Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 18:54, реферат
Античная философия - уникальное явление, давшее импульс в развитии буквально во всех областях духовной и материальной деятельности. Все поколения философов, жизнь которых практически укладывается в классический период истории Древней Греции, заложили основы европейской цивилизации и создали образы для подражания на тысячелетия вперёд.
Введение
1 Учение о бытии .
Демокрит, Платон, Аристотель.
2 Проблема человека и общества, нравственных,
и правовых норм.
3 Становление античной диалектики .
Заключение
3 Становление античной диалектики
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, и др.
В истоpии философии
понятие диалектики пpетеpпело коpенные
изменения: от пеpвоначального понимания,
близкого к однокоpенным словам "диалект"
или "диалог" и обозначавшего
искусство споpа и
Греческая философия в VII - VI веках до н.э. и явилась по сути
своей первой попыткой рационального постижения окружающего мира.
В развитии философии древней Греции выделяют четыре основных
этапа:
2I 0 VII-V века до н.э. - досократовская философия
2II 0 V-IV века до н.э. - классический этап
Выдающиеся философы классического этапа: Сократ, Платон,
Аристотель. В общественной жизни этот этап характеризуется как
высший подъем афинской демократии
2III 0 IV-II века до н.э.- эллинистический этап.
( Упадок Греческих
городов и установление
2IV 0 I век до н.э. - V, VI века н.э. - Римская философия.
Материалистическая философия возникла в среде прогрессивных групп
молодого класса рабовладельцев в борьбе с религиозно-мифологической
идеологией, унаследованной
от прошлого. Представители
аристократии, борясь с этой идеологией, противопоставили ей философский идеализм. Его первым проповедником в Древней Греции был
Пифагор (ок.580-500 гг. до н.э.) с острова Самоса. После установления на острове Самосе тирании Пифагор эмигрировал в Южную Италию в город Кротон, где во второй половине VI в. до н.э. основал из представителей местной аристократии реакционный религиозно-политический союз, известный под названием "пифагорейского".
Согласно философии пифагорейцев, не качество, а количество, не вещество, а форма определяет сущность вещей. Все можно сосчитать и таким образом установить количественные особенности и закономерности природы. Мир состоит в количественных, всегда неизменных противоположностей: конечное и бесконечное, чет и нечет ... Сочетание их осуществляется в гармонии, которая свойственна миру.
В борьбе с идеалистической философией Пифагора совершенствовалась материалистическая философия милетской школы.В конце VI-начале V в. до
н.э. как стихийно-диалектический материалист выступил крупнейший философ этого периода Гераклит Эфесский (ок. 530-470 гг. до н.э.).В
его трудах нашли завершения искания Фалеса, Анаксимандра и Анаксимена.
По сути дела Гераклит был
первым последовательным диалектиком
. До нас дошли большие фрагменты из его
произведений, главным их которых была
написанная в стихах поэма "О природе"
(Peri Physeos). Не смотря на стихотворную форму,
произведения Гераклита с огромным трудом
читались его современниками. За сложность
подымаемых проблем и трудность понимания
излагаемых Гераклитом мыслей его прозвали
Темным.
Все существующее, учил он, постоянно изменяется,
переходит из одного состояния в другое.
"Все течет, все изменяется" (Panta Rei)
- говорил он. - "Все есть обмен противоположностями";
"В одну реку нельзя войти дважды"
(поскольку во второй раз и река стала
другой и я не остался таким, каким был
при первом заходе в реку). Но в этом "Панта
реи" Гераклит усматривал и момент устойчивости.
Изменения в мире и во всех его составных
частях, согласно учению выдающегося диалектика,
происходят согласно Логосу - высшему
и всеобщему закону. Задача философии
при этом заключается в том, чтобы обнаружить
в изучаемом предмете Логос и указать
на него, говорить от его имени. Философ
любил часто повторять: "Не мне, но Логосу
внимая"; "Мудро будет признать, что
все в мире едино; все есть обменом противоположностей".
"Борьба есть закон мира; она мать и
распорядительница всех вещей". война
- мать всех вещей и виновница всех. Гераклит
учил о круговороте мира и всех явлений
в нем. Он считал , что мир развивается
вверх, когда земля, нагреваясь превращается
в соду, вода - в
воздух, а воздух в огонь.
Воспламенившись, мир начинает двигаться
в обратном направлении: огонь - воздух
- вода - земля. Продолжительность полного
цикла круговращения перемен в природе
последователи Гераклита определили в
36.000 лет. Гераклит был гилозистом, т.е.
считал всю природу и ее элементы живыми
существами или, в крайнем случае, способными
воспроизводить жизнь. Душа человека представлялась
ему огненным образованием, которое вместе
со всем миром совершает круговращение
и возвращается в сове первичное чистое
огненное состояние. У Гераклита было
немного последователей. Это объясняется
возвышенностью его философской мысли.
Его последователи часто не то, что не
могли развивать его мысли, они зачастую
были не способными адекватно понять своего
великого учителя. А некоторые из таких
учеников явно упрощали и огрубляли диалектику
Гераклита. Так, уже непосредственный
и, говорят, единственный ученик Гераклита
Кратил диалектику своего учителя довел
до крайностей и тем извратил ее. Поскольку
все "Панта реи", рассуждал Кратил,
то в реку ельзя войти даже один раз, ибо
и река и я все время становимся другими
и другими. Отсюда Кратил делал вывод,
что ничего в мире познать нельзя; наиболее
точное определение предмета - указать
на него пальцем.
Против материалистической диалектики Гераклита
начали вести борьбу философ
Ксенофан (ок.580-490 гг.
до н.э.) и его ученики.
Изгнанный из родного малоазийского
города Колофона (близ Эфеса),
Ксенофан поселился в Италии,
где вел жизнь странствующего певца-распода.В
своих песнях он выступал
против антропоморфного политеизма
эллинской религии.Ксенофан утверждал,
что нет оснований приписывать богам
человеческий облик и что если бы быки
и кони могли создавать изображения
богов, то они бы представили
их по своему подобию. В противоположность
диалектическим взглядам Гераклита философы
элейской школы - элаты: Ксенофан, Парменид,
Зенон, Горгий и их последователи учили,
что Бытие - едино, неизменно и неподвижно.
Все движущееся, изменяющееся элейцы назвали
ложным. Высшей и непоколебимой вечной
истиной, по мнению элатов, есть Единое
и Неподвижное Бытие. В этом плане философы
элейской школы начисто отказывали в достоинстве
истины мнения людей об окружающих их
предметах. На эту тема Парменид написал
даже отдельную поэму, первая часть которой
называлась "Мнения об истине", а
вторая "Голос истины". Система подобных
взглядов была названа позже метафизикой.
Элеец Зенон, например доказывал, что летящая
в воздухе стрела... стоит на месте во всех
точках своей траектории; что Ахиллес
никогда не догонит ползущую впереди черепаху,
хотя бежит вдвое быстрее нее.Елейцы, в
целом, истолковывали бытие в идеалистическом
плане, а иногда Бытие отождествляли с
нематериальным Богом. Но среди них были
и последовательные материалисты, наиболее
известным среди которых был Меллис Самосский
(середина 5 столетия до нашей эры). Следуя элейцем, что Бытие едино, что Бытие есть, а Небытия нет, Мелис далее рассуждал так: "Пустоты нет вовсе, ибо пустота- ничто. А то, что есть ничто существовать не может. Равным образом нет движения. Ибо сущему Бытию некуда отойти, поскольку оно все собой заполняет. В самом деле, если бы существовала пустота, то сущее отступало бы в пустое пространство. Но раз пустоты нет, то ему (Бытию) некуда уйти". Не смотря на метафизичность и показное любование размышлениями, философия элатов в значительной мере способствовала развитию именно диалектики, ибо подводила к вопросу: каким образом средствами логического мышления "уловить" и "удержать" наблюдаемую диалектику предметов и явлений? Так, со временем было уяснено, что движение наиболее достоверно логически можно определить, как прибытие в данную точку тела, которое движется, и одновременно с этим выбытие с ней; что Ахиллес все же догонит черепаху, поскольку пространство, разделяющее Ахиллеса и черепаху можно, остановившись, делить на два до бесконечности, то время этим делением не удерживается, поскольку оно движется безостановочно и таким образом "перетаскивает" Ахиллеса через черепаху.
Таковы были первые шаги древнегреческой диалектики, возникшей и развивающейся в борьбе со старым религиозно-философским мировоззрением.
В
V в. до н.э. материалистическая
философия в Древней Греции
развивалась исключительно
еще не соединилась с телом, душа бессмертна. Другой выдающийся ученый этого периода- Аристотель (384-322 гг. до н.э.). Он оставил после себя 150 трудов, которые позже были систематизированы и разделены на 4 основные группы:
1) Онтология (наука о сущем)
" Метафизика "
2) Труды по
общей философии, проблемах
" Физика ", " О небе ", " Метеорология "
3) Политические, эстетические трактаты.
" Политика ", " Риторика ", "Поэтика "
4) Работы по логике и методологии.
Наивысшего развития механистический материализм в классический
период достиг в учении Левкиппа (ок. 500-440 гг. до н.э.) из Милета и Демокрита (460-370 гг. до н.э.) из Адберы. Оба философа были идеологами рабовладельческой демократии и выдающимися учеными своего времени. Левкипп заложил основы атомистической теории, которую в дальнейшем успешно разрабатывал Демокрит.По этой теории все состоит из пустоты и движущихся атомов, бесконечно малых, неделимых материальных частиц, различных по форме и размерам. Земля представлялась Демокриту плоским диском, носящимся в воздухе, вокруг которого вращаются светила. Вся органическая и психическая жизнь объясняется им чисто материальными процессами. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита оказал огромное и плодотворное влияние на научно-философскую мысль последующих времен.
Усложнение общественных
отношений в связи с быстрым
развитием рабовладения и социальным
расслоением свободных
часть философов, начиная с середины V в. до н.э., обратить внимание на изучение деятельности человека. Накопление разнообразных знаний, с другой стороны, требовало их систематизации. Вплотную этими вопросами
занялись философы-софисты ( так назывались странствующие учителя, обучавшие за плату красноречию и другим наукам).Появление их в значительной мере было связано с политическим развитием демократических полисов, с тем, чтобы граждане должны были владеть ораторским искусством.
Наиболее известным среди софистов был Протагор (ок. 480-411 гг.
до н.э.) из Абдеры.
Философия в период эллинизма частично изменила содержание и свои основные цели. Эти изменения были обусловлены социально-экономическими и политическими процессами в развивавшемся эллинистическом обществе. Их вызвал и самый факт отделения от философии ряда специальных наук. Философы периода эллинизма