Здоровьесберегающая система образовательного учреждения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 08:52, реферат

Описание

Современные школьники большую часть времени проводят в образовательных учреждениях и режим их жизни, в значительной степени обусловлен школой. Это заставляет сконцентрировать внимание медицинских и педагогических работников на вопросах организации медицинской помощи, профилактике заболеваний и охране здоровья детей в самих образовательных учреждениях.

Работа состоит из  1 файл

Здоровьесберегающая система образовательного учреждения.docx

— 25.40 Кб (Скачать документ)

 На основе вышесказанного  определим схему экспертной оценки  форм и методов здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений, проводящих эту работу комплексно и системно.

 

 Базовая модель системной  комплексной работы по сохранению  и укреплению здоровья в образовательных  учреждениях (соответственно и  базовая модель мониторинга) состоит  из следующих блоков:

 

I блок — здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения.

 Блок включает:

 • состояние и содержание  здания и помещений школы в  соответствии с гигиеническими  нормативами;

 • оснащенность кабинетов  физкультурного зала, спортплощадок  необходимым оборудованием и  инвентарем;

 • наличие и необходимое  оснащение медицинского кабинета;

 • наличие и необходимое  оснащение школьной столовой;

 • организация качественного  питания;

 • необходимый (в  расчете на количество учащихся) и квалифицированный состав специалистов, обеспечивающих работу с учащимися  (медицинские работники, учителя  физической культуры, психологи,  логопеды и т.п.).

  Ответственность и  контроль за реализацию этого  блока должны быть возложены  на администрацию школы.

II блок — рациональная  организация учебного процесса.

 Блок включает:

 • соблюдение гигиенических  норм и требований к организации  и объему учебной, и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

 • использование методов  и методик обучения, адекватных  возрастным возможностям и особенностям  учащихся (использование методик,  прошедших апробацию);

 • введение любых  инноваций в учебный процесс  только под контролем специалистов;

 • строгое соблюдение  всех требований к использованию  технических средств в обучении (компьютер, аудио-визуальные средства);

 • рациональная и  соответствующая требованиям организация  уроков физической культуры и  занятий активно-двигательного характера  в начальной школе;

 • индивидуализация  обучения (учет индивидуальных особенностей  развития), работа по индивидуальным  программам в старших классах.  Реализация этого блока создаст  условия для снятия перегрузки, нормального чередования труда  и отдыха, повысит эффективность  учебного процесса, снимая при  этом чрезмерное функциональное  напряжение и утомление. Как  показало изучение организации  учебного процесса и учебной  нагрузки, далеко не всегда, даже  в образовательных учреждениях,  выделяющих работу по сохранению  и укреплению здоровья в числе  приоритетных направлений деятельности, серьезно относятся к решению  проблем рациональной организации  обучения. Это в большей мере  относится к лицеям, гимназиям,  школам с углубленным изучением  ряда предметов.

III блок — организация  физкультурно-оздоровительной работы.

 Блок включает:

 • полноценную и  эффективную работу с учащимися  всех групп здоровья (на уроках  физкультуры, в секциях и т.п.);

 • организацию занятия  по ЛФК;

 • организацию часа  активных движений (динамической  паузы) между 3 и 4 уроками в  начальной школе;

 •организацию динамических  перемен, физкультурных пауз на  уроках, способствующих эмоциональной  разгрузке и повышению двигательной  активности;

 • создание условий  и организацию работы спортивных  секций;

 •регулярное проведение  спортивно-оздоровительных мероприятий  (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т.п.).

 Правильно организованная  физкультурно-оздоровительная работа  может стать основой рациональной  организации двигательного режима  школьников, способствовать нормальному  физическому развитию и двигательной  подготовленности учащихся всех  возрастов, позволит повысить  адаптивные возможности организма,  а значит, станет средством сохранения  и укрепления здоровья школьников.

IV блок — просветительско-воспитательная  работа с учащимися, направленная  на формирование ценности здоровья  и здорового образа жизни. 

 Блок включает:

 • включение в систему  работы образовательного учреждения  образовательных программ, направленных  на формирование ценности здоровья  и здорового образа жизни («Разговор  о правильном питании», «Все цвета,  кроме черного» (ранняя профилактика  наркомании), «Приключения в стране  здоровья» и т.п.). Подобные образовательные  программы должны носить модульный  характер, либо включаться в учебный  процесс в качестве регионального  или школьного компонента;

• лекции (лекторий), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

 • проведение «Дней  здоровья», конкурсов, праздников  и т.п.;

 • создание общественного  совета по здоровью, включающего  представителей администрации, учащихся  старших классов, родителей, разрабатывающего  и реализующего школьную программу  «Образование и здоровье».

V блок — организация  системы просветительской и методической  работы с педагогами, специалистами  и родителями, направленная на  повышение квалификации работников  образовательного учреждения и  повышение уровня знаний родителей  по проблемам охраны и укрепления  здоровья.

 Блок включает:

 • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам  роста и развития ребенка, его  здоровья, факторов, положительно и  отрицательно влияющих на здоровье, и т.п.;

 • приобретение необходимой  научно-методической литературы;

 • привлечение педагогов  и родителей к совместной работе  по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике  вредных привычек и т.п. Организация  общественного совета по здоровью  и совместное (учителя, специалисты,  родители, учащиеся) обсуждение и  решение проблем сохранения и  укрепления здоровья в своем  образовательном учреждении с  учетом реальных возможностей  и потребностей.

VI блок — профилактика  и динамическое наблюдение за  состоянием здоровья.

 Блок включает:

 • использование рекомендованных  и утвержденных методов профилактики  заболеваний, не требующих постоянного  наблюдения врача (витаминизация,  профилактика нарушений осанки, профилактика нарушений зрения  и т.п.);

 • регулярный анализ  и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;

 • регулярный анализ  результатов динамических наблюдений  за состоянием здоровья и их  обсуждение с педагогами, родителями; введение карты здоровья класса (школы), что позволит наглядно  увидеть рост заболеваемости, проанализировать  причины и своевременно принять  необходимые меры;

 • создание системы  комплексной педагогической, психологической  и социальной помощи детям  со школьными проблемами;

 привлечение медицинских  работников к реализации всех  компонентов работы по сохранению  и укреплению здоровья школьников, просвещению педагогов и родителей.


Информация о работе Здоровьесберегающая система образовательного учреждения