Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:48, курсовая работа
В данной курсовой работе будут рассмотрены такие важные вопросы идеи философов античности Древней Греции. Также будет рассмотрено отношение к женщине в античном мире, правовое положении женщин. И проследить как их работы по данному вопросу и точки зрения влияли на реальное положение в обществе их современниц. Для достижения поставленных цели необходимо проанализировать и изучить историческую литературу, касающуюся женского вопроса и работы философов о женщине.
Введение
Отношение к женщине в античном мире
Женщина Древней Греции
Правовое положение женщин в Древней Греции
Женщины и философия в античности
Античные философы Древней Греции о положении женщины в обществе
Заключение
Список использованной литературы
Сведения о женщинах античности,
интересовавшихся философией , выступающих в
роли хранительниц традиций илиразрабатывавщих ее
проблемы, мы встречаем не только в материалах
пифагорейской, киренской и кинической
школ. Известно, что знаменитая Академия
Платона, где он вел свои философские занятия, была
так популярна, что ее посещали и женщины,
причем подчас переодевшись мужчинами,
как сообщает об этом Диоген Лаэртский.
ДиогенЛаэртский указывает также, что
две ученицы Платона (Ласфения из Мантинеи и
Были женщины и среди интересовавшихся
философией Эпикура (Леонтия,Фемиста и
др.). С некоторыми из них он состоял в переписке.
Среди женщин , исповедующих эпикурейскую философию,стоит
Некоторые женщины являлись
не только последователями той или
иной философии, но и авторами сочинений,
носящих философский характер.
Эта история с переодеванием заставляет вспомнить рассказ о том, как молодая афинянка Агнодика, желая изучать медицину у известного врача Герофила, вынуждена была остричь себе волосы и переодеваться в мужскую одежду. Когда ее тайна стала известна , врачи, несмотря на ее успешную медицинскую практику, подали жалобу в суд и только дружные протесты женщин, называвших судей врагами женщин, вынудили суд принять решение о праве женщин изучать медицину и заниматься врачеванием. Однако, как иногда отмечают, хотя это и вызывает сомнения, история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача.
В связи с тем, что воспитанию девочек уделяли гораздо меньше внимания, чем воспитанию мальчиков, стоик МузонийРуф , живший во времена Нерона и Тиберия, одна из самых известных фигур того времени, осуждая эту традицию, написал даже сочинения “Должны ли девочки получать такое же образование, как мальчики?” и “Должны ли женщины заниматься философией?”.
Наиболее выдающиеся из женщин,
видимо, считали, что должны и стремились
превратить должное в сущее. Так, например,
известно , что прославленная Клеопатра
Можно, пожалуй, еще указать, что при дворе другой Клеопатры, царицы Армении, дочери Митридата , под ее покровительством работал ритор и философ Амфикрат Афинский, один из тех , благодаря кому идеи греческой философии получили распространение в Армении.
Сохранились сведения, что царица Зенобия, при правлении которой Пальмира украсилась роскошными зданиями, а ее двор известными греческими художниками и учеными, обучалась у философа-платоника Кассия Лонгина, возглавлявшего Академию в Афинах и прибывшего к ее двору в качестве учителя и наставника царицы в 267 году.
Самой знаменитой женщиной
- философом античности является дочь математика Теона Гипатия (или
Ипатия). Гипатия возглавляла философскую
школу в Александрии в первых десятилетиях
четвертого века нашей эры. Ученик Гипатии Синезий
Что же касается женщин, проявивших себя в философии и науке в арабской культуре средневековья , в китайской, индийской, в западноевропейской философии, в русской философии конца XIX -начала XX века, то разговор о них придется отложить до другого раза.
Философы в эпоху античности имели высокий социальный статус, и уважаемое общественное положение. И имели огромное влияние на взгляды и стереотипы того времени. И негативное отношение к женщине было распространено уже в Древней Греции, где философы далеко неоднозначно высказывались о ней, хотя культ женщины сохранялся в древней мифологии (Афродита, Ника, Деметра и др.). Такой же культ был и в Риме (Венера, Виктория, Цецера и др.).
«Нет ничего пагубнее женщины»,
«четыре рабочих вола за одну жену»,
“Любовь к женщине – это
яд», «огонь, женщина и море –
три бедствия» - вот, что писали Гомер,
Эзоп, Сократ и другие великие мужи
Древней Греции. В этих кратких
фразах ярко охарактеризовано отношение
мужчин к женщинам в древнюю эпоху.
Женщина в то время была бесправной
рабыней в доме мужа, без разрешения
которого она не могла распоряжаться
даже личным имуществом. Она могла
“делить с мужем ложе, но не трапезу”,
как утверждают историки. Позднее, уже
в Древнем Риме, согласно законодательству
женщина была полностью зависимой.
Она выходила замуж, и все ее имущество
переходило во владение мужа, жена покупалась
мужем и становилась его
Древней Греции красивая
женщина стоила несколько
Гомер, греческий поэт, прародитель греческой и, следовательно, европейской литературы, образец для всей эпохи античности. Его имя связано с древнейшим литературным жанром греков, героическим эпосом, особенно с «Илиадой» и «Одиссеей». Его афоризмы и «крылатые» высказывания про женщин дошли до наших дней: «женщину украшает молчание», «Нет ничего пагубнее женщины» Тем не менее, великие произведения Гомера наполнены прекрасными женскими образами.
В «Одиссее» Притягательность образа Пенелопы в том, что за ее пассивным ожиданием пропавшего супруга скрывается активнее и героическое чувство. В поэме встречаются многие женские образы, но особенно выразителен образ Пенелопы. Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в «Одиссее». Пенелопа является символом преданного служения чувству, способности творческого воображения выносить все тяготы на пути к выбранной сердцем цели. Она – образец верной жены, но ее верность не стоит понимать буквально; в некоторых версиях мифов супружеская верность Пенелопы ставится под вопрос.
Эта женщина трудолюбива,
разносторонне одарена, обладает сильной
волей и развитым воображением. Но
она также полностью
В мифах о женщинах, обладающих магической силой, волшебницах, держащих в плену героев и завораживающих их, также сказывается воспоминание о давнем беспрекословном подчинении женщине, воздействующей на мужчин некой таинственной властью. Такова, например, история о волшебнице Кирке в той же Гомеровской «Одиссее», такова же нимфа Калипсо.
Можно сделать вывод, что образу Пенелопы, как, впрочем, большинству женских образов в поэмах Гомера, присуща некоторая пассивность. Гомер ценил женщину наравне с мужчиной. Он описывает ее с величайшей проникновенностью. Он создает женские незабываемые образы: Пенелопа, верная жена, или Навсикая, милая девочка, которая спасает выбравшегося на берег Одиссея. Однако у Гомера образ Пенелопы выходит за рамки тех представлений о женском характере, которые господствовали в его эпоху.
Крупнейший философ Греции Платон, как уже отмечалось, весьма противоречиво высказывался о женщине. Он предполагал, что в будущем идеальном государстве оба пола должны будут освоить одни и те же занятия и ремесла. Женщинам наравне с мужчинами придется участвовать в войне, в силу чего они должны овладеть воинскими навыками. Способными к функциям воинов-стражей могут быть, по Платону, и женщины — лишь бы налицо были соответствующие задатки и лишь бы женщина получила необходимое для этих функций воспитание. Для защитника общества пол так же не имеет серьезного .значения, как не имеет значения, какой сапожник — плешивый или кудластый — шьет сапоги. Но, ставши на путь подготовки к функции стражей, женщины должны наравне с мужчинами проходить всю необходимую подготовку. «Силы природы равно разлиты в обоих живых существах: по природе всем делам причастна и женщина, всем и мужчина; но женщина во всем слабее мужчины». Однако в этой ее слабости нельзя видеть основания для того, чтобы «все предписывать мужчинам, а женщине ничего». Следовательно, в отношении к охране государства «природа женщины и мужчины — -одна и та же, кроме того лишь, что первая слабее, а вторая сильнее».
Из способности женщин
наряду с мужчинами быть в разряде,
или классе, стражей Платон выводит,
что наилучшими женами для мужчин-стражей
будут именно женщины-стражи. В силу
постоянных встреч мужчин и женщин-воинов
за общими гимнастическими и воинскими
упражнениями, а также за общими
трапезами между мужчинами и
женщинами постоянно будет
Как только женщины рожают детей, младенцев отбирают у матерей и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных направляют к кормилицам, а худших, дефективных обрекают на гибель в скрытом месте. По прошествии некоторого времени молодые матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рожденными, а какие — другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех стражей.
Это происходит, «когда в
государстве одни говорят: «это —
мое», а другие «это — не мое». Напротив,
в совершенном государстве «
Общность достояния, отсутствие личной собственности, невозможность ее возникновения, сохранения и приумножения делает невозможным и возникновение судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений, тогда как в существующем греческом обществе все раздоры порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников.
Но, вместе с тем, Платон писал: "Насколько женская природа по своему достоинству хуже нашей, мужской, настолько же она превосходит нас своей многочисленностью". По его мнению, женщина, наделенная множеством недостатков, служит средством достижения мужского счастья на Земле.
В учении Платона о .государстве постулат общности жен и детей — не курьез, он играет 'чрезвычайно важную роль. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Общность жен и детей, в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ, и потому есть для государства причина его высочайшего блага: «Имеем ли мы какое-либо большее для государства зло, чем то, которое разъединяет его и делает из него многие государства, вместо одного, или большее добро, чем то, которое связывает его и делает единым?». Всякая разность чувств разрушает единство государства.
Подобную же точку зрения
высказывает и древнегреческий
философ Аристотель. В своей книге
"Политика" он изображал женщину,
как слабое и несовершенное человеческое
создание. Аристотель называл женщину
"существом диким и лишенным
разума". Иногда, защищая свободную
женщину, но не рабыню, он говорил, что
она способна мыслить, но в крайне
"слабой степени". Ее подчиненная
роль в семье объясняется, якобы,
недостаточным развитием
Информация о работе Античные философы о роли женщины в греческом обществе