Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 01:53, контрольная работа
Возникновение и развитие философии в древней Греции неразрывно связаны с развитием рабовладельческого строя, сменившего первобытнообщинный строй. Основой всей жизни античного мира был рабский труд. Распад родового строя в древней Греции сопровождался возникновением городов, развитием ремесла и торговли. Рост производства, разделение труда между земледелием и промышленностью, ставшее возможным только при рабстве, колонизация и развитие торговых связей с другими народами — всё это привело к расцвету древнегреческой культуры.
1. Введение.
2. Античная философия. Общая характеристика.
3. Ранний период греческой философии.
4. Классический период греческой философии: Сократ, Платон, Аристотель.
5. Заключение.
6. Библиографический список.
Основной задачей философии Сократ признавал обоснование религиозно-нравственного мировоззрения, познание же природы, натурфилософию считал делом ненужным и безбожным. Работу человеческого разума в этом направлении он считает нечестивым и бесплодным вмешательством в дело богов. Мир представляется Сократу творением божества, столь великого и всемогущего, что оно все сразу и видит, и слышит, и повсюду присутствует, и обо всем имеет попечение. Нужны гадания, а не научные исследования, чтобы получить указания богов относительно их воли. Он следовал указаниям дельфийского оракула, аккуратно приносил жертвы богам и вообще старательно выполнял все религиозные обряды.
Сомнение («я знаю, что ничего не знаю») должно было, по учению Сократа, привести к самопознанию («познай самого себя»). Только таким индивидуалистическим путем, учил он, можно прийти к пониманию справедливости, права, закона, благочестия, добра и зла. Материалисты, изучая природу, пришли к отрицанию божественного разума в мире, софисты подвергли сомнению и осмеяли все прежние взгляды,- необходимо поэтому, согласно Сократу, обратиться к познанию самого себя, человеческого духа и в нем найти основу религии и морали. Таким образом, основной философский вопрос Сократ решает как идеалист: первичным для него является дух, сознание, природа же - это нечто вторичное и даже несущественное, не стоящее внимания философа. Сомнение служило Сократу предпосылкой для обращения к собственному Я, к субъективному духу, для которого дальнейший путь вел к объективному духу - к божественному разуму. Идеалистическая этика Сократа перерастает в теологию.
Развивая свое религиозно-нравственное учение, Сократ в противоположность материалистам, призывающим прислушиваться к природе, ссылался на особый внутренний голос, якобы наставлявший его в важнейших вопросах,- знаменитый демон Сократа.
Сократ выступает против детерминизма древнегреческих материалистов и намечает основы телеологического миропонимания, причем здесь исходным пунктом для него является субъект, ибо он считает, что все в мире имеет своей целью пользу человека.
Телеология Сократа выступает в крайне примитивной форме. Органы чувств человека, согласно этому учению, своей целью имеют выполнение определенных задач: цель глаз - видеть, ушей - слушать, носа - обонять и т.п. Равным образом боги посылают свет, необходимый людям для зрения, ночь предназначена богами для отдыха людей, свет луны и звезд имеет своей целью помогать определению времени. Боги заботятся о том, чтобы земля производила пищу для человека, для чего введен соответствующий распорядок времен года; более того, движение солнца происходит на таком расстоянии от земли, чтобы люди не страдали от излишнего тепла или чрезмерного холода и т.п.
Своего философского учения Сократ в письменную форму не облекал, а распространял его путем устной беседы в форме своеобразного, методологически направленного к определенной цели спора. Сократ бродил по Афинам, и всюду вел беседы с афинянами и заезжими чужестранцами, ставил перед ними философские, религиозно-нравственные проблемы, вел с ними длительные споры, старался показать, в чем заключается, по его убеждению, действительно моральная жизнь, выступал против материалистов и софистов, вел неутомимую устную пропаганду своего этического идеализма.
Разработка идеалистической морали составляет основное ядро философских интересов и занятий Сократа. Особое значение Сократ придавал познанию сущности добродетели. Нравственный человек должен знать, что такое добродетель. Мораль и знание с этой точки зрения совпадают; для того, чтобы быть добродетельным, необходимо знать добродетель как таковую, как всеобщее, служащее основой всех частных добродетелей.
Задаче нахождения всеобщего должен был, по мысли Сократа, способствовать его особый философский метод, имевший своей задачей обнаружение истины путем беседы, спора, полемики, и который явился источником идеалистической диалектики. Под диалектикой понимали в древности искусство добиться истины путем раскрытия противоречий в суждении противника и преодоления этих противоречии.
