Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:28, контрольная работа
Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу.
Введение………………………………………………………………………….....
Задание первое………………………………….......................................................
Задание второе………………………………….......................................................
Задание третье…………………………………........................................................
Задание четвертое…………………………………..................................................
Задание пятое………………………………….........................................................
Заключение…………………………………............................................................
Список используемой литературы………………………………………………...
на тему: «Античная философия»
группы Юзу - 02
1 года обучения
шифр зач. кн.
Ершуева Нина Викторовна
Проверил:
___________________________
___________________________
Хабаровск 2011 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Задание первое…………………………………...........
Задание второе…………………………………...........
Задание третье…………………………………...........
Задание четвертое…………………………………........
Задание пятое…………………………………............
Заключение………………………………….......
Список используемой
литературы………………………………………………..
Введение
Античная философия, то есть философия древних греков и римлян, зародилась в VI в. до н.э. в Греции и просуществовала до VI в. н.э. Ее завершение связано с закрытием императором Юстинианом в 529 г. последней греческой философской школы, Платоновской Академии и с гибелью «последнего римлянина» Боэция в 524 г.
При всех существенных различиях философских систем античности им свойственны некоторые общие черты, обусловленные их принадлежностью к античному типу рабовладельческой формации и единому социокультурному комплексу. Прежде всего, следует отметить, что становление и развитие античной философии было связано с высвобождением от мифологических представлений о мире и человеке и с переходом к их рациональному постижению, то есть с переходом от «Мифа к Логосу».
Своеобразной
чертой античной философии
Центральным элементом этого типа мировоззрения стало учение о космосе, включающем в себя природу, людей и богов. Важной чертой этой философии является также то, что в ней на основе созерцательности вырабатывается первая историческая форма диалектики. Космос мыслится как находящийся во взаимосвязи его составных частей, в изменении, движении, становлении.
В отличие от древневосточной философии, которая стремилась к практической полезности, к социально-психологической и этической проблематике, античная философия лишь на закате своего существования выходит на эту проблематику, переходя от общеметафизических проблем к социально-этической проблематике и углублению во внутренний мир человека.
Ее основная периодизация связана в первую очередь с общекультурным развитием античности. В эволюции античной философии, на основе ее содержательного анализа, выделяются следующие взаимопроникающиеся, а порою накладывающиеся друг на друга, пять периодов:
1) космологический,
с его онтологией и вытекающей
из него гносеологией и этикой,
называемый порою
2) антропологический, представленный софистами, Сократом и сократическими школами (2-я половина V-IV вв. до н.э.);
3) классический, связанный с деятельностью Демокрита, Платона и Аристотеля (V-IV вв. до н.э.);
4) эллинистический,
связанный с возникновением и
распространением эпикуреизма,
5) римский,
представленный философией
Задание первое
Архэ (греч. arche - начало) – первопричина
Атом (от греч. atomos - неделимое) – мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит все сущее, в том числе и душа, образованная из тончайших атомов (Левкипп, Демокрит, Эпикур).
Атараксия (от греч. ataraxia - отсутствие волнений, невозмутимость) – состояние безмятежности, отрешенности от мира, внутренней свободы и гармонии в древнегреческой этике. Впервые понятие «атараксия» употребил Эпикур, считавший атараксию идеальным душевным состоянием, которое достигается путем освобождения от страха перед богами и смертью, от душевного беспокойства и тревог. Атараксия означает отказ от чувственных удовольствий, богатства, почестей, славы и других социальных ценностей. Она имеет глубокий индивидуалистический смысл и предполагает отказ человека от всякой активной внешней деятельности, от признания общих для людей норм и ценностей морали во имя душевного покоя как конечной цели жизни.
Бытие – независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы; философская категория, обозначающая объективную реальность (материя, природа), существующую независимо от сознания человека; несводимое лишь к материально-предметному миру, бытие обладает различными уровнями: неорганическая и органическая природа - биосфера; общественное бытие, объективно-идеальное бытие - ноосфера ( ценности культуры, общезначимые принципы и категории научного и другого позитивного знания); бытие личности, совокупность материальных и духовных условий жизни общества; жизнь, существование.
