Главные
моменты стоической картины мира:
1) Космос – это огненный организм;
2) человек существует в рамках
космических законов, отсюда его
фатализм, судьбоносность; 3) смысл мира
и человека – лектон; 4) понимание
мира неминуемо приводит к
состоянию атараксии. По мнению
стоиков, суть субъективного есть
слово, его смысловое значение
(лектон). Фактически нынешние фаталисты,
сами даже того не подозревая,
получается, следуют учению стоиков.
Ценность
учения стоицизма в современной
философии состоит в рассмотрении
глубочайших философских проблем,
таких как свобода человека, ограничение
его. Они считали, что истинное
назначение разума состоит не
в том, чтобы находить «золотую
середину» между противоположными
чувствами, но в освобождении
от страстей.
Скептицизм
- это философская концепция,
подвергающая сомнению возможность
познания объективной действительности.
Скептики отрицают возможность
что-либо доказать. Главным аргументом
их является существование разных
точек зрения по различным
вопросам, а возможность определения
истинной – нереальна. Они отрицали возможность
доказать предпочтительность одного мнения
другому и воздерживались от суждений.
Для скептиков также, как и для стоиков,
важна атараксия (невозмутимость, хладнокровие,
спокойствие), но ими она обретается не
через знание, а через отказ от него.
Для современной
философии опыт скептицизма является
не бесполезным, именно в нем
зародилась философия. В качестве
как ценности, так и недостатка
можно выделить как раз их
сомнение возможности познания,
а к достоинствам можно еще
причислить невозмутимость.
Неоплатонизм
оказал огромное влияние не
только на раннюю христианскую
философию, но и на всю средневековую
религиозную философию. Неоплатоники
стремились дать философскую
картину всего существующего,
в том числе Космоса в целом.
Нельзя понять жизнь субъекта
вне Космоса, равно как и
жизнь Космоса без субъекта. Существующее
устроено иерархически: Единое-Благо,
Ум, Душа, Материя. Высшее место
в иерархии принадлежит Единому-Благу.
Единое – это подлинно первосущее,
образуя Ум, Мировой Ум. Единое
существует посредством Ума. Мировой
Ум включает числа и идеи
в их системном взаимосвязанном
виде. Эманация Ума приводит к
Мировой Душе, которая выражает
собой все одушевленное. Все, что
движется, образует Космос, низшей
формой бытия выступает материя.
Основная задача человека состоит
в том, чтобы глубоко продумать
свое место в структурной иерархии
бытия. Добро (Благо) идет сверху,
от Единого, зло – снизу,
от материи. Лестнице нематериального:
Душа – Ум – Единое соответствует
последовательность: чувство – мысль
– экстаз. Неоплатоники везде
видят гармонию и красоту, за
них фактически ответственно
Единое-Благо. Неоплатонизм сумел
дать синтетическую картину современного
ему античного общества. Это был
последний расцвет античной философии.
В принципе,
проанализировав учения эпикурейцев,
стоиков, скептиков и неоплатоников
можно сделать вывод, что не
только в античности люди задавались
такими философскими вопросами
и жили в соответствии с
той философией, которая была
присуща им, но и в настоящее,
современное время люди живут
по разным учениям философии.
Кто-то берет от жизни удовольствия,
не желая брать страдания, кто-то
подчиняется слепо (или не совсем)
судьбе, фатально идет по жизни,
кто-то относится к жизни с
большей или меньшей мерой
скептицизма, а кто-то как неоплатоники
везде видят гармонию и красоту.
Люди, как были, так и остаются
разными, и все они видят
мир и живут в этом мире
по-своему, в меньшей или большей
степени уважая нормы и морали
общепринятые. А значит так или
иначе, все они принадлежат
какому-нибудь философскому течению,
даже не осознавая это. В
этом плане философию, в частности,
античную, конечно необходимо изучать,
для познавания мира и для
изучения мировоззрения окружающих
нас людей. С другой стороны
есть необходимость поиска каких-то
новых, более лучших (объясняющих
или подходящих), подходов к пониманию
смысла жизни, бытия, Космоса,
общего и частного, всех граней
жизни материальной и духовной.
Постоянно проверяясь практикой,
теории усовершенствуются, а иногда
от них приходится отказываться.
Как любая теоретическая наука,
философия не обладает абсолютной
точностью, от нее нельзя требовать
ответов на все вопросы, так
как факты всегда шире и
богаче теории. Однако она очень
нужна тем, кто хочет поближе
познакомиться и понять современную
(и не только) жизнь.
Список литературы
1. Аристотель. Метафизика // Соч.:
в 4 т. Т. 1. – М.: Мысль, 1975.
2. Горбачев В.Г. Основы философии:
Курс лекций. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
1998
3. Мир философии. ч. 1. – М., 1991
4. Канке В.А. Философия. Исторический
и систематический курс: Учебник для вузов.
– М.: Издательская корпорация «Логос»,
1996
5. Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон
и Аристотель. – М.: «Молодая гвардия»,
1993
6. История философии: Запад-Россия-Восток
(Книга первая. Философия
древности и средневековья). М., 1996.
7. Философия. Основные идеи и принципы:
Попул. очерк / Под общ. ред. А.И. Ракитова.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Политиздат,
1990
8. Асмус В.Ф. Античная философия
1976
9. Философский словарь / Под ред.
И.Т. Фролова. Изд. 5. – М.: Изд-во политической
литературы, 1987
10. Хрестоматия по истории философии.
Ч. 1. – М.: Наука, 1994