Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 15:47, реферат
Сегодня, утверждения нового мышления, способного целостно охватить глобальные и общечеловеческие проблемы, обеспечить их гуманистическое решение, неизмеримо повышается роль философского познания как способа всестороннего охвата действительности, проникновения в ее глубинный смысл и суть. Соответственно усиливается интерес к философии со стороны самых широких слоев общества.
Но для того чтобы обрести способность к философскому познанию, к философствованию, недостаточно просто испытывать к нему интерес или даже любовь. Важно, окунувшись в мир философской мысли, прочувствовать его своеобразие, особенности, стиль. Тот мир складывался, формировался и развивался в течение тысячелетий, он имеет свой специфический и довольно сложный язык, свою систему понятий, включает в себя великое множество разнообразных идей, выдвинутых мыслителями различных эпох и народ, ведь философия – одна из древнейших областей человеческого знания духовной культуры.[4 ссылка]
1. Введение____________________________________________2
2. История средневековой арабской философии______________3-10
3. Известные мыслители и ученые средневековой философии Ближнего Востока________________________________________________11-14
4. Заключение__________________________________________15-16
5. Список литературы____________________________________17
«АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ»
П Л А Н:
1. Введение______________________
2. История средневековой
арабской философии____________
3. Известные мыслители
и ученые средневековой
4. Заключение____________________
5. Список литературы_____________
Введение.
Сегодня, утверждения нового мышления, способного целостно охватить глобальные и общечеловеческие проблемы, обеспечить их гуманистическое решение, неизмеримо повышается роль философского познания как способа всестороннего охвата действительности, проникновения в ее глубинный смысл и суть. Соответственно усиливается интерес к философии со стороны самых широких слоев общества.
Но для того чтобы
обрести способность к
В данной работе я постараюсь раскрыть средневековую арабскую философию, ее отличительные черты с европейской философией, что положило начало истории образования арабской философии и вклад в ее развитие известных философов, таких как Ибн-Халдуна, Ибн-Рушда, Ибн-Араби, Аль-Газали.
История средневековой арабской философии.
Арабская философия – философия народов, живших в Средние века на территории Арабского халифата, рациональное философское осмысление мусульманского богословия, религиозной философии ислама, исторически развивающееся с начала VII в. и вплоть до современности в пределах арабоязычного (мусульманского, или арабо-исламского) мира.
Для арабской философии характерны следующие черты:
1) опора на коранические
концепции картины мира и
2) критический анализ
христианской и иудейской
3) развитие идей перипатетиков (аристотелизм).
Опора на Коран как священный текст объединяет различные направления арабской философии: даже в мистических ее течениях существует понимание текстовой реальности мусульманского мира (концепция вселенной как Корана). Арабская философия во многом восприняла идеи аристотелизма и неоплатонизма. Безличный мировой ум (нус) в аристотелевском понимании рассматривается арабской философией как единая субстанция, общая для всего человечества и влияющая на отдельные души людей извне. Тесно связана с этим теория "единства интеллекта", привлекающая внимание современной западной философии: разум, будучи множествен и индивидуален в своих проявлениях, является в своей основе единой нематериальной субстанцией.[1 ссылка]
Основным содержанием
истории средневековой арабской
философии явилась борьба восточных
перипатетиков, исходивших из эллинистического
наследия, и сторонников религиозно-
В качестве реакции
на идеи мутазилитов развивалась
доктрина ашаритов (последователей аль-Ашари),
направивших рациональную теологию
в русло философской защиты догматов
о божественном провидении и чуде
(именно с этой доктриной часто
связывают термин «калам» и главным
образом ее представителей называют
мутакаллимами). Согласно учению ашаритов,
природа оказывалась
В противовес как умозрениям теологов, так и учениям перипатетиков развивался суфизм. Существует две версии относительно происхождения этого слова. Одна версия связывает его с араб. словом "суф" - шерсть, грубая шерстяная ткань (суфи - букв. означает "носящий шерстяные одежды", отсюда власяница как атрибутаскета). Вторая версия называет греч. "софию" - мудрость (в частности, так считал Бируни). Существуют предположения, что еще до возникновения ислама на Ближнем Востоке суфиями называли странствующих христианских монахов, сказителей и проповедников различных сект. Основными понятиями суфизма являются: таухчд - аскетическая жизнь суфия в признании строгого единобожия и в трансцендентном единстве с Богом; тарикат - суфийский мистический путь до момента слияния с Богом; хакикат - мистическое постижение Истины в Боге (в отличие от словесного доказательства единственности Бога в мусульманском богословии как строгом монотеизме); зикр - постоянное ритмичное поминание Бога для достижения состояния духовной сосредоточенности, иногда практикуемое в мистическом танце или физических упражнениях с использованием психотехники и аутотренинга; зухд - аскетическое воздержание, самоотречение, отречение от всего земного. Отличием философской мысли суфизма от абстрактных мусульманских богословских рассуждений являются антропоцентризм, концепция "совершенного человека", сотворенного "по образу и подобию Бога", анализ духовного мира человека, морально-этических норм и духовных структур. В трактовках общества суфизм тяготеет к идеям социального и имущественного равенства А. ф., что ярко проявлялось во влиянии социально-философских суфистских идей на сознание беднейших масс арабского Востока. В рамках А. ф. философия истории разрабатывалась в работах Ибн Хальдуна (1332 - 1406), идеи которого о циклическом характере социального развития государств и обществ развивались как в А. ф., так и в европейской философии (существует близость его идей об историческом развитии исламского мира идеям О. Шпенглера о развитии европейской цивилизации). Используя вместе с элементами мусульманского мировоззрения идеи гностицизма и неоплатонизма, суфии разработали учение о путях, ведущих человека через отречение от мирских страстей и богомыслие к созерцанию бога в мистической интуиции и конечному с ним слиянию. Вместе с тем на некоторых этапах своего развития суфийские идеи подвергались толкованиям в духе натуралистического пантеизма.[2, 302 С.]