Гедонизм (греч. hedone - наслаждение) – этическая установка , с точки зрения которой основой природы человека является его стремление к наслаждению, а потому все ценности и ориентации деятельности должны быть подчинены или сведены к наслаждению как подлинному высшему благу. Гедонизм впервые заявляет о себе в древнегреческой школе киренаиков, где он радикализирован в качестве смысложизненного, а окружающий мир понят как объект эстетического и чувственного наслаждения во всех своих выражениях.
Диалектика (от греч. dialektike - искусство вести беседу) – искусство вести беседу, рассуждать; более широкое содержание - теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Сократ и Платон рассматривали диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, спора с самим собой, широкого применения анализа и синтеза.
Диалог (от греч. dialogos - беседа, разговор) – философский термин, используемый в современных онтологических теориях коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на котором происходит слияние личностей участников коммуникации. Диалог часто противопоставляется монологу как речи в одиночестве, не вызывающей адекватной реакции потенциального собеседника.
Детерминизм (лат. determino - определяю) – учение классической философии о закономерной универсальной взаимосвязи и взаимообусловленности явлений объективной действительности, результат обобщения конкретно-исторических и конкретно-научных концепций.
Душа (греч. psyche, лат. anima) – жизненный принцип индивидуального существования в религиозной философии, нематериальная сущность, которой свойственно сознавать, мыслить, чувствовать и свободно действовать. Средоточием душевной жизни человека является самосознание, сознание себя неповторимым человеческим существом, индивидуальностью.
Знание – селективная упорядоченная определенным способом (методом) полученная в соответствии с какими-либо критериями (нормами) оформленная информация, имеющая социальное значение и признаваемая определенными социальными субъектами и обществом в целом.
Идеализм
Кинизм
Космос (от греч. kosmos - устройство, упорядоченность) – философская категория, фиксирующая представления о мире как об упорядоченной и структурно организованной целостности, подчиненной в своей динамике имманентной закономерности; базовое понятие метафизики.
Логос (от греч. logos) – философский термин, фиксирующий единство понятия, слова и смысла, причем слово понимается в данном случае не столько в фонетическом, сколько в семантическом плане, а понятие - как выраженное вербально.
Майевтика (от греч. maieutike - повивальное искусство) – метафора, с помощью которой Сократ прояснял сущность своего метода философствования, специфицирующего сократический диалог, прежде всего по отношению к софистическому.
Материализм (от лат. materialis - вещественный) – философское миропонимание, мировоззрение, а также совокупность сопряженных идеалов, норм и ценностей человеческого познания, самопознания и практики, усматривающие в качестве основания и субстанции всех форм бытия - материальное начало, материю.
Понятие – отображение сущности предмета в человеческом мышлении; предмет при этом может трактоваться расширительно: как объект, группа объектов, отношения между ними, как связи свойств, абстрагированных от объектов.
Разум – способность человека осмысливать бытие в целом и его смысл, смысл человеческой жизни и деятельности, призвание человека, а также соотнесенность мирового бытия с трансцендентным.
Скептицизм – философская позиция радикального сомнения в истинности стереотипических, сознательно или бессознательно воспроизводящихся суждений.
Стоицизм – одна из школ древнегреческой философии, основателем которой был Зенон из Китиона (город на острове Кипр), живший в конце 4 - начале 3 в. до н.э. Название получила от имени зала Стоя Пециле, в котором Зенон впервые выступил в качестве самостоятельного оратора.
Фатализм (от лат. fatalis - роковой, предопределенный) – учение о предопределенном порядке вещей, о подчиненности человека всесильной судьбе, о предзаданности общественной истории, о предустановленной гармонии мира или о роковом смешении стихийных сил, порождающих "железную" логику необходимости.
Эйдос (от греч. eidos - вид, образ, образец) – термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах.
Эпикуреизм – учение и образ жизни, исходящие из идей Эпикура и его последователей. Эпикурейцами называют тех, кто не задумываясь отдает предпочтение материальным радостям жизни.
Этический рационализм
Задание второе
Задание третье
Понятие, обозначающее первооснову |
Философская школа |
Ее представитель |
1. Апейрон |
Милетская школа натурфилософии |
Анаксимандр, Анаксимен |
2. Человек и его мышление |
||
3. Вода |
Милетская (ионийская) школа |
Фалес |
4. Число |
Религиозно-философская школа пифагорейцев |
Пифагор |
5. Воздух |
||
6. Огонь |
Милетская школа |
Гераклит |
7. Бытие |
Эллейская школа |
Парменид |