Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 15:57, контрольная работа
Греки достигли определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду, но вместе с тем следует учитывать, что философия - это результат творчества. Всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: "Философия начинается с удивления".
1. Введение
2. Периодизация античной философии. Особенности античной философии.
3. Милетская школа. Гераклит. Пифагор. Постановка философских проблем
3.1. Милетская школа. Фалесс.
3.2. Анаксимандр
3.3. Гераклит
3.4. Пифагор
4. Элейская школа о проблемах бытия и познания
4.1. Парменид
4.2. Зенон
4.3. Мелисс
5. Заключение
6. Литература.
Приднестровский государственный Университет
Им. Т.Г. Шевченко
Факультет искусства и архитектуры
Кафедра «СКД»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине : «Философия»
на тему : «Античная философия»
Выполнила:
Студентка группы ФИ11ВР65СК1
Факультета искусств и архитектуры, з\о
Калдурарь О.В.
Проверил
Преподаватель кафедры философии
Орлова Г. В.
Тирасполь 2012.
Содержание
1. Введение
2. Периодизация античной философии. Особенности античной философии.
3. Милетская школа. Гераклит. Пифагор. Постановка философских проблем
3.1. Милетская школа. Фалесс.
3.2. Анаксимандр
3.3. Гераклит
3.4. Пифагор
4. Элейская школа о проблемах бытия и познания
4.1. Парменид
4.2. Зенон
4.3. Мелисс
5. Заключение
6. Литература.
1. Введение
Я выбрала данную тему, потому что мне очень интересно изучать философию с самого начала, с момента ее зарождения и наблюдать потом за ее развитием. В своей контрольной работе я буду опираться на материалы взятые из различных источников: это и книга первая Бертрана Рассела «Досократики», и хрестоматия по философии под редакцией А. А. Радугина, и «Фрагменты ранних греческих философов», и учебный словарь-справочник «Великие философы» Блинникова Л. В., и учебник для вузов «Введение в философию» И.Т. Фролова, учебник «Философия» В.А. Канке , и многие другие материалы. Попробую охарактеризовать периодизацию античной философии, и рассказать, как первые философы своеобразно рассматривали проблемы познания и этики, бытия и не-бытия.
Большинство исследователей единодушны в том, что философия как целостный феномен культуры является в первую очередь созданием гения древних греков (VII-VI вв. до н.э.). Зачатки философии можно обнаружить у самых первобытных народов, но они не образуют самостоятельное явление культуры. Как философы древние греки превосходили всех, в том числе древних китайцев и индийцев, во многих отношениях, также стоявших у истоков философии. Именно в древнегреческом мире философия являлась самостоятельным культурным образованием, существовавшим наряду с искусством и религией, а не как их малозаметная составляющая. Именно в Греции появились профессиональные философы, прославившие себя в веках.
Греки достигли определенных политических свобод, которые также благоприятствовали развитию философии. Эти доводы надо иметь в виду, но вместе с тем следует учитывать, что философия - это результат творчества. Всякое творчество является среди прочего и случайным явлением, неожиданным изобретением, догадкой. Сами древние греки очень удивлялись философии. Великий Аристотель не без оснований утверждал: "Философия начинается с удивления". 1
Период классики в античной философии
опирается на представление о
цельном чувственно-
Для истории философии, как и для любой истории, важнейшим является вопрос периодизации. Наиболее общепринятый подход периодизации истории философии предложен Г.В.Ф. Гегелем, который назвал философию «духовной квинтэссенцией эпохи».3
Античная философия, богатая и глубокая по своему содержанию, сформировалась в Древней Греции и Древнем Риме. Согласно наиболее распространенной концепции античная философия прошла, как и вся культура античности, несколько этапов.
Первый — зарождение и формирование. В первой половине VI в. до н. э. в малоазиатской части Эллады – в Ионии, в г. Милете сложилась первая древнегреческая школа, получившая название милетской. К ней принадлежали Фалес, Анаксимандр, Анаксимен и их ученики.
Второй — зрелость и расцвет (V-IV в.в. до н.э.). Этот этап развития древнегреческой философии связан с именами таких мыслителей, как Сократ, Платон, Аристотель. В этот же период происходит становление школы атомистов, пифагорейской школы, софистов.
Третий этап ( конец IV в.в. до н.э.- начало VI в.н.э.). — закат греческой философии в эпоху эллинизма и латинской философии периода Римской республики, а затем упадок и конец древней языческой философии. В этот период наиболее известными течениями эллинистической философии стали скептицизм, эпикуреизм и стоицизм.
По содержанию философской мысли также выделяют:
Раннюю классику (натуралисты, досократики) Главные проблемы — «Физис» и «Космос», его строение.
Среднюю классику (Сократ и его школа; софисты). Главная проблема - сущность человека.
Высокую классику (Платон, Аристотель и их школы). Главная проблема – синтез философского знания, его проблем и методов и др.
Эллинизм (Эпикур, Пиррон, стоики, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др.). Главные проблемы – мораль и свобода человека, познание и т.п.