Опираясь на элейскую школу и софистов, Сократ впервые отчетливо поставил вопрос о субъективной диалектике, о диалектическом способе мышления. Основные составные части сократического метода: ирония и майевтика - по форме, индукция и определение - по содержанию. Сократический метод - это метод последовательно и систематически задаваемых вопросов, имеющих своей целью приведение собеседника к противоречию с самим собой, к признанию собственного невежества. В этом и состоит сократовская ирония. Однако Сократ ставил своей задачей не только ироническое раскрытие противоречий в утверждениях собеседника, но и преодоление этих противоречий с целью добиться истины. Поэтому продолжением и дополнением иронии служила майевтика - повивальное искусство Сократа. Сократ хотел этим сказать, что он помогает своим слушателям родиться к новой жизни, к познанию всеобщего как основы истинной морали. Основная задача сократического метода - найти всеобщее в нравственности, установить всеобщую нравственную основу отдельных, частных добродетелей. Эта задача должна быть разрешена при помощи своеобразной индукции и определения.
Беседа Сократа исходит из фактов жизни, из конкретных явлений. Он сравнивает отдельные этические факты, выделяет из них общие элементы, анализирует их, чтобы обнаружить препятствующие их объединению противоречащие моменты, и, в конечном счете, сводит их к высшему единству на основе отысканных существенных признаков. Таким путем он достигает общего понятия.
Индукция и определение в диалектике Сократа взаимно дополняют друг друга. Если индукция - это отыскание общего в частных добродетелях путем их анализа и сравнения, то определение - это установление родов и видов, их соотношения, соподчинения.
Истина и нравственность для Сократа - понятия совпадающие. Между мудростью и нравственностью Сократ не делал различия: он признавал человека вместе и умным и нравственным, если человек, понимая, в чем состоит прекрасное и хорошее, руководится этим в своих поступках и, наоборот, зная, в чем состоит нравственно безобразное, избегает его. Справедливые поступки и вообще все поступки, основанные на добродетели, прекрасны и хороши. Поэтому люди, знающие, в чем состоят такие поступки, не захотят совершить никакой другой поступок вместо такого, а люди, не знающие, не могут их совершить и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. Таким образом, прекрасные и хорошие поступки совершают только мудрые, а немудрые не могут и, даже если пытаются совершить, впадают в ошибку. А так как справедливые и вообще все прекрасные и хорошие поступки основаны на добродетели, то из этого следует, что и справедливость и всякая другая добродетель есть мудрость. Истинная справедливость, по Сократу, это знание того, что хорошо и прекрасно, вместе с тем и полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью. Тремя основными добродетелями Сократ считал умеренность (знание, как обуздывать страсти), храбрость (знание, как преодолеть опасности), справедливость (знание, как соблюдать законы божественные и человеческие).
Сократ был непримиримым врагом афинских народных масс. Он был идеологом аристократии, его учение о незыблимости, вечности и неизменности моральных норм выражает идеологию именно этого класса. Сократовская проповедь добродетели имела политическое назначение. Он сам говорит о себе, что заботится, чтобы подготовить как можно больше лиц, способных приняться за политическую деятельность. При этом политическое воспитание афинского гражданина велось им в таком направлении, чтобы подготовить восстановление политического господства аристократии, вернуться к заветам отцов.
По Ксенофонту, Сократ восторгается самыми древними и самыми образованными государствами и народами, потому что они самые набожные. Больше того: «...он думает, что ему не стыдно будет взять за образец персидского царя», потому что персидский царь считает земледелие и военное искусство благороднейшими занятиями. Земля и военное искусство - исконная принадлежность благородных господ, родовой землевладельческой аристократии. Сократ, по Ксенофонту, воспевает земледелие. Сельское хозяйство - мать и кормилица всех искусств, источник жизненных потребностей «для благородного господина», лучшее занятие и лучшая наука. Оно сообщает телу красоту и силу, побуждает к храбрости, дает отличных и наиболее преданных общему благу граждан. При этом сельское хозяйство противополагается городским занятиям, ремеслам как вредящим делу и разрушающим душу. Сократ на стороне отсталой деревни - против города с его ремеслами, промышленностью и торговлей. Таков идеал Сократа. Надо было воспитать адептов этого идеала. Отсюда неустанная, непрерывная, изо дня в день ведущаяся пропагандическая деятельность Сократа.
Итог достижений древнегреческой философии и естествознания подводит “энциклопедическая наука Аристотеля”. Аристотель выступил с опровержением платоновской теории идей. В решении основного вопроса философии Аристотель колебался между материализмом и идеализмом. Материя рассматривалась им как косная и инертная, а движущим и творческим началом признавалась материальная форма. Аристотель сыграл значительную роль в развитии диалектики и логики. Он исследовал формы мышления.
На развитие европейской философии и культуры Аристотель оказал такое же влияние, как все философы античности вместе взятые. Он создал и отшлифовал такой стиль мышления, который получил название аристотелизма.
Аристотель родился в 384 году д.н.э. во Фракии - на территории современной Болгарии. По прибытии в Афины он учился в Академии Платона; потом разошелся во взглядах со своим учителем и основал свою школу, которая сразу получила название Лицея. Прогуливаясь по аллеям Лицея, Аристотель передавал знания своим ученикам. Авторитет Аристотеля был настолько велик, что его называли "Философом с большой буквы", а при цитировании говорили: "Как сказал Философ".
