и
структура содержания,
Как? — оптимальная
организация учебного процесса,
С помощью чего? —
методы, приемы и средства обучения,
Кто? — реальный
уровень квалификации учителя.
Так ли это? —
объективные методы оценки результатов
обучения.
Термин «здоровьесберегающие
образовательные технологии» (далее –
ЗОТ) можно рассматривать и как качественную
характеристику любой образовательной
технологии, её «сертификат безопасности
для здоровья», и как совокупность тех
принципов, приёмов, методов педагогической
работы, которые дополняя традиционные
технологии обучения и воспитания, наделяют
их признаком здоровьесбережения.
Специалисты предлагают
несколько подходов к классификации
здоровьесберегающих технологий. Наиболее
проработанной и используемой в образовательных
учреждениях является классификация,
предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов,
2006).
Среди здоровьесберегающих
технологий, применяемых в системе образования
он выделяет несколько групп, в которых
используется разный подход к охране здоровья,
а соответственно, и разные методы и формы
работы.
1. Медико-гигиенические технологии
(МГТ). К данному виду технологий
относится совместная деятельность
педагога и медицинских работников.
Также к медико-гигиеническим
технологиям относятся контроль
и помощь в обеспечении надлежащих
гигиенических условий в соответствии
с регламентациями СанПиНов. Медицинский
кабинет школы организует проведение
прививок учащимся, оказание консультативной
и неотложной помощи обратившимся в медицинский
кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому
просвещению учащихся и педагогического
коллектива, следит за динамикой здоровья
учащихся, организует профилактические
мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа)
и решает ряд других задач, относящихся
к компетенции медицинской службы. 2.Физкультурно-оздоровительные
технологии (ФОТ). Направлены на физическое
развитие занимающихся: закаливание, тренировку
силы, выносливости, быстроты, гибкости
и других качеств, отличающих здорового,
тренированного человека от физически
немощного. Реализуются на уроках физической
культуры, в работе спортивных секций
и на внеклассных спортивно-оздоровительных
мероприятиях.
3.Экологические здоровьесберегающие
технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области
здоровьесбережения пока явно недооценены
и слабо задействованы. Направленность
этих технологий - создание природосообразных,
экологически оптимальных условий жизни
и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений
с природой. В школе это - и обустройство
пришкольной территории, и зеленые растения
в классах, рекреациях, и живой уголок,
и участие в природоохранных мероприятиях.
4.Технологии обеспечения
безопасности жизнедеятельности
(ТОБЖ).
Их реализуют специалисты
по охране труда, защите в
чрезвычайных ситуациях, архитекторы,
строители, представители коммунальной,
инженерно-технических служб, гражданской
обороны, пожарной инспекции и
т.д. Поскольку сохранение здоровья
рассматривается при этом как
частный случай главной задачи
– сохранение жизни – требования
и рекомендации этих специалистов
подлежат обязательному учету
и интеграции в общую систему
здоровьесберегающих технологий. Грамотность
учащихся по этим вопросам обеспечивается
изучением курса ОБЖ, педагогов – курса
«Безопасность жизнедеятельности», а
за обеспечение безопасности условий
пребывания в школе отвечает ее директор.
5. 3доровьесберегающие образовательные
технологии (ЗОТ) подразделяются
на 3 три подгруппы:
- организационно-педагогические
технологии (ОПТ), определяющие структуру
учебного процесса, частично регламентированную
в СанПиНах, способствующих предотвращению
состояния переутомления, гиподинамии
и других дезаптационных состояний;
- психолого-педагогические
технологии (ППТ), связанные с непосредственной
работой учителя на уроке, воздействием,
которое он оказывает все 45
минут на своих учеников. Сюда
же относится и психолого-педагогическое
сопровождение всех элементов
образовательного процесса;
- учебно-воспитательные
технологии (УВТ), которые включают
программы по обучению грамотной
заботе о своем здоровье и
формированию культуры здоровья
учащихся, мотивации их к ведению
здорового образа жизни, предупреждению
вредных привычек, предусматривающие
также проведение организационно-воспитательной
работы со школьниками после
уроков, просвещение их родителей.
Отдельное место занимают
еще две группы технологий, традиционно
реализуемые вне школы, но в
последнее время все чаще включаемые
во внеурочную работу школы:
- социально адаптирующие
и личностно-развивающие технологии(САЛРТ)
включают технологии, обеспечивающие
формирование и укрепление психологического
здоровья учащихся, повышение ресурсов
психологической адаптации личности.
Сюда относятся разнообразные социально-психологические
тренинги, программы социальной и семейной
педагогики, к участию в которых целесообразно
привлекать не только школьников, но и
их родителей, а также педагогов;
- лечебно-оздоровительные
технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные
медико-педагогические области знаний:
лечебную педагогику и лечебную
физкультуру, воздействие которых
обеспечивает восстановление физического
здоровья школьников.