Античная философия характеризуется обобщенностью зачатков научного знания, наблюдений за явлениями природы, а также достижений научной мысли и культуры народов древнего Востока. Для данного конкретно-исторического типа философского мировоззрения характерен космоцентризм. Макрокосмос - это природа и основные природные стихии. Человек - своеобразное повторение окружающего мира – микрокосмос. Высшее начало, подчиняющее себе все человеческие проявления – судьба.
Плодотворное развитие в этот период математических и естественнонаучных знаний привело к уникальному сочетанию зачатков научного знания с мифологическим и эстетическим сознанием.
Поиск первоначала (основы) мира - характерная черта античной, в особенности ранней античной философии. Проблемы бытия, небытия, материи и ее форм, ее главных элементов, стихий космоса, структурности бытия, его текучести и противоречивости волновали представителей милетской школы. Их называют натурфилософами.
3.Милетская школа. Гераклит. Пифагор. Постановка философских проблем
Основной проблемой милетцев была онтология – учение об основных формах бытия. Представители милетской школы пантеистически (от греч. pav — все и theos — Бог — религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог имманентен миру, Бог и мир суть одно отождествляли природное и божественное). 4
Фалес Милетский (VII — VI вв. до н. э.), первый философ Эллады, который занимался поиском меры, нравственно-разумного поведения человека, обеспечивающего счастье и процветание людям.
Фалес — основатель Милетской школы
досократовского периода. Он и его
ученики — Анаксимен и
Анаксимандр говорит об апейроне, который не определяется через другие элементы, представляя собой некое универсальное и неделимое целое. Меняются части, элементы предмета, а целое остается неизменным. Точно определить, что же такое апейрон, невозможно. Одни считали, что это нечто среднее между огнем и воздухом, другие — что это смесь земли, воды, воздуха и огня, третьи склонялись к мысли о принципиальной неопределенности апейрона. Анаксимандра даже упрекали, что он ошибается, не обозначая, чем же апейрон является — воздухом, водой или чем-то иным? Апейрон был безразличен к стихиям, а значит, и несводим к ним. Это наделяло его свойствами бесконечности и беспредельности, что в свою очередь придавало ему качество именно субстанциального, а не субстратного начала всех стихий и природных качеств. Апейрон был вечен, и ему было присуще свойство движения. Апейрон лежал в основе происхождения мира и всего, что есть в мире, включая и происхождение жизни.
Материализм и монизм (как сведение всего сущего к единому началу) концепции Анаксимандра были настолько сильны, что возникновение и развитие мира он объяснял без помощи внешней божественной силы, что даже вызывало упреки со стороны идеалистически настроенных философов. Августин отмечал, что Анаксимандр «ничего не оставил божественному уму»5.
Анаксимен (ученик Анаксимандра), полемизируя со своим учителем, говорит, что апейрон — это качество самой бескачественной из стихий — воздуха. Поэтому в основе всего лежит воздух, «ибо из него все рождается и в него вновь разлагается».
Стихийный материализм и диалектика получили развитие в творчестве мыслителей эфесской школы, ярким представителем которой являлся Гераклит (ок. 520 - ок. 460 до н.э.). Выходец из знатного аристократического рода, он отстаивал интересы своего класса, но в историю философии вошел, прежде всего, как «отец диалектики». Согласно его философии, мир един, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим. Природа и мир представляют собой вечный процесс движения и изменения огня.
Разрабатывая идею вечного движения, Гераклит развивает учение о логосе как необходимом и закономерном процессе. В этом процессе и заключается причина, источник движения. Гераклит имел в виду, что все в мире состоит из противоположностей, противоборствующего. Вследствие этого все изменяется, течет; нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Философ высказывал мысли о взаимном переходе борющихся противоположностей друг в друга: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется.
Природа и человек в досократовской философии составляют единство. Однако досократики не отождествляли природу и человека, душу, и тело и не выделяли человека из природной окружающей среды.
Пифагорейцы — мощное религиозное движение, орден, сложившийся в рамках орфизма, свято хранил предания о своем основоположнике — великом аскете, чудотворце и ученом — Пифагоре (вторая половина VI - начало V вв. до н. э.). Все члены общины: математики — хранители тайн и акусматики — послушники, знающие внешнюю сторону доктрины, — практиковали аскетический образ жизни, следовали пищевым запретам и этике: ее фундамент составляло учение о надлежащем, о правиле, о пределе, который нельзя было переходить. Добродетель понималась как контроль над страстями, как мера, а ее отсутствие как безмерность.
Пифагорейцы изучали зависимость между числами, характер чисел, что вело к их определенной абсолютизации и мистике. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей. Первым простым понятием является единица как дискретная и множественная, за ней противоположность — двоица, различие, особенное. В геометрической интерпретации этим числам соответствуют: точка, прямая, квадрат, куб. Сумма чисел дает священную «декаду», как идеальное число. Это была исторически первая попытка постижения количественных отношений между реально существующими вещами. Пифагорейцы учили о бессмертии души, о подчинении демоса аристократии. Их способ философствования был противоположным стихийной диалектике милетской школы, которая была скорее интуитивным объяснением сущностных и в то же время универсальных черт диалектики.
Гераклитовская философия
резко критиковалась