Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 08:11, контрольная работа

Описание

Архэ – первоначало, первопричина, принцип.

Атом – мельчайшие, неделимые составные частицы материи из которых состоит все сущее.

Апейрон – бесконечное, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи.

Бытие – философская категория обозначающая существование.

Диалектика – искусство аргументации, логики; движение, которое лежит в основе всего, учение о развитии.

Движение – в широком смысле – всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве.

Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.

Космос – мир, мыслимый как упорядоченное единство, то же самое, что порядок, устроение.

Космоцентризм – учение или мировоззрение, согласно которому космос как всеобщий порядок является основой всего сущего.

Идея – в собственном смысле слова зрительный образ, наглядный образ; в философии – метафизическая сущность вещи.

Содержание

Задание №1. Выписать из словаря и уяснить следующие понятия 3

Задание №2. Атомистическая концепция Демокрита – вершина и завершение натурфилософского периода античной философии. 4

2.1. Решение Демокритом проблемы единого и многого, сущности и мира. Связь и отличие от предшествующих философских воззрений 4

2.2. Характеристика атомов как первокирпичиков мироздания. Утверждение материалистической позиции в философии 6

2.3. Движение как неотъемлемое свойство атомов. Многообразие форм движения 8

2.4. Введение принципа детерминизма. Фаталистическая картина мира: «Все совершается по необходимости, ничего не делается случайно» 9

2.5. Познание как проникновение в душу исходящих от вещей образов 10

2.6. Знание «темное» и истинное. Философское познание как познание причин сущего 11

2.7. Место и роль атомистической концепции Демокрита в философии и европейской научной мысли 12

Задание №3. Выделить в схеме основные принципы материалистического понимания мира Демокритом и кратко охарактеризовать их 14

Задание №4. Логические задачи, упражнения, комментарии 16

Задание №5. Тестовая проверка знаний 17

Список литературы 20

Работа состоит из  1 файл

Контрольная по философии.docx

— 37.39 Кб (Скачать документ)

Содержание 
 
 

Задание №1.  Выписать из словаря и уяснить следующие понятия 3

Задание №2. Атомистическая концепция Демокрита – вершина и завершение натурфилософского периода античной философии. 4

2.1. Решение Демокритом проблемы единого и многого, сущности и мира. Связь и отличие от предшествующих философских воззрений 4

2.2. Характеристика атомов как первокирпичиков мироздания. Утверждение материалистической позиции в философии 6

2.3. Движение как неотъемлемое свойство атомов. Многообразие форм движения 8

2.4. Введение принципа детерминизма. Фаталистическая картина мира: «Все совершается по необходимости, ничего не делается случайно» 9

2.5. Познание как проникновение в душу исходящих от вещей образов 10

2.6. Знание «темное» и истинное. Философское познание как познание причин сущего 11

2.7. Место и роль атомистической концепции Демокрита в философии и европейской научной мысли 12

Задание №3. Выделить в схеме основные принципы материалистического понимания мира Демокритом и кратко охарактеризовать их 14

Задание №4.  Логические задачи, упражнения, комментарии 16

Задание №5. Тестовая проверка знаний 17

Список литературы 20

 

Задание №1.  Выписать из словаря  и уяснить следующие  понятия

    Архэ  – первоначало, первопричина, принцип.

    Атом  – мельчайшие, неделимые составные  частицы материи из которых состоит все сущее.

    Апейрон – бесконечное, бесформенное первовещество, из которого состоят все вещи.

    Бытие – философская категория обозначающая существование.

    Диалектика  – искусство аргументации, логики; движение, которое лежит в основе всего, учение о развитии.

    Движение  – в широком смысле – всякое изменение, в узком смысле - изменение положения тела в пространстве.

    Детерминизм – учение о первоначальной определяемости всех происходящих в мире процессов.

    Знание  – проверенный практикой результат  познания действительности, верное ее отражение в сознании человека.

    Космос  – мир, мыслимый как упорядоченное  единство, то же самое, что порядок, устроение.

    Космоцентризм – учение или мировоззрение, согласно которому космос как всеобщий порядок  является основой всего сущего.

    Идея  – в собственном смысле слова  зрительный образ, наглядный образ; в философии – метафизическая сущность вещи.

    Логос – первоначально – слово, речь, язык; позже, в переносном смысле –  мысль, понятие, разум, мировой закон.

    Натурфилософия  – совокупность философских попыток  толковать и объяснять природу с целью резюмирования и объединения нашего общего знания о ней, выяснения важнейших естественнонаучных понятий, познания связей и закономерностей природных явлений.

    Рациональность  – разумность, основывающиеся на разуме и логике, осуществляющейся благодаря разуму.

    Субъективность  – все то, что относится к  субъекту и более или менее  совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т.п.

    Фатализм  – вера в судьбу; мировоззрение, согласно которому, все должно свершиться так, как того хочет слепой рок  и человек ничего не может изменить в этой судьбе.1

Задание №2. Атомистическая концепция Демокрита  – вершина и  завершение натурфилософского  периода античной философии.