Аристотель подверг критике теорию анамнезиса Платона. Он был убежден, что в чувствах человека отражаются конкретные вещи и явления, хотя подлинную истину о них можно выразить только в понятиях - непосредственных продуктах не чувств, а разума. Признавая вечность материи, Аристотель считал ее инертным, пассивным элементом Вселенной, в движение которую приводит форма. Формою всех форм, перводвигателем Вселенной, он признавал Неподвижного Бога. Подводя итог развития философии своего времени Аристотель впервые систематизирует философские категории, 10 из которых провозглашает основными и необходимыми для любой философской мысли. Этими категориями он признавал: Субстанцию, Количество, Качество, Положение, Отношение, Пространство, Время, Свойства, Пассивность и Активность. При вычленении категорий Аристотель исходил из особенностей структуры греческого языка, в котором обязательно должно быть Подлежащее (Субстанция), о котором можно сказать в измерениях количества, качества, отношения, его нахождении во времени и пространстве, отношении, наличных свойствах и его пассивную или активную форму. Не обязательно, чтобы в каждом предложении присутствовали все указанные параметры описания предмета или явления, но вне этих категорий ничего по-гречески сказать невозможно.
Категории Аристотеля - великое завоевание в истории развития философской мысли. На протяжении двух тысячелетий они служили развитию, четкому выражению и анализу философской мысли. На основе своих категорий Аристотель создает науку - Логику, без которой нельзя себе представить ни науку, ни философию, ни европейскую культуру вообще. Логика в свою очередь разрешила Аристотелю обобщить предшествующие ему достижения и заложить основы ряду конкретных наук. Значительные личные заслуги Аристотеля в создании физики, математики, астрономии, медицины, педагогики (Аристотель был воспитателем Александра Македонского), политологии. Он был родоначальником юриспруденции, собрав и проанализировав законы Греции, сравнил их с законами окружающих Грецию государств. На протяжении веков никто не допускал себе такой крамольной мысли, что Аристотель мог в чем-либо ошибиться. Даже очевидные ошибки Философа догматизировались. Так, люто ненавидевшая Аристотеля христианская церковь канонизовала его ошибку - учение о гелиоцентризме, в соответствии с которым в центре Вселенной находится Земля, вокруг который движутся Солнце, Луна, планеты и звезды.
У Аристотеля было много скрытых врагов среди философов и политических деятелей, но благодаря непоколебимому покровительству сначала Филиппа Македонского, а потом и особенно великого и всемогущего его воспитанника Александра Македонского никто не портил нервы философу, и он мог свободно проявлять свои таланты и отдавать все свои силы вдохновенному и плодотворному труду. После внезапной и таинственной смерти владетеля всемирной греческой империи началась травля ставшего беззащитным Аристотеля, который, не снеся унижений, в расцвете физических и духовных сил на 63 году жизни покончил жизнь самоубийством, приняв смертельную доза яда.
Сократ, Платон и Аристотель учили о конструировании общих понятий, или идей, а общее понятие опять-таки есть лишь один из моментов мифа.
Заключение.
Феномен античности - это непредсказуемый синтез множества явлений и процессов, в том числе, и не имеющих обычно важного значения для судеб культуры, но в силу особенностей той эпохи, сказавшихся непредсказуемо сильно, порой, роковым образом. Тем самым, нельзя точно вычислить фактор взаимоопределения философии и культуры, поскольку нет оснований применять данные об отношениях философии и культуры, накопленные в истории, к античности, так как второй такой эпохи, когда философия впервые рождалась, причудливо сплетаясь с культурой, просто нет.
Античная мысль исходила из вещественной, чувственно-материальной действительности, которая всегда была способна производить работу, но которая сама не знала или, во всяком случае, не устанавливала никакой разумной цели для такой работы. Если вообще имеет смысл противопоставлять в античности материю и идею, то материю нужно будет понимать именно как чувственно-воспринимаемую действительность, вещественную, но пока еще не оформленную, в то время как под идеей в этом случае удобно понимать принцип осмысления, но сам лишенный всякой жизненной и материальной субстанциальности. Поэтому не будет ошибкой сказать, что всякая диалектика вообще есть установление противоречия между тем или другим типом материи и тем или другим типом идеи с необходимостью тут же формулировать и существенное единство материи и идеи, их существенное совпадение.
Тогда становится ясным также и то, что указанные типы диалектики являются для античного мышления не окончательными, но только частичными. В античном сознании фигурировала не просто диалектика вообще. Она завершалась таким типом мышления, который можно назвать диалектически-мифологическим, или мифологически-диалектическим. Это была диалектика мифа.
Абстрактный рассудок не мог охватить мифологию в целом. Он должен был перейти от мифа к логосу. Но чувственно-материальная вещественность продолжала играть основную роль; и уже по одному этому конкретное содержание античной философии все же оставалось рассудочным изображением тех или иных сторон древней мифологии, в которой материя и идея были субстанциально слиты в одно неделимое целое. Тысячелетняя история античной философии представляет собой не что иное, как рефлексию над мифологией, т.е. выдвижение тех или иных ее сторон в качестве единственных или, по крайней мере, преимущественных.