1. Категория материи и ее эволюция. Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Материальное единст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 08:50, контрольная работа

Описание

Материя (лат. materia – вещество) – философская категория, которая в материалистической традиции обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальности) по отношению к сознанию (субъективной реальности). Данное понятие включает в себя два основных смысла: 1) категориальный, выражающий наиболее глубокую сущность мира, 2) некатегориальный, в пределах которого материя отождествляется со всем миром в целом. Эволюция категории материя включает три основных этапа ее развития, для которых характерна трактовка материи как: 1) вещи, 2) свойства, 3) отношения. Первый этап (античная философия) был связан с поиском некоторой конкретной, но всеобщей вещи, составляющей первооснову всех существующих явлений. Вначале это были стихии в виде воды, огня, воздуха, земли (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), затем – атомы (Левкипп, Демокрит). На втором этапе (Новое время) понятие материи стало обозначать всеобщие свойства вещей – наличие у них массы, протяженности, непроницаемости.

Работа состоит из  1 файл

Контрольная философия БТК.doc

— 118.50 Кб (Скачать документ)

     Галактики разных типов образуют скопления  – системы галактик, которые представляют собой особые объекты, обладающие свойствами целостности. Если, несмотря на огромные расстояния между галактиками (в десятки, сотни миллионов и более световых лет), провести аналогию между молекулами макротела и галактиками в скоплениях, то оказывается: такие скопления можно уподобить весьма вязкой среде.

     Наконец, кроме скопления галактик есть еще  более высокий уровень организации  материи – Метагалактика, представляющая собой систему взаимодействующих скоплений галактик. При этом взаимодействуют они так, что удаляются друг от друга с очень большими скоростями. И чем дальше отстоят они друг от друга, тем больше скорость их взаимного разбегания. Этот процесс называется расширением Метагалактики и представляет ее особое системное свойство, определяющее ее бытие. Расширение Метагалактики началось с момента ее возникновения. Согласно представлениям современной космологии, Метагалактика возникла примерно 20 млрд. лет назад в результате Большого Взрыва.

     Сам этот взрыв наука связывает с  перестройками структуры физического вакуума, с его фазовыми переходами от одного состояния к другому, которые сопровождались выделением огромных энергий. Так что рождение нашей Вселенной (Метагалактики) – не акт ее творения из ничего (как это пытаются трактовать современные теологи), а результат развития, качественных преобразований одного состояния материи в другое.

     Современная наука допускает возможность  возникновения и сосуществования  множества миров, подобных нашей  Метагалактике и называемых. Вне  метагалактическими объектами. Их сложные взаимоотношения образуют многоярусную Большую Вселенную – материальный мир с его бесконечным разнообразием форм и видов материи. Причем не во всех этих мирах, возможно, то многообразие видов материи, которое возникает в истории нашей Метагалактики.

     Материальное  единство мира.

     Каждое  сколько-нибудь последовательное философское  мышление может выводить единство мира либо из материи, либо из духовного  начала. В первом случае мы имеем  дело с материалистическим, а во втором — с идеалистическим монизмом. Существуют философские учения, которые стоят на позициях дуализма.

     Принцип материального единства мира означает не эмпирическое сходство или тождество  конкретных систем, элементов и конкретных свойств и закономерностей, а  общность материи как субстанции, как носителя многообразных свойств и отношений.

     Бесконечное мироздание как в великом, так  и в малом, как в материальном, так и в духовном неотступно подчиняется  универсальным законам, связующим  все в мире в единое целое. Материалистический монизм отвергает воззрения, выделяющие сознание, разум в особую, противостоящую природе и обществу субстанцию. Сознание — это и познание действительности, и ее составная часть. Между законами движения мира и сознанием человека нет непроходимой пропасти. Сознание принадлежит не к какому-то потустороннему, а к материальному миру. Оно не сверхъестественный уникум, а естественное свойство высокоорганизованной материи. 

 

      2. Глобальные проблемы  и будущее земной  цивилизации. Общая  характеристика глобальных  проблем, классификация. Социальный прогресс концепции будущего человечества. 

     Актуальность  глобальных проблем человечества обусловлена  действием целого ряда факторов, к  основным из которых относятся:

     1. Резкое ускорение процессов общественного  развития. Такое ускорение наглядно обнаружило себя уже в первые десятилетия XX века. Еще более очевидным оно стало во второй половине столетия. Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов, является научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой аналогичный промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее изменение в способах деятельности человека происходит через более короткие промежутки времени. За XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества. В ходе научно-технического прогресса биосфера земли подверглась мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие общества на природу резко возросло.

     2. Рост численности населения Земли.  Он поставил перед человечеством  ряд проблем, прежде всего,  проблему обеспечения продовольствием  и другими средствами существования. Одновременно обострились экологические проблемы, связанные с условиями человеческого общежития.

     3. Проблема ядерного оружия и  ядерной катастрофы.

     Эти и некоторые другие проблемы затрагивают  не только отдельно взятые регионы  или страны, а и человечество в целом. Например, последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно. Истощение озонового слоя, вызванное во многом нарушением углеводородного баланса, ощущается всеми жителями планеты. Использование химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей, может стать причиной массовых отравлений в регионах и странах, географически удаленных от места производства зараженных продуктов.

     Таким образом, под глобальными проблемами современности понимается целый  комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающий мир в целом, а вместе с ним локальные регионы и страны. Глобальные проблемы необходимо отличать от региональных, локальных и местных.

     К региональным проблемам относится  круг острых вопросов, которые возникают  в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или в крупных государствах.

