Античные философы о роли женщины в греческом обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе будут рассмотрены такие важные вопросы идеи философов античности Древней Греции. Также будет рассмотрено отношение к женщине в античном мире, правовое положении женщин. И проследить как их работы по данному вопросу и точки зрения влияли на реальное положение в обществе их современниц. Для достижения поставленных цели необходимо проанализировать и изучить историческую литературу, касающуюся женского вопроса и работы философов о женщине.

Содержание

Введение
Отношение к женщине в античном мире
Женщина Древней Греции
Правовое положение женщин в Древней Греции
Женщины и философия в античности
Античные философы Древней Греции о положении женщины в обществе
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

заказ 28778 женщина в античной философии.docx

— 72.02 Кб (Скачать документ)

Сведения о женщинах античности, интересовавшихся философией , выступающих в роли хранительниц традиций илиразрабатывавщих ее проблемы, мы встречаем не только в материалах пифагорейской, киренской и кинической школ. Известно, что знаменитая Академия Платона, где он вел свои философские занятия,  была так популярна, что ее посещали и женщины, причем подчас переодевшись мужчинами, как сообщает об этом Диоген Лаэртский. ДиогенЛаэртский указывает также, что две ученицы   Платона (Ласфения из Мантинеи и Аксиофея из Флиунта) впоследствии (после смерти Платона ) продолжали свое обучение  у преемника Платона Спевсиппа , ставшего схолархом Академииипосле смерти великого философа.

Были женщины  и среди интересовавшихся философией  Эпикура (Леонтия,Фемиста и др.). С некоторыми из них он состоял в переписке. Среди женщин , исповедующих эпикурейскую философию,стоит отметить ревностную покровительницу эпикурейцев Плотину, жену императора Траяна.

Некоторые женщины являлись не только последователями той или  иной философии, но и авторами сочинений, носящих философский характер.Так в перечне источников, которыми пользовался Диоген Лаэртский, один из важнейших наших источников информации о греческой философии, мы встречаем ссылки на работы Памфилы, жившей при императореНероне.Памфила , дочь грамматика Сотерида, прозванная “мудрой”, была  автором  обширных исторических и философских сочинений.

Эта история с переодеванием  заставляет вспомнить  рассказ  о том, как молодая афинянка Агнодика, желая изучать медицину у известного врача Герофила, вынуждена была остричь  себе волосы и переодеваться в мужскую одежду. Когда ее тайна стала известна ,  врачи, несмотря на ее успешную медицинскую практику, подали  жалобу в суд и только дружные протесты женщин, называвших судей врагами женщин, вынудили суд принять решение о праве женщин изучать  медицину и заниматься врачеванием. Однако, как  иногда отмечают, хотя  это и вызывает сомнения,  история античной медицины не сохранила больше ни одного имени женщины-врача.

В связи с тем, что воспитанию девочек уделяли гораздо меньше внимания, чем воспитанию мальчиков, стоик МузонийРуф , живший во времена Нерона и Тиберия, одна  из самых известных фигур того времени, осуждая эту традицию, написал даже сочинения “Должны ли девочки получать такое же образование, как мальчики?” и “Должны ли женщины заниматься философией?”.

Наиболее выдающиеся из женщин, видимо, считали, что должны и стремились превратить должное в сущее. Так, например, известно , что прославленная Клеопатра уделяла внимание философии и  занималась философией с философом Филостратом Египетским . Позднее алхимическая традиция  изображала царицу  как посвященную в тайную философию и приписывала ей авторство одного из алхимических трактатов. Есть даже сведения, правда, носящие апокрифический характер, что Клеопатра , руководствуясь предписаниями Гиппократа, изучала процесс эмбрионального развития. Тема живо интересовавшая (хотя в ряде случаев по разным причинам) как философов, так и врачей, причем не только греческих, но и китайских и индийских мыслителей.

Можно, пожалуй, еще указать, что при дворе другой Клеопатры, царицы Армении, дочери Митридата , под ее покровительством работал ритор и философ Амфикрат Афинский, один из тех , благодаря кому идеи греческой философии получили распространение в Армении.      

Сохранились сведения, что  царица Зенобия, при правлении которой Пальмира украсилась роскошными зданиями, а ее двор известными греческими художниками и учеными, обучалась у философа-платоника Кассия Лонгина, возглавлявшего Академию в Афинах  и прибывшего к ее двору в качестве учителя и наставника царицы в 267 году.

Самой знаменитой женщиной - философом  античности является дочь математика Теона Гипатия (или Ипатия). Гипатия возглавляла философскую школу в Александрии в первых десятилетиях четвертого века нашей эры. Ученик Гипатии Синезий Киренский, впоследствии епископ Птолемандский, называл ее “гениальным философским учителем”. Она читала лекции о Платоне, Аристотеле. Вела занятия по астрономии, механике, геометрии. Её трагическая гибель  является символом конца александрийской научной школы, так как после ее убийства школа фактически прекратила свое существование. Образ Гипатии вдохновил ряд писателей (Чарльза Кингсли, ФрицаМаутнера) на создание посвященных ей произведений.

Что же касается женщин, проявивших себя в философии и науке в  арабской культуре средневековья , в китайской, индийской, в западноевропейской философии, в русской философии конца XIX -начала XX века, то разговор о них придется отложить до другого раза.

 

  1. АНТИЧНЫЕ ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИНЫ В ОБЩЕСТВЕ

 

Философы в эпоху античности имели высокий социальный статус, и уважаемое общественное положение. И имели огромное влияние на взгляды  и стереотипы того времени. И негативное отношение к женщине было распространено уже в Древней Греции, где философы далеко неоднозначно высказывались  о ней, хотя культ женщины сохранялся в древней мифологии (Афродита, Ника, Деметра и др.). Такой же культ  был и в Риме (Венера, Виктория, Цецера и др.).

«Нет ничего пагубнее женщины», «четыре рабочих вола за одну жену», “Любовь к женщине – это  яд», «огонь, женщина и море –  три бедствия» - вот, что писали Гомер, Эзоп, Сократ и другие великие мужи Древней Греции. В этих кратких  фразах ярко охарактеризовано отношение  мужчин к женщинам в древнюю эпоху. Женщина в то время была бесправной рабыней в доме мужа, без разрешения которого она не могла распоряжаться  даже личным имуществом. Она могла  “делить с мужем ложе, но не трапезу”, как утверждают историки. Позднее, уже  в Древнем Риме, согласно законодательству женщина была полностью зависимой. Она выходила замуж, и все ее имущество  переходило во владение мужа, жена покупалась мужем и становилась его собственностью, как рабыня, только для его выгоды. Женщина не могла занимать какую-либо гражданскую или общественную должность, не могла быть свидетелем, поручителем, опекуном, или попечителем, она не могла усыновлять детей или быть усыновленной, не могла составлять завещание или контракт. 

 Древней Греции красивая  женщина стоила несколько голов  рогатого скота. Как сказал  Гомер, "четыре рабочих вола  за одну жену". Древние греки  считали, что любовная страсть  к женщине — это болезненное  проявление. "Любовь к женщине  — это яд", — говорил Сократ. Эзоп же был убежден что  "огонь, женщина и море —  три бедствия". В древнем Риме  казнили жриц, нарушивших обет  девственности. Мужчины, согласно  римскому праву, имели полное  право на жизнь и смерть  своих жен, которых они продавали,  покупали, а нередко и убивали.

Гомер, греческий поэт, прародитель  греческой и, следовательно, европейской  литературы, образец для всей эпохи  античности. Его имя связано с  древнейшим литературным жанром греков, героическим эпосом, особенно с «Илиадой»  и «Одиссеей». Его афоризмы и «крылатые» высказывания про женщин дошли до наших дней: «женщину украшает молчание», «Нет ничего пагубнее женщины» Тем не менее, великие произведения Гомера наполнены прекрасными женскими образами.

В «Одиссее» Притягательность образа Пенелопы в том, что за ее пассивным ожиданием пропавшего супруга скрывается активнее и героическое  чувство. В поэме встречаются  многие женские образы, но особенно выразителен образ Пенелопы. Образцом семейной добродетели и верности обрисована Пенелопа в «Одиссее». Пенелопа является символом преданного служения чувству, способности творческого  воображения выносить все тяготы на пути к выбранной сердцем цели. Она – образец верной жены, но ее верность не стоит понимать буквально; в некоторых версиях мифов  супружеская верность Пенелопы ставится под вопрос.

Эта женщина трудолюбива, разносторонне одарена, обладает сильной  волей и развитым воображением. Но она также полностью самостоятельна, ее жизненная позиция устойчива, и ее внутренний огонь стал теплом домашнего очага, центром, притягивающим  многих. Пенелопа – древний прообраз «суперженщины», идеала, к которому стремятся многие наши современницы. Она способна на верность в любви, и в то же время она обладает силой, изобретательным умом, творческим воображением, неутомимой энергией, благодаря чему вполне в состоянии править собственным миром по собственным законам и не нуждается в сильном мужском плече или социально приемлемом ярлыке «жена», чтобы стать полноценной и самодостаточной личностью. Впоследствии образ Пенелопы становится нарицательным для обозначения верной жены.

В мифах о женщинах, обладающих магической силой, волшебницах, держащих в плену героев и завораживающих их, также сказывается воспоминание о давнем беспрекословном подчинении женщине, воздействующей на мужчин некой  таинственной властью. Такова, например, история о волшебнице Кирке в  той же Гомеровской «Одиссее», такова же нимфа Калипсо.

Можно сделать вывод, что  образу Пенелопы, как, впрочем, большинству  женских образов в поэмах Гомера, присуща некоторая пассивность. Гомер ценил женщину наравне  с мужчиной. Он описывает ее с  величайшей проникновенностью. Он создает  женские незабываемые образы: Пенелопа, верная жена, или Навсикая, милая девочка, которая спасает выбравшегося на берег Одиссея. Однако у Гомера образ Пенелопы выходит за рамки тех представлений о женском характере, которые господствовали в его эпоху. 

Крупнейший философ Греции Платон, как уже отмечалось, весьма противоречиво высказывался о женщине. Он предполагал, что в будущем  идеальном государстве оба пола должны будут освоить одни и те же занятия и ремесла. Женщинам наравне  с мужчинами придется участвовать  в войне, в силу чего они должны овладеть воинскими навыками. Способными к функциям воинов-стражей могут  быть, по Платону, и женщины —  лишь бы налицо были соответствующие задатки и лишь бы женщина получила необходимое для этих функций воспитание. Для защитника общества пол так же не имеет серьезного .значения, как не имеет значения, какой сапожник — плешивый или кудластый — шьет сапоги. Но, ставши на путь подготовки к функции стражей, женщины должны наравне с мужчинами проходить всю необходимую подготовку. «Силы природы равно разлиты в обоих живых существах: по природе всем делам причастна и женщина, всем и мужчина; но женщина во всем слабее мужчины». Однако в этой ее слабости нельзя видеть основания для того, чтобы «все предписывать мужчинам, а женщине ничего». Следовательно, в отношении к охране государства «природа женщины и мужчины — -одна и та же, кроме того лишь, что первая слабее, а вторая сильнее».

Из способности женщин наряду с мужчинами быть в разряде, или классе, стражей Платон выводит, что наилучшими женами для мужчин-стражей  будут именно женщины-стражи. В силу постоянных встреч мужчин и женщин-воинов за общими гимнастическими и воинскими  упражнениями, а также за общими трапезами между мужчинами и  женщинами постоянно будет возникать  взаимное вполне естественное влечение. Однако в городе — военном лагере, каким является идеальное государство  Платона, возможна не семья, а лишь соединение мужчины с женщиной для рождения детей. Это тоже «брак», но своеобразный, не способный привести к образованию  семьи. «Браки» эти втайне направляются и устраиваются правителями государства, которые стремятся лучших сочетать с лучшими, а худших с худшими.

Как только женщины рожают детей, младенцев отбирают у матерей  и передают на усмотрение правителей, которые лучших из новорожденных  направляют к кормилицам, а худших, дефективных обрекают на гибель в  скрытом месте. По прошествии некоторого времени молодые матери допускаются к кормлению младенцев, но в это время они уже не знают, какие дети рожденными, а какие — другими женщинами. Все стражи-мужчины считаются отцами всех детей, а все женщины — общими женами всех стражей.

Это происходит, «когда в  государстве одни говорят: «это —  мое», а другие «это — не мое». Напротив, в совершенном государстве «большинство людей в отношении к одному и тому же одинаково говорят: «это — мое», или «это — не мое».

Общность достояния, отсутствие личной собственности, невозможность  ее возникновения, сохранения и приумножения делает невозможным и возникновение  судебных имущественных тяжб и взаимных обвинений, тогда как в существующем греческом обществе все раздоры  порождаются спорами из-за имущества, из-за детей и из-за родственников.

Но, вместе с тем, Платон писал: "Насколько женская природа  по своему достоинству хуже нашей, мужской, настолько же она превосходит  нас своей многочисленностью". По его мнению, женщина, наделенная множеством недостатков, служит средством  достижения мужского счастья на Земле.

В учении Платона о .государстве постулат общности жен и детей — не курьез, он играет 'чрезвычайно важную роль. Для Платона осуществление этого постулата означает достижение высшей формы единства в государстве. Общность жен и детей, в классе хранителей государства завершает то, что было начато общностью имуществ, и потому есть для государства причина его высочайшего блага: «Имеем ли мы какое-либо большее для государства зло, чем то, которое разъединяет его и делает из него многие государства, вместо одного, или большее добро, чем то, которое связывает его и делает единым?». Всякая разность чувств разрушает единство государства.

Подобную же точку зрения высказывает и древнегреческий  философ Аристотель. В своей книге "Политика" он изображал женщину, как слабое и несовершенное человеческое создание. Аристотель называл женщину "существом диким и лишенным разума". Иногда, защищая свободную  женщину, но не рабыню, он говорил, что  она способна мыслить, но в крайне "слабой степени". Ее подчиненная  роль в семье объясняется, якобы, недостаточным развитием женщины. Муж, по праву, — глава семьи. Согласно Аристотелю, женщинам чего-то не хватает. Женщина, так сказать, "недоделанный мужчина". В процессе размножения она играет чисто пассивную роль, она - получатель, тогда как мужчина активен, он - даритель. Ведь Аристотель считал, что ребёнок наследует только мужское, все его будущие качества заложены в мужском семени. Женщина подобна почве, которая лишь вбирает в себя и вынашивает посеянное зерно, тогда как мужчина и есть "сеятель". Или, как считал Аристотель: мужчина даёт "форму", а женщина же вносит свою лепту "материей". Природа, о которой говорит Аристотель, представляется нам внутренне противоречивой, ибо если она обусловливает и узаконивает равенство граждан, она в то же время обусловливает и узаконивает неравенство между гражданами и теми, кто таковыми не является - женщинами, детьми, рабами (и теми, кто не будучи рабами, лишены гражданских прав - людьми смешанной крови).

Информация о работе Античные философы о роли женщины в греческом обществе