На основе вышесказанного
определим схему экспертной оценки
форм и методов здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений,
проводящих эту работу комплексно и системно.
Базовая модель системной
комплексной работы по сохранению
и укреплению здоровья в образовательных
учреждениях (соответственно и
базовая модель мониторинга) состоит
из следующих блоков:
I блок — здоровьесберегающая
инфраструктура образовательного учреждения.
Блок включает:
• состояние и содержание
здания и помещений школы в
соответствии с гигиеническими
нормативами;
• оснащенность кабинетов
физкультурного зала, спортплощадок
необходимым оборудованием и
инвентарем;
• наличие и необходимое
оснащение медицинского кабинета;
• наличие и необходимое
оснащение школьной столовой;
• организация качественного
питания;
• необходимый (в
расчете на количество учащихся)
и квалифицированный состав специалистов,
обеспечивающих работу с учащимися
(медицинские работники, учителя
физической культуры, психологи,
логопеды и т.п.).
Ответственность и
контроль за реализацию этого
блока должны быть возложены
на администрацию школы.
II блок — рациональная
организация учебного процесса.
Блок включает:
• соблюдение гигиенических
норм и требований к организации
и объему учебной, и внеучебной
нагрузки (домашние задания) учащихся
на всех этапах обучения;
• использование методов
и методик обучения, адекватных
возрастным возможностям и особенностям
учащихся (использование методик,
прошедших апробацию);
• введение любых
инноваций в учебный процесс
только под контролем специалистов;
• строгое соблюдение
всех требований к использованию
технических средств в обучении
(компьютер, аудио-визуальные средства);
• рациональная и
соответствующая требованиям организация
уроков физической культуры и
занятий активно-двигательного характера
в начальной школе;
• индивидуализация
обучения (учет индивидуальных особенностей
развития), работа по индивидуальным
программам в старших классах.
Реализация этого блока создаст
условия для снятия перегрузки,
нормального чередования труда
и отдыха, повысит эффективность
учебного процесса, снимая при
этом чрезмерное функциональное
напряжение и утомление. Как
показало изучение организации
учебного процесса и учебной
нагрузки, далеко не всегда, даже
в образовательных учреждениях,
выделяющих работу по сохранению
и укреплению здоровья в числе
приоритетных направлений деятельности,
серьезно относятся к решению
проблем рациональной организации
обучения. Это в большей мере
относится к лицеям, гимназиям,
школам с углубленным изучением
ряда предметов.
III блок — организация
физкультурно-оздоровительной работы.
Блок включает:
• полноценную и
эффективную работу с учащимися
всех групп здоровья (на уроках
физкультуры, в секциях и т.п.);
• организацию занятия
по ЛФК;
• организацию часа
активных движений (динамической
паузы) между 3 и 4 уроками в
начальной школе;
•организацию динамических
перемен, физкультурных пауз на
уроках, способствующих эмоциональной
разгрузке и повышению двигательной
активности;
• создание условий
и организацию работы спортивных
секций;
•регулярное проведение
спортивно-оздоровительных мероприятий
(дней спорта, соревнований, олимпиад,
походов и т.п.).
Правильно организованная
физкультурно-оздоровительная работа
может стать основой рациональной
организации двигательного режима
школьников, способствовать нормальному
физическому развитию и двигательной
подготовленности учащихся всех
возрастов, позволит повысить
адаптивные возможности организма,
а значит, станет средством сохранения
и укрепления здоровья школьников.
IV блок — просветительско-воспитательная
работа с учащимися, направленная
на формирование ценности здоровья
и здорового образа жизни.
Блок включает:
• включение в систему
работы образовательного учреждения
образовательных программ, направленных
на формирование ценности здоровья
и здорового образа жизни («Разговор
о правильном питании», «Все цвета,
кроме черного» (ранняя профилактика
наркомании), «Приключения в стране
здоровья» и т.п.). Подобные образовательные
программы должны носить модульный
характер, либо включаться в учебный
процесс в качестве регионального
или школьного компонента;
• лекции (лекторий), беседы,
консультации по проблемам сохранения
и укрепления здоровья, профилактики
вредных привычек;
• проведение «Дней
здоровья», конкурсов, праздников
и т.п.;
• создание общественного
совета по здоровью, включающего
представителей администрации, учащихся
старших классов, родителей, разрабатывающего
и реализующего школьную программу
«Образование и здоровье».
V блок — организация
системы просветительской и методической
работы с педагогами, специалистами
и родителями, направленная на
повышение квалификации работников
образовательного учреждения и
повышение уровня знаний родителей
по проблемам охраны и укрепления
здоровья.
Блок включает:
• лекции, семинары, консультации,
курсы по различным вопросам
роста и развития ребенка, его
здоровья, факторов, положительно и
отрицательно влияющих на здоровье,
и т.п.;
• приобретение необходимой
научно-методической литературы;
• привлечение педагогов
и родителей к совместной работе
по проведению спортивных соревнований,
дней здоровья, занятий по профилактике
вредных привычек и т.п. Организация
общественного совета по здоровью
и совместное (учителя, специалисты,
родители, учащиеся) обсуждение и
решение проблем сохранения и
укрепления здоровья в своем
образовательном учреждении с
учетом реальных возможностей
и потребностей.
VI блок — профилактика
и динамическое наблюдение за
состоянием здоровья.
Блок включает:
• использование рекомендованных
и утвержденных методов профилактики
заболеваний, не требующих постоянного
наблюдения врача (витаминизация,
профилактика нарушений осанки,
профилактика нарушений зрения
и т.п.);
• регулярный анализ
и обсуждение на педсоветах данных
о состоянии здоровья школьников, доступность
сведений для каждого педагога;
• регулярный анализ
результатов динамических наблюдений
за состоянием здоровья и их
обсуждение с педагогами, родителями;
введение карты здоровья класса
(школы), что позволит наглядно
увидеть рост заболеваемости, проанализировать
причины и своевременно принять
необходимые меры;
• создание системы
комплексной педагогической, психологической
и социальной помощи детям
со школьными проблемами;
привлечение медицинских
работников к реализации всех
компонентов работы по сохранению
и укреплению здоровья школьников,
просвещению педагогов и родителей.