Здоровьесберегающая система образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:52, реферат

Описание

Современные школьники большую часть времени проводят в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях.

Работа состоит из  1 файл

Здоровьесберегающая система образовательного учреждения.docx

— 25.40 Кб (Скачать документ)

Здоровьесберегающая система образовательного учреждения

Здоровьесберегающие технологии в образовании. Мониторинг здоровья.

 Система медико-псиолого-педагогического сопровождения учащихся

 применяется во  многих инновационных школах  как основной способ своевременной  диагностики и коррекции нарушений  психического здоровья детей  и подростков.

 Современные школьники  большую часть времени проводят  в образовательных учреждениях  и режим их жизни, в значительной  степени обусловлен школой. Это  заставляет сконцентрировать внимание  медицинских и педагогических  работников на вопросах организации  медицинской помощи, профилактике  заболеваний и охране здоровья  детей в самих образовательных  учреждениях.

 Влияние факторов, определяющих  уровень общественного здоровья, распределяется следующим образом:

1. Наследственность —  определяет здоровье на 20%.

2. Условия внешней среды  (природные и социальные) — на 20%.

3. Деятельность системы  здравоохранения — на 10%.

4. Образ жизни человека  — на 50%.

 Из этого соотношения  видно, что главным резервом  здоровья человека является его  образ жизни. Положительно влияя  на него, мы можем существенно  повысить потенциал здоровья.

 Школы ряда регионов  России (Москва, Кемерово, Нижний Новгород  и др.) работают над этой проблемой  уже около 10 лет. Создаются  региональные модели образования  в области здоровья, оформляется  новый тип образовательного учреждения  «Школа здоровья», призванных  сберегать здоровье детей, т.е.  создавать такое окружение, в  котором детям будет комфортно  во всех отношениях. В Европе  существует сеть школ содействующих  здоровью, членами которых являются 40 стран, главным критерием оценки  в школе должно стать здоровье  детей.

Школы «укрепления здоровья»  призваны обеспечить здоровый образ  жизни для всего школьного  коллектива путем создания окружающей среды, благоприятной для укрепления здоровья; привести все элементы учебного процесса в соответствие с состоянием здоровья, физическими и психологическими возможностями учащихся и учителей; содействовать воспитанию у детей  чувства своей неразрывности  с природой, ответственности за собственное  здоровье, здоровье семьи и общества; обучать навыкам здорового образа жизни и поддержания хороших межличностных отношений. Однако эффективность работы этих школ не проанализирована и не обобщена, что не позволяет дать только положительную оценку их работы при безусловной важности создания сети таких школ.

 Во многих образовательных  учреждениях создаются и апробируются  скрининг-программы «Здоровье», задачей которых является обеспечение педагогического коллектива информацией о состоянии здоровья учащихся, что помогает определить «зоны тревог» и скорректировать всю последующую педагогическую деятельность с учетом полученных данных. Эффективность и экономичность программ обеспечиваются наличием компьютерной версии накопления и обработки результатов проводимых исследований. Собранный банк данных и анализ результатов исследования позволяют выделять проблемные области и разрабатывать педагогические технологии их решения.

 Компьютерные информационно-диагностические  программы, психофизиологические  тесты, индивидуальные карты здоровья  детей, скрининг тесты применяют  в своей практике и многие  другие инновационные школы, а  также муниципальные Центры психолого-педагогической  и медико-социальной помощи детям  и подросткам (ЦППМСП). На основании  индивидуальных «паспортов здоровья  и развития» учащихся разрабатывается  тактика оздоровительных и профилактических  мероприятий.

 Профилактика и коррекция  так называемых «школьных» болезней (близорукость, нарушение осанки) во  многом зависит от соблюдения  гигиенических норм естественного  и искусственного освещения, соответствия  размеров школьной мебели возрастно-антропометрическим  параметрам школьника, а также  от величины учебной нагрузки.

 Успешность в решении  задачи формирования у школьников  культуры здорового образа жизни  зависит как от насыщения образовательной  среды информацией в виде знания  о здоровье человека, так и  от воспитательной работы, направленной  на развитие познавательной активности  детей и подростков и формирование  у них потребности и умений  в сохранении и развитии здоровья. В программы, направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, оптимальная и систематическая физическая активность; эффективное, научно обоснованное закаливание; нормальное питание в соответствии с концепцией адекватного питания; комплекс психологических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; пропаганда вредных для здоровья факторов — алкоголизма, курения, наркомании, токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о половом созревании, знание и меры профилактики СПИДа, обучение мерам по предупреждению уличного и бытового травматизма и правилам личной гигиены.

 Основу других программ  составляют специализированные  курсы, которые учат заботе  о духовном и физическом здоровье  как фундаменте будущей профессиональной  и жизненной карьеры.

