Арабская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 03:23, реферат

Описание

АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Арабская философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики .
Однако ее развитие происходило иначе.
Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и неоплатоников , но постепенно они начали уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в частности, метафизические , логические и физические трактаты ) внимательно изучались и комментировались.
При этом особый упор делался на метафизику и формальную логику.

Работа состоит из  1 файл

арабская философия.doc

— 37.50 Кб (Скачать документ)

    АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.    Арабская философия развивалась          параллельно развитию ранней схоластики . 
Однако ее развитие происходило иначе. 
Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и неоплатоников , но постепенно они начали уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в частности, метафизические , логические и физические трактаты ) внимательно изучались и комментировались. 
При этом особый упор делался на метафизику и формальную логику. 
Аристотелизм здесь не культивировался в чистом виде, он переплетался с элементами неоплатонизма , поскольку платонизм больше, чем идеи Аристотеля отвечал интересