Антропологический материализм Л.Фейербаха

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 14:19, контрольная работа

Описание

Последним великим представителем классической немецкой философии был Л. Фейербах. Его выдающаяся историческая заслуга состояла в том, что он подверг глубокой критике идеализм Канта, Гегеля и других философов и возродил, продолжил передовые традиции материализма XVIII в. В отличие от других представителей классической немецкой философии, которые были идеалистами, Фейербах — воинствующий материалист. Тем не менее материализм Фейербаха нельзя понять вне связи с предшествующим развитием классической немецкой философии.

Работа состоит из  1 файл

Классическая немецкая философия.docx

— 44.29 Кб (Скачать документ)

В целом исторически прогрессивное  значение социологических и этических  воззрений. Фейербаха состоит в  отрицании идеалистически-религиозной  концепции общества и морали. Фейербах подверг уничтожающей критике попытки  идеалистов и теологов «обосновать» с помощью религии принципы буржуазного  права и морали. Подобно французским  материалистам XVIII в. он считал, что религия не может быть основой ни права, ни морали: «Где мораль утверждается на теологии, а право — на божьих постановлениях, там можно оправдать и обосновать самые безнравственные, несправедливые и позорные вещи». Вместе с религиозным «обоснованием» права и нравственности он отбрасывал и лицемерный этический ригоризм, противопоставляющий нравственное, справедливое реальным, естественным человеческим потребностям. Мораль бессильна против человеческой природы, говорил Фейербах, указывая на относительность моральных установлений и осмеивая абсолютное противопоставление добродетели пороку. Нет влечений, чувственных потребностей, которые были бы порочны сами по себе, по своей природе, как нет первородного греха; наши пороки — это неудавшиеся добродетели; они стали бы добродетелями, если бы условия человеческой жизни больше соответствовали требованиям человеческой природы.

Социально-политические воззрения  Фейербаха, представляют собой теоретическое  обоснование буржуазной демократии и явно не свободны от буржуазно-демократических  иллюзий. Тот «естественный» и «нормальный» человек, о котором он постоянно  говорит,, видя в нем человека будущего, свободного от всего того, что уродует человеческую индивидуальность, — этот абстрактный, внеклассовый, чисто антропологически характеризуемый субъект в конечном итоге остается идеализированным человеком буржуазного общества. «...Чтобы перейти от фейербаховского абстрактного человека к действительным, живым людям, необходимо было, — указывает Энгельс, — изучать этих людей в их исторических действиях. А Фейербах упирался против этого, и потому не понятый им 1848 год означал для него только окончательный разрыв с действительным миром, переход к отшельничеству. Виноваты в этом главным образом все те же немецкие общественные отношения, которые привели его к такому жалкому концу.

Но шаг, которого не сделал Фейербах, все-таки надо было сделать. Надо было заменить культ абстрактного человека, это ядро новой религии  Фейербаха, наукой о действительных людях и их историческом развитии». Решение этой задачи, непосильное  Фейербаху как буржуазному мыслителю, стало возможным с позиций  марксизма. Однако Фейербах оказал значительное влияние на Маркса и Энгельса в  период формирования их философских  воззрений.

Философией Фейербаха  завершается развитие немецкой буржуазной классической философии, историческое значение которой состояло в том, что она разработала, правда на идеалистической  основе, систему диалектического  миропонимания и метода. Именно поэтому  немецкая классическая философия стала  одним из теоретических источников марксизма и его философии  — диалектического и исторического  материализма.


Информация о работе Антропологический материализм Л.Фейербаха