Мистика суфиев, на
первых порах подвергавшаяся преследованиям
со стороны ортодоксального
В основе восточного
перипатетизма лежала философия
Аристотеля, перешедшая к арабам при
посредстве сирийских переводчиков,
отчасти в интерпретации
Основоположником восточного перипатетизма был аль-Кинди, который первым в арабской философии изложил содержание основных трудов Аристотеля. Он же впервые представил (на основе восходящей к Александру Афродизийскому классификации интеллектов) рациональное познание как приобщение разума индивида к универсальному, божественному разуму. Деизм Кинди, его представление о боге как о безликой «отдаленной причине», развивался в рамках неоплатонической теории эманации аль-Фараби. Онтологическая и гносеологическая идеи Фараби углубил и детализировал крупнейший мыслитель средневековья Ибн Сина, утверждавший вечность материи и независимость частных явлений жизни от божественного провидения.[5, 289 С.]
В XII веке центр философской
мысли перемещается на Запад мусульманского
мира – в Испанию. Здесь в Андалусии
разрабатывают сходные
Другим крупным мыслителем арабского Запада был Ибн Хальдун, по праву считающийся одним из основоположников философии истории.
Таким образом, мутазилиты, с одной стороны, положили начало рациональной геологии, с другой – расчистили почву для зарождения чисто философского свободомыслия перипатетиков.
Вторую жизнь арабская философия обрела в Европе – в деятельности аверроистов и других борцов против официальной идеологии катоицизма.[3, 29 С.]
Направления А. ф. отражают
деление духовной структуры исламского
мира на три основных течения, различающихся
по составу и роли признаваемых ими
нормативных источников мусульманского
права (Фикх) и, прежде всего, по подходу
к наследованию имама как духовного
(иногда и социально-политического)
руководителя мусульманской общины.
Эти направления - суннизм, шиизм
и хариджизм. Суннизм является ортодоксальным
(и наиболее распространенным) течением
мусульманского богословия; для него
характерно признание источником для
решения религиозно-
Известные мыслители и ученые средневековой философии
Ближнего Востока.
Для арабского мира характерен более конкретный подход к мирозданию.
Арабские мыслители хорошо осознавали значимость знания для опыта. Например, математик Аль-Хоземир так сформулировал цель своего алгебраического трактата Книга об исчислении алгебры и аль-мукабалы»: «Я составил краткую книгу... заключающую в себе простые и сложны арифметики, ибо это необходимо людям при делении наследства, составлении завещаний, разделе имущества в судебных делах, в торговле и всевозможных сделках, а также при измерении земель, проведении каналов, в геометрии и прочих разновидностях подобных дел».
Осознавалось и
значение опытных исследований для
приобретения значения. В частности,
арабский химик Джабир ибн-Хайан
писал: «Долг занимающегося
Арабские ученые
разработали самостоятельную
1. Разум божественный как одно из выражений всемогущества и всезнания бога, в философии аналогичный творческому, активному началу и законосообразности мира (мировой разум), отличается от разума человеческого, подобного божественному, но лишь подобного, а следовательно, несовершенного, ущербного.
2. Человеческий разум может быть потенциальным, то есть существующим как способность, предрасположенность к мышлению (например, у ребенка), и актуальным, то есть уже реализовавшимся, действующим.
3. Разум рассматривается как приобретенный – сформированный через обучение, систему умозаключений, опыт и т.д., и неприобретенный, идентичный непосредственной интуиции.
Необходимо отметить
и арабского философа Ибн-Халдун,
который написал сочинение «