Античная философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 19:40, реферат

Описание

Как жить в этом мире? Кто управляет в нём? Как согласовать собственные возможности с верховными силами, недоступными для человеческого влияния космоса? Бытие ассоциировалось со множеством стихий, которые находятся в непрерывных изменениях, а сознание с ограниченным количеством понятий, отрицавшим эти стихии в неподвижном постоянном виде. Поиск устойчивого первоначала в изменчивом круговороте явлений необъятного космоса был главной целью первых философов. Философия, таким образом, предстает по своему предмету как учение о "первых началах и причинах" (Аристотель).

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
Античная философия
Софисты
Сократ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Глобальные проблемы современности.docx

— 41.30 Кб (Скачать документ)

Старшая группа софистов. В развитии софистики различаются старшая и младшая группы софистов. К старшей относятся Протагор (481-413), Горгий, Гриппий и Продик. Учение Протагора сложились на основе переработанных в духе релятивизма учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла. Согласно характеристике Секста Эмпирика, Протагор был материалистом и учил о текучести материи и об относительности всех восприятий. Развивая положение атомистов о равной реальности бытия и небытия, Протагор доказывал, будто каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение.

Весьма прославилось развитое на почве элейской критики понятий небытия, движения и множества учений Горгия, посетившего в 427 г. Афины в качестве посла и выступавшего в Фессальских городах. Горгий разработал рассуждение, в котором доказывал: 1) ничто не существует; 2) если и есть нечто существующее, то оно не познаваемо; 3) если даже оно и познаваемо, то его познание невыразимо и неизъяснимо.

Гриппий привлекал к себе внимание не только геометрическими исследованиями кривых, давшими толчок последующим работам Архита, но и размышлениями о природе законодательства.

Наконец Продик, учивший с большим успехом в Афинах, развил релятивистское воззрение до взгляда, согласно которому «каковы пользующиеся вещами люди, таковы и сами вещи». Софисты старшей группы были крупными мыслителями в вопросах права и общественно-политических. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления в афинской колонии Фурии в Южной Италии, и обосновал идею равенства свободных людей. Гриппий указал в своем определении закона на насильственное принуждение как на условие возможности законодательства. Те же софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Сочинения Протагора о богах было публично сожжено и стало поводом к изгнанию философа из Афин, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма. Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, стал толковать религиозные мифы как олицетворение сил природы.

Младшая группа софистов. В учениях младших софистов (IV в. до н. э.), о которых сохранились крайне скудные данные, особенно выделяются их эстетические и социальные идеи. Так, Ликофрон и Алкидамант вступили против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант - что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Антифонт не только развил материалистическое объяснение первоначал природы и происхождение ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления культуры, отстаивая преимущества природы над установлениями культуры и над искусством. Фразимах распространил учение об относительности на социально-этические нормы и свел справедливость к полезному для сильного, утверждал, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой; демократия - демократические, а тирания - тиранические и т.д.

Хотя некоторые софисты  были действительно крупными мыслителями, релятивизм, ими развивавшийся, зачастую вел их к прямому отрицанию  познаваемости вещей и к субъективизму. Ленин отмечает, что, например, учение Горгия есть «не только релятивизм» но также и «скептицизм».

В этом своем качестве софисты  должны быть признаны философами, подготовлявшими  не только, как думал Гельгель, диалектику, но также беспринципные и порой даже совершенно нигилистические учения, которые теперь называются «софистикой» и которые надо строго отличать от подлинной материалистической диалектики, рассматривающей познание как бесконечное движение и приближение через относительно истинные знания к знанию объективному и абсолютному.

Сократ

Сократ (469-399 до Р.Х.) - древнегреческий  философ. Был сыном каменотеса и  повивальной бабки. Получил разностороннее образование. Принимал активное участие  в общественной жизни Афин. В 399 г. До Р.Х. ему было предъявлено обвинение  в том, «что он не чтит богов, которых  чтит город, а вводит новые божества, и повинен в том, что развращает юношество». Он был приговорен к  смерти и выпил яд - цикуту.

Сократа характеризует разнообразная  и интенсивная философская деятельность, выражавшаяся в основном в изложении  своих учений в форме беседы. Поэтому  о взглядах Сократа можно судить лишь по трем источникам: Аристофану, Ксенофонту и Платону. Аристофан в «Облаках» нарисовал иронический образ Сократа, выведя его в виде софиста, астролога и «физика», владельца «мыслильни». Саркастически издеваясь над Сократом, Аристофан издевался над распространенными в то время модами, увлечением натурфилософией и софистическим образованием. Ксенофонт в «Воспоминаниях о Сократе» рисует Сократа благонравным учителем добродетели добродетели, который вполне лоялен по отношению к государству. Ксенофонт нарисовал приниженный образ Сократа как глубокого мыслителя, от имени которого излагаются собственные мысли Платона.

Для Сократа характерно то, что он, выступая против софистов, в  то же время в своем творчестве и взглядах выражал те особенности  философской деятельности, которые  были специфичны для софистов. Сократ не признает проблем, характерных для  философов тех времен: о природе, ее первоначале, о мироздании и т.п. По Сократу, философия должна заниматься не рассмотрением природы, а человеком, его нравственными качествами и  сущностью знания. Вопросы этики - вот главное, чем должна заниматься философия, и это являлось главным  предметом бесед Сократа.

При этом Сократ для обоснования  своих взглядов пользуется разработанным  им методом, вошедшем в историю философии  под названием сократического, а  именно - диалектика, искусство диалектического  спора. Диалектика - метод, посредством  которого представляются и развиваются, обосновываются этические понятия. Для Сократа философия - это рассмотрение конкретного нравственного явления, в процессе которого мы приходим к  определению того, что представляет это явление, т.е. к определению  его сущности.