     Понятие «локальный» относится к проблемам или отдельных государств, или больших территорий одного-двух государств (например, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия и их последствия, локальные военные конфликты; распад Советского Союза и проч.). Местные проблемы возникают в отдельных районах государств, городах (например, конфликты населения с администрацией, временные трудности с водоснабжением, отоплением и др.). Однако не следует забывать, что нерешенные региональные, локальные и местные проблемы способны приобрести глобальный характер.

     Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС  напрямую затронула лишь ряд областей Украины, Белоруссии и России (региональная проблема), однако если не принять необходимых мер безопасности, ее последствия могут тем или иным образом сказаться на других странах, и даже приобрести глобальный характер. Любой локальный военный конфликт может постепенно перейти в мировой, если в его ходе будут затронуты интересы ряда других, кроме его участников, стран, о чем свидетельствует история возникновения первой и второй мировых войн и т.д.

     С другой стороны, поскольку глобальные проблемы, как правило, не решаются сами по себе, и даже при целенаправленных усилиях не всегда достигается положительный результат, в практике мирового сообщества их стремятся по возможности перевести в локальные (например, законодательно ограничить рождаемость в ряде отдельных стран при демографическом взрыве), что, безусловно, исчерпывающе не решает глобальную проблему, но зато дает определенный выигрыш во времени до наступления катастрофических последствий.

     Таким образом, глобальные проблемы затрагивают  интересы не только отдельных людей, наций, стран, континентов, но могут повлиять на перспективы будущего развития мира; они не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран, а требуют целенаправленных и организованных усилий всего мирового сообщества. Нерешенные глобальные проблемы могут привести в будущем к серьезным, даже к необратимым последствиям для человека и среды его обитания. Общепризнанными глобальными проблемами являются: загрязнение окружающей среды, проблема ресурсов, демографии и ядерного оружия; ряд других проблем.

     Разработка  классификации глобальных проблем явилась итогом длительных исследований и обобщения опыта нескольких десятилетий их изучения. Исследователи предложили множество разнообразных вариантов классификации.

     Один  из них, принадлежащий российским ученым, делит все глобальные проблемы на три большие группы:

     1. Проблемы, связанные с отношениями  между основными социальными  общностями человечества, то есть, между группами государств, обладающих  сходными политическими, экономическими  и иными интересами: «Восток – Запад», богатые и бедные страны; проблема войны и мира;

     2. Проблемы, обусловленные взаимодействием общества и природы. Они связаны с ограниченностью возможностей окружающей среды выносить нагрузки антропогенного характера: проблемы обеспеченности энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой; экологическая проблема; проблемы, связанные с космическим пространством и Мировым океаном.

     3. Проблемы, связанные с системой  «индивид-общество». Они зависят от способности общества предоставить реальные возможности для развития личности: проблемы демографии, здравоохранения и образования.

     Одной из ключевых функций философии является прогностическая функция, смысл  и назначение которой в том, чтобы  сделать обоснованные прогнозы относительно будущего.

     На  протяжении истории в философии активно дискутировался вопрос: возможно ли вообще какое-либо достоверное прогнозирование, видение будущего.

     Современная философия на данный вопрос дает утвердительный ответ: возможно. В обосновании возможности  предсказания будущего выделяются такие  аспекты: онтологический, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

     Онтологический  объект заключается в том, что  предвидение возможно из самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно «проследить» будущее.

     Гносеологический  аспект основывается на том, что поскольку  возможности познания безграничны, а прогнозирование – также вид познания, то само прогнозирование возможно.

     Логический  аспект – на том, что законы логики всегда остаются неизменны, как в настоящем, так и в будущем.

     Нейрофизиологический  аспект основывается на возможностях сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

     Социальный  аспект заключается в том, что человечество стремится исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

     В философии существуют и точки  зрения, согласно которым прогнозирование  невозможно, однако они не используются большой популярностью.

     В современной западной науке выделяется особая дисциплина – футурология.

     Футурология (от лат. Futurum – будущее) – в широком смысле – совокупность представлений о будущем человечества, в узком – область несущих знаний охватывающая перспективы социальных процессов. Термин «футурология» был введен для обозначения философии будущего в 1943 году немецким ученым О. Флехтхеймом. С 60-х годов этот термин стал употребляться на Западе как история будущего или «наука о будущем».

     К всемирно известным современным  ученым и философам, которые занимаются проблемами прогнозирования будущего, относятся Г.Парсонс, Е.Ханке, И.Бестружев-Лада, Г.Шахназаров и другие.

     Основным  видом прогнозирования является социальное прогнозирование, которое  занимается предвидением процессов, происходящих в обществе, среди них процессы в области производственных отношений, науки и техники, образования, здравоохранения, литературы, искусства, моды, строительства, освоения космоса, международных отношений.

     Данное  направление получило название прогностики  и отличается от футурологии большей конкретностью (изучает социальные процессы, их будущее, а не будущее вообще).

     Основоположником  глобального прогнозирования с  использованием математических методов  и компьютерного моделирования  считается Дж. Форретор, который в 1971 г. создал вариант модели мирового экономического развития с учетом роста численности населения Земли, роста промышленного производства, загрязнения среды. Математическое моделирование показало, что если не ограничить роста указанных факторов, то сам рост промышленного производства приведет к социально-экологической катастрофе и гибели человечества в середине ХХI века.

     Философский анализ будущего цивилизации предполагает в первую очередь выявление тех  смыслов универсалий культуры, которые  образуют генотип современного цивилизационного развития.

Информация о работе 1. Категория материи и ее эволюция. Формирование философского понимания материи. Современная наука о строении материи. Материальное единст