: Идеализм древнегреческого философа Платона

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:26, контрольная работа

Описание

В философии, в зависимости от решения, ее основного вопроса выделяется два направления – идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос – вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы – большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.
Итак, смысл основного вопроса философии заключается в признании двух типов реальности – материальной и духовной,- из которых одна предшествует другой и порождает ее.
Идеализм, например, объясняет мир исходя из духа, сознания.
Материализм, напротив, за основу миропонимания берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Формы материализма и идеализма многообразны. Различают объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит духовное начало. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование объективною мира, независимого от человека, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека.
Принимая разделение философии на идеализм и материализм, следует иметь в виду, что, как и любая классификация, оно достаточно условно и не исчерпывает содержания конкретных философских систем. Материализм и идеализм не являются оценочными характеристиками. Разнообразие философских идей, способов их решения поставили задачу типологизации философских учений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 стр.
1. Биография Платона……………………………………………………… 4 стр.
2. Онтология Платона: учение об идеях………………………………….. 6 стр.
3. Платоновский идеализм………………………………………………… 8стр.
4. Социально – философские взгляды Платона………………………….. 10 стр.
Заключение…………………………………………………………………. 14 стр.
Библиография………………………………………………………………. 15 стр.

Работа состоит из  1 файл

идеализм платона.doc

— 84.50 Кб (Скачать документ)

АНО ВПО

«КАЛИНИНГРАДСКИЙ  ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ» 
 
 

Кафедра: Гуманитарно-правовых дисциплин 

Дисциплина: Философия 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 
 

Тема: Идеализм древнегреческого философа Платона 
 
 
 

                                                                     Преподаватель           

д.ф.н. Профессор Зведенюк Анатолий Владимирович

(Учебная  степень, учебное звание, должность  Ф.И.О.)

Выполнил (а) студент (ка) группы 11ВГбЗ

 (шифр группы)

Ишутова Наталья Ивановна                          

                                                                                                                   (Ф.И.О.)  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

г. Калининград

2011г.

Содержание 

Введение……………………………………………………………………. 3 стр.

1. Биография  Платона……………………………………………………… 4 стр.

2. Онтология Платона: учение об идеях………………………………….. 6 стр.

3. Платоновский  идеализм………………………………………………… 8стр.

4. Социально  – философские взгляды Платона………………………….. 10 стр.

Заключение…………………………………………………………………. 14 стр.

Библиография………………………………………………………………. 15 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     В философии, в зависимости от решения, ее основного вопроса выделяется два направления – идеализм и материализм. Их противоположность фиксируется самыми разными мыслителями, хотя сам вопрос – вопрос об отношении мышления и бытия, сознания и материи, духа и природы – большинством философов не формулируется в качестве основополагающего.

     Итак, смысл основного вопроса философии  заключается в признании двух типов реальности – материальной и духовной,- из которых одна предшествует другой и порождает ее.

     Идеализм, например, объясняет мир исходя из духа, сознания.

     Материализм, напротив, за основу миропонимания  берет природу, материю, существующую независимо от сознания. Формы материализма и идеализма многообразны. Различают  объективный и субъективный идеализм, метафизический и диалектический материализм. Объективные идеалисты (Платон, Гегель) признают существование реального мира вне человека, но считают, что в основе его лежит духовное начало. Субъективные идеалисты (Беркли, Мах) отрицают существование объективною мира, независимого от человека, полагая, что он есть порождение субъективных познавательных способностей человека.

     Принимая  разделение философии на идеализм и  материализм, следует иметь в  виду, что, как и любая классификация, оно достаточно условно и не исчерпывает содержания конкретных философских систем. Материализм и идеализм не являются оценочными характеристиками. Разнообразие философских идей, способов их решения поставили задачу типологизации философских учений. 
 
 
 
 
 

     1. Биография Платона

     Древнегреческая философия, чистая в своих истоках  и приведшая к замечательному прорыву в понимании человеком  устройства мира, в котором он живет, вскоре замутилась вследствие некоего  демонического влияния, проявившегося, во-первых, в атеизме Гераклита и Демокрита, а во-вторых, в скептицизме софистов.

     Во  второй половине V в. до н.э. софисты  грозили увлечь за собой наиболее талантливых греческих юношей, фактически монополизировав сферу образования. Успех софистов на ниве просвещения  завел бы греческую философию в тупик. В результате мы не имели бы ни Платона, ни Аристотеля.