Это можно проиллюстрировать  на примере рассуждений из диалога  Платона «Лахет». Этот диалог посвящен выяснению понятия «мужество».

Сократ просит сначала  привести примеры мужества и на основании  их выяснить, что такое мужество, сущность мужества как добродетели. Сократ предлагал представить определения мужества. В ходе беседы и приведения примеров выясняется, что определение мужества через понятие «стойкость» никак никак не проясняет существо вопроса. Также не дает ничего для решения вопроса определение мужества через мудрость. Выясняется, что мудрость - это знание опасного, но ведь в областях жизни опасное формируется по-разному. В диалоге «Лахет» так дело и не доходит до решения вопроса по Существу.

Все диалектические рассуждения  проводятся по принципу деления родового поколения на составляющие его виды. Таким образом, диалектика состоит  в том, чтобы дать различные определения  одному понятию с разных сторон. В этом, по мнению Сократа, и рождается  истина. Этот метод философствования еще называется майевтика - повивальное искусство.

Схема такого метода в форме  беседы выражается в виде постановки вопроса: «что такое то-то и то-то?» (добро, справедливость или другое этическое  понятие). Ответы на эти вопросы часто  отвергались один за другим. В этих диалектических спорах и рассуждениях Сократ впервые стал использовать индуктивный  метод доказательства. Использование  диалога как средства достижения истины - огромнейшая заслуга Сократа  в истории философии, так как  все предшествующие философы лишь постулировали  свои положения. В диалектике Сократа  выразились и его антидогматизм, плюрализм. Он не считал себя учителем мудрости, а пытался лишь вызвать у человека стремление истине. Известно изречение Сократа : «Я знаю, что ничего не знаю».

Еще большее развитие диалектика Сократа получает в диалоге «Гриппий Больший» Платона, посвященного выяснению понятия прекрасного. Используя свой метод, Сократ посредством различных определений прекрасного, часто различных и противоположных, приходит к определению сущности рассматриваемого предмета. Таким образом, метод Сократа направлен на то, чтобы посредством выявления различных противоречий в рассуждениях собеседников отсеять все несущественное и показать подлинную природу рассматриваемого, прежде всего нравственного, явления. Нравственным же человек может быть только тогда, когда знает, что такое добродетель. Знание - предпосылка нравственного. Подлинная нравственность - это познание блага.

Более того, для Сократа  знание и мораль оказываются неразделимыми. «Того, кто познал хорошее и плохое, ничто уже не заставит поступать  иначе, чем велит знание, и разум  достаточно силен, чтобы помочь человеку». Посредством определения понятий, по Сократу, «люди становятся в высшей степени нравственными, способными к власти и искусными в диалектике».

Таким образом, в этике  Сократа четко выявляется рационалистическая линия: добродетель - это знание, дурное - это незнание. Основные добродетели  для Сократа - это сдержанность, мужество, справедливость.

Сократ занимает важное место  в истории античной философии. Диалектика, и притом диалектика в её положительном  смысле, в её постоянном искании  объективной истины, - вот то новое, чем Сократ резко отличается и  от старой натурфилософии, и от софистики. Лосев справедливо заключает: «Без этой диалектики; вечного искательства правды и истины не сложились бы античная философия и античная литература в том виде, в каком они воздействовали на всю последующую культуру».  Сократу принадлежит выдающееся место в истории моральной  философии и этики, логики, диалектики, политических и правовых учений.

Заключение

При оценке воззрений софистов мы наталкиваемся на значительные трудности. Из их сочинений практически ничего не сохранилось, а изучение при помощи прямых сведений сложно тем, что они  не стремились создать определенную цельную систему знаний. При обучении они не придавали большого значения систематическому овладению учащимися знаниями, их целью было обучить учеников использовать приобретенные знания в дискуссиях и полемике. Поэтому они значительный упор делали на риторику

Заключение

Конечно же, античная философия  в лице многих выдающихся представителей, в особенности Сократа, Платона  и Аристотеля впервые выдвинула  и профессионально обсуждала  проблемы онтологии, гносеологии, логики, антропологии и др. Философия Древней  Греции оказала определяющее влияние  на развитие всей последующей философии  вплоть до современности. Возникшие в философии два направления - материалистическое и диалектическое - античность впервые попыталась примерить их в пределах единой философской системы. Выдающимся достижением философской мысли Древней Греции стала философия Платона, Аристотеля, которая энциклопедически вобрала достижения античной философии и науки, содержала глубокие материалистические и диалектические идеи. Античная философия, содержавшая прототипы всех основных видов мировоззрения, стала прологом для торжества человеческого духа.

Список литературы

1. "Ведение в философию" 2 т., - Москва, 1989 г.

2. Спиркин А.Г. Основы  философии.- М., 1988 г.

3. Философия. Курс лекций. - К., 1991.

  1. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии: Учеб. пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1981
  2. Лосев А.Ф. История античной философии в конспективном изложении. М.: "Мысль", 1989
  3. История философии в кратком изложении/ Пер. с чеш И. И. Богута.— М.: Мысль, 1994.— 590 >>>
  4. Асмус В.Ф. Античная философия, Москва, "Высшая школа", 1976 >>>
  5. История философии: Запад-Россия-Восток (книга первая. Философия древности и средневековья).- М.:'Греко-латинский кабинет', 1995. - 480 с. >>>
  6. Чернов С.А. Начала философии. Часть1 >>>
  7. Энциклопедия "Кругосвет" >>>

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Античная философия