2.1. Решение Демокритом проблемы  единого и многого, сущности  и мира. Связь и отличие от  предшествующих философских воззрений

    Один  из путей разрешения вопросов, поставленных Зеноном, был предложен Демокритом. Демокрит родился около 470-469 г. до н.э., умер в IV в. до н.э. Он был младшим современником Анаксагора и старшим - Сократа. По сообщению Диогена Лаэрция, в своем сочинении "Малый Мирострой" Демокрит "упоминает и воззрения учеников Парменида и Зенона, бывших в его время чрезвычайно популярными, о единстве (бытия)".

    Упоминание  об учении элеатов в работах Демокрита, от которых, к сожалению, сохранились только отрывки, приводимые древними авторами, для нас весьма существенны, ибо именно парадоксы Зенона, видимо, оказали существенное влияние на Демокрита.

    Демокрит  попытался решить вопрос о возможности  движения, вводя иную, чем у элеатов, предпосылку: не только бытие, но и небытие  существует. При этом он мыслил бытие  как атомы, а небытие как пустоту.

    Демокрит, по-видимому, стремился с помощью  учения об атомах предложить также решение парадоксов бесконечности Зенона. В самом деле, в любом теле существует как угодно большое, но конечное число атомов, а потому, казалось бы, должен существовать и объективный предел деления, так что апории "Ахиллес" и "Дихотомия" должны как будто утратить свою силу. Однако демокритовское учение об атомах не дает оснований для преодоления парадоксов бесконечности, носящих строго логический характер. Демокрит предложил свое решение, обойдя ту предпосылку, из которой исходил Зенон: он ввел такое упрощение проблемы, которое не допускалось в рамках зеноновой постановки вопроса, однако открывало перспективу обхода возникших здесь трудностей. Если элеаты рассматривали проблемы множественности и движения отвлеченно-теоретически, то теория Демокрита с самого начала была ориентирована на объяснение явлений эмпирического мира. О том, насколько плодотворным был предложенный Демокритом способ рассмотрения природы, свидетельствует дальнейшее развитие науки, в котором программа Демокрита сыграла очень важную роль.2

    Демокрит  уточняет пифагорейское понятие  монады: ведь пифагорейцы тоже, как  мы помним, исходили из допущения неделимых  начал - единиц, но им не был ясен вопрос о том, являются ли эти единицы  вещественными элементами, физическими частицами или только математическими точками, не имеющими измерений. А соответственно они не могли поставить и вопрос о природе континуума. В самом деле, если любая линия и ее часть, так же как и любое тело, состоит из этих неделимых единиц неизвестной природы, то неясно также, конечное или бесконечное множество этих единиц составит тот или иной отрезок или тело. Ибо если единицы эти - точки "без частей", то даже бесконечное множество их не образует величины, если же они - не математические точки, а физические "камешки", то в теле определенной величины их может быть большое, но конечное число.

    Парадоксы Зенона как раз и выявили эту  проблему. И теперь Демокрит, уточняя  пифагорейское понятие единицы, приходит к выводу, что "единицу" надо мыслить как физическое тело очень малых, но конечных размеров. В этом случае любой отрезок линии, так же как и любое тело трех измерений, может состоять из очень большого, но всегда конечного числа неделимых физических "монад" ("единиц") - атомов.

    Многие  историки философии полагают, что  принцип атомизма направлен против положения Анаксагора о неограниченной делимости вещей. Такую точку зрения высказывает, в частности, В. Лейнфельнер. "Усилия атомистов, - пишет он, - направлены против основной аксиомы Анаксагора, согласно которой все вещи неограниченно делимы. Из единств, которые, так сказать, постоянно разламываются, раскалываются, не может быть построено никакое тело; должны существовать минимальные единства неделимого характера. Агрегация, как и диссоциация, требует минимальных неделимых частиц, атомов"4.

    Вопрос, однако, осложняется тем, что учение Анаксагора о "семенах" (spеrmata) имеет  также и ряд общих моментов с теорией атомистов, так что  можно рассматривать его как  комплементарное по отношению к  атомистике Левкиппа-Демокрита. Не случайно возник спор относительно того, кто  на кого оказал влияние: Левкипп ли на Анаксагора или же Анаксагор на Демокрита.

    Однако  независимо от того, выступал ли Демокрит как критик Анаксагора, или же он заимствовал у Анаксагора некоторые  аспекты его учения о "семенах", отвергая другие аспекты этого учения, цель его состояла в том, чтобы разработать такое учение о структуре континуума, которое избегало бы противоречий, указанных Зеноном, и уточняло бы пифагорейское представление о "монаде".

    И, наконец, еще один, последний, вопрос исторического характера. Как известно, Демокрит был не первым, кто выдвинул учение об атомах; его предшественником был Левкипп, живший предположительно с 500 по 440 г. до н.э. и бывший современником Пифагора, Парменида, Зенона, Анаксагора. Но вопрос о Левкиппе сам по себе очень сложен и запутан.