     Однако  во второй половине V в. до н.э в Афинах у софистов появился мощный конкурент. Им оказался Сократ, последователь  философии Анаксагора. Сократ воспринял  лучшие традиции милетской школы, восходившей к светлому, незамутненному источнику истинного знания (Тертуллиан в "Апологетике" говорит о том, что философия в своих истоках восходит к божественному откровению). Между Сократом и софистами разгорелась настоящая борьба за души греческих юношей, интересующихся наукой и философией. Чтобы одержать победу в этой борьбе Сократ должен был показать, что он не только умнее, но и нравственно выше своих противников: не только искусством спора, но и примером своей жизни он должен был завоевать, привлечь к себе души своих учеников. Из учеников Сократа наиболее способным был Платон.

     Платон (428/427-347 гг. до н.э.) происходил из знатного афинского рода, давшего Древней  Греции немало известных политических деятелей, военачальников, мыслителей. Подлинное его имя - Аристокл, Платон - прозвище, которое он получил в молодые годы, то ли за физическую силу, то ли за широту духовных интересов, поскольку «платюс» по-гречески -- «широкий». Платон воспитывался и обучался в традициях греческого «образования человеческого» - калокагатии, предполагавшей всестороннее «оформление» человека («калос» - прекрасный, «агатос» - хороший). Отсюда формирование человека понималось как придание некоторой изящной гармоничности первоначально неоформленному и необработанному материалу. Обучение включало изучение грамматики, музыки, гимнастики, живописи, классических текстов и приобретение умения на их основе сочинять собственные. Идеалом такого образования было нахождение правильной меры соотношения различных качеств в человеке и привитие ученику умения самостоятельно находить меру во всех проявлениях жизни.

     В ранней молодости Платон, согласно свидетельствам, вряд ли помышлял о  серьезных занятиях философией, хотя из его собственных диалогов видно, что философские события в Афинах V - IV вв. до н.э. случались нередко. Поэтому вряд ли правомерно считать, что молодой Платон, увлеченный поэзией, спортом, молодежными пирушками, не слышал о философии. Есть свидетельства, согласно которым любознательный, одаренный юноша - поэт раздумывал, как и другие древне - греческие поэты, над философскими сюжетами.

     Личность  Сократа, его мученическая смерть, принятая с необыкновенным мужеством, - все  это, несомненно, произвело сильное  впечатление на Платона. Обладая  прекрасной памятью, Платон запомнил беседы Сократа в мельчайших подробностях и позднее записал их. Записи бесед (диалогов), в которых Сократ играет главную роль, составляют основную часть философского наследия Платона.

     Наследие  Платона оказало громадное влияние  на европейскую философию. Систематическое изучение философии Платона продолжалось в течение всего античного периода в стенах, основанной Платоном Академии (закрытой по приказу императора Юстиниана лишь в 529 г. н.э.); после некоторого упадка интереса к платонизму в течение средних веков, изучение философии Платона было продолжено в Италии в ХV веке.  
 
 
 
 

     2. Онтология Платона: учение об идеях

     Основная  часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

     Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

     Идея  (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

     Душа  человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

     Отсюда  — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической, к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

     Второй  силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

     И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

     Платон  учит, что все мы можем выйти  из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

     В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

     Платон  проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

     Особое  место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

     3.Платоновский идеализм

     Сочинения Платона – уникальное явление в отношении выделения философской концепции. Это высокохудожественное, захватывающее описание самого процесса становления концепции, с сомнениями и неуверенностью, подчас с безрезультатными попытками разрешения поставленного вопроса, с возвратом к исходному пункту, многочисленными повторениями и т.п. Выделить в творчестве Платона какой-либо аспект и систематически изложить его довольно сложно, так как приходится реконструировать мысли Платона из отдельных высказываний, которые настолько динамичны, что в процессе эволюции мысли порой превращаются в свою противоположность.

     Платон  считается родоначальником объективного идеализма, сторонники которого считают  реальным существование некоего  духовного начала, которое породило из себя этот материальный мир.

     «Первоначально  есть душа, а не огонь и не воздух... душа первична» - полагал мыслитель. Мир, в котором существуют люди по Платону, всего лишь бледная тень от некоего мира идей. Лишь мир идей являет собой нечто неизменное, неподвижное. Это – подлинный мир, «мир вечного». Что же он представляет собой?

     Мир идей – это некая «занебесная  область», которую занимает сущность.

     Этот  мир вне пространства, он вечен. Идея – это как бы прообраз материальных вещей, а вещи – всего лишь отпечаток идей. Например, идее дома соответствует действительный дом, идее человека – реальное живое существо. Все эти предметы представляют собой соединение идеи с пассивной «материи» как неким «строительным материалом». Здесь идея есть демиург (творец) материальных вещей.

Информация о работе : Идеализм древнегреческого философа Платона