 Анализ здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений показывает, что существующая модель включает следующие формы и виды деятельности (с учетом приоритетов, определяемых программами):

1. систему коррекции нарушений  соматического здоровья с использованием  комплекса оздоровительных и  медицинских мероприятий без  отрыва от учебного процесса;

2. различные формы организации  учебно-воспитательного процесса (УВП)  с учетом его психологического  и физиологического воздействия  на организм учащихся;

3. контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся;

4. систему медико-психолого-педагогического  мониторинга состояния здоровья, физического и психического развития  школьников;

5. разработку и реализацию  обучающих программ по формированию  культуры здоровья и профилактике  вредных привычек;

6. службу психологической  помощи учителям и учащимся  по преодолению стрессов, тревожности,  содействия гуманного подхода  к каждому ученику, формирования  доброжелательности и справедливых  отношений в коллективе;

7. организацию и контроль  обеспечения сбалансированного  питания всех учащихся в школе;

8. мероприятия, направленные  на укрепление здоровья школьников  и учителей, создание условий  для их гармоничного развития.

 Комплекс этих мер  получил общее название «здоровьесберегающие технологии». Однако, более корректной была бы формулировка «система мер по сохранению и укреплению здоровья школьников» или «здоровьесберегающая деятельность образовательного учреждения», т.к. собственно технологий в системе форм и методов этой работы нет (за исключением медицинских технологий оздоровления, реализация которых не является функцией образовательного учреждения.

 Необходимо отметить, что системно и комплексно (используя  3—4 компонента модели) ведут лишь  около 20% школ.

 Понятие «здоровьесберегающая технология» относится к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.

 Таким образом, здоровьесберегающие технологии – это образовательные технологии, удовлетворяющие основным критериям:

 Почему и для чего? — однозначное и строгое определение  целей обучения,

 Что? — отбор и  структура содержания,

 Как? — оптимальная  организация учебного процесса,

 С помощью чего? —  методы, приемы и средства обучения,

 Кто? — реальный  уровень квалификации учителя.

 Так ли это? —  объективные методы оценки результатов  обучения.

 Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» (далее – ЗОТ) можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.

 Специалисты предлагают  несколько подходов к классификации  здоровьесберегающих технологий. Наиболее проработанной и используемой в образовательных учреждениях является классификация, предложенная Н.К. Смирновым (Н.К. Смирнов, 2006). 

 Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования он выделяет несколько групп, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы.

1. Медико-гигиенические технологии (МГТ). К данному виду технологий  относится совместная деятельность  педагога и медицинских работников. Также к медико-гигиеническим  технологиям относятся контроль  и помощь в обеспечении надлежащих  гигиенических условий в соответствии  с регламентациями СанПиНов. Медицинский кабинет школы организует проведение прививок учащимся, оказание консультативной и неотложной помощи обратившимся в медицинский кабинет, проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому просвещению учащихся и педагогического коллектива, следит за динамикой здоровья учащихся, организует профилактические мероприятия в преддверии эпидемий (гриппа) и решает ряд других задач, относящихся к компетенции медицинской службы. 2.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ). Направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически немощного. Реализуются на уроках физической культуры, в работе спортивных секций и на внеклассных спортивно-оздоровительных мероприятиях.

3.Экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ). Ресурсы этой области здоровьесбережения пока явно недооценены и слабо задействованы. Направленность этих технологий - создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой. В школе это - и обустройство пришкольной территории, и зеленые растения в классах, рекреациях, и живой уголок, и участие в природоохранных мероприятиях.

4.Технологии обеспечения  безопасности жизнедеятельности  (ТОБЖ).

 Их реализуют специалисты  по охране труда, защите в  чрезвычайных ситуациях, архитекторы,  строители, представители коммунальной, инженерно-технических служб, гражданской  обороны, пожарной инспекции и  т.д. Поскольку сохранение здоровья  рассматривается при этом как  частный случай главной задачи  – сохранение жизни – требования  и рекомендации этих специалистов  подлежат обязательному учету  и интеграции в общую систему  здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курса «Безопасность жизнедеятельности», а за обеспечение безопасности условий пребывания в школе отвечает ее директор.

5. 3доровьесберегающие образовательные  технологии (ЗОТ) подразделяются  на 3 три подгруппы:

- организационно-педагогические  технологии (ОПТ), определяющие структуру  учебного процесса, частично регламентированную  в СанПиНах, способствующих предотвращению  состояния переутомления, гиподинамии  и других дезаптационных состояний;

- психолого-педагогические  технологии (ППТ), связанные с непосредственной  работой учителя на уроке, воздействием, которое он оказывает все 45 минут на своих учеников. Сюда  же относится и психолого-педагогическое  сопровождение всех элементов  образовательного процесса;

- учебно-воспитательные  технологии (УВТ), которые включают  программы по обучению грамотной  заботе о своем здоровье и  формированию культуры здоровья  учащихся, мотивации их к ведению  здорового образа жизни, предупреждению  вредных привычек, предусматривающие  также проведение организационно-воспитательной  работы со школьниками после  уроков, просвещение их родителей.

 Отдельное место занимают  еще две группы технологий, традиционно  реализуемые вне школы, но в  последнее время все чаще включаемые  во внеурочную работу школы:

- социально адаптирующие  и личностно-развивающие технологии(САЛРТ) включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья учащихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности. Сюда относятся разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только школьников, но и их родителей, а также педагогов;

- лечебно-оздоровительные  технологии (ЛОТ) составляют самостоятельные  медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную  физкультуру, воздействие которых  обеспечивает восстановление физического  здоровья школьников.

Информация о работе Здоровьесберегающая система образовательного учреждения