2.2. Характеристика атомов как первокирпичиков  мироздания. Утверждение материалистической позиции в философии

    Примирил  элейскую и гераклитовскую точки  зрения философ Демокрит Абдерский. Он осуществил синтез этих двух воззрений. Так же, как и Гераклит, он считал, что все в мире находится в движении, изменяется и делится на части, но, вслед за элеатами, полагал также, что Бытием может быть только неделимое и неизменное. Ведь Бытие вечно, что следует из самого этого понятия, а вечное не может быть делимым, так как то, что состоит из частей, существует не всегда (если части вместе, оно существует, если же они разъединятся, то его не будет). Каждая вещь состоит из частей, считал Демокрит, но и каждая ее часть, в свою очередь, тоже состоит из частей, и так все делится сколь угодно долго. Но если деление возможно до бесконечности, если все вообще состоит из частей и все делимо, то тогда что же можно назвать Бытием? Делимое не вечно, а всё является делимым, значит всё не вечно, но Бытие может быть только вечным, следовательно, его вообще нет. Но Бытия не может не быть, что следует из самого понятия. Поэтому необходимо предположить, что всё делится не до бесконечности, а до некого определенного предела, за которым деление невозможно. То есть, что существует некая частица, пусть очень маленькая, но неделимая дальше. Будучи неделимой, она не может уничтожиться, потому что не состоит из частей, на которые может распаться. Она существует вечно, а значит и является действительной основой Бытия, его носителем, представляет собой само Бытие. Делимое по-гречески звучит как “томoс”. Отрицательная частица в греческом – “а”. Поэтому неделимое – это “aтомос” или “атом”. Это слово, как видим, впервые употребил Демокрит, и вот уже две тысячи лет оно существует во всех западных языках. Понятно, что атом в современном смысле – совсем не то же самое, что у Демокрита.3 Сегодня этим термином обозначается очень маленький элемент вещества, но отнюдь не неделимый: мы знаем, что атом состоит из элементарных частиц и имеет сложную структуру. У Демокрита же атом – это обязательно неделимое и потому вечное, то, что можно считать подлинным Бытием. Ведь единственное свойство атома – это всегда быть. Даже если бы он захотел не быть, он не смог бы это сделать. Атом (неделимое) обречен на неизменное существование, на Бытие. Демокрит в своем учении о постоянной основе всего сущего – атоме – частице мироздания вечной, неделимой и неизменной – разделяет воззрение элейских философов.

2.3. Движение как неотъемлемое свойство  атомов. Многообразие форм движения

    Вслед за Гераклитом, Демокрит полагал мир  вечно меняющимся. Дело в том, что по Демокриту, атомов бесконечно много, они движутся в пустоте и, сталкиваясь, соединяются, существуют какое-то время вместе, потом, под воздействием новых столкновений, разъединяются и вновь движутся, взаимодействуя друг с другом. Соединение атомов приводит к рождению вещей, разъединение – к гибели их. Все предметы, таким образом, возникают и уничтожаются, а мир представляет собой вечное движение и изменение. Все вещи совершенно различны, но, вместе с тем они, по крупному счету, одно и то же, потому что состоят из одних и тех же атомов. Мировое многообразие сводится к одной основе – атомам, движущимся в пустоте. Как за разнообразием мироздания у Фалеса стоит единое начало – вода, а у Анаксимена – воздух, у Пифагора – число, так у Демокрита – атомы. Почему вещи отличаются друг от друга, если сделаны из одного материала? Потому что атомы, из которых они образованы, соединены в каждой вещи по-разному и в различных пропорциях.

    Любой предмет – всего лишь временная  комбинация неделимых частиц и существует только до тех пор, пока они вместе. Вещи - то есть, то – нет, и поэтому не являются действительным Бытием, говоря иначе, их вообще, по крупному счету, нет, а есть только то, из чего они состоят – набор неизменных атомов. Точно так же и свойства вещей существуют временно: нет вещи, нет и ее свойств. Они, таким образом, тоже, по крупному счету, не существуют, так как являются лишь порождениями атомных комбинаций. Всё, что мы видим вокруг себя, говорит Демокрит, на самом деле не является настоящей реальностью. За тем неподлинным миром, который нас окружает стоит действительный, но невидимый нами мир атомов и пустоты. Он и есть истинно существующее, а всё, что мы воспринимаем чувственно – всего лишь его порождение и потому эфемерность, фантом, мираж, иллюзия. Нет ни гор, ни небесных тел, ни воды, ни земли, ни воздуха, нет растений и животных, говорит абдерский мыслитель, нет ни холодного, ни теплого, ни сладкого, ни соленого, ни белого, ни зеленого, нет вообще ничего, а нам только кажется, что всё это есть. А вот единственно и действительно существуют только атомы и пустота.4

2.4. Введение принципа детерминизма. Фаталистическая картина мира: «Все  совершается по необходимости,  ничего не делается случайно»

    Демокрит  первым в древнегреческой философии  вводит в научный оборот эксплицитно сформулированное понятие причины и развивает систему материалистического детерминизма.

Информация о работе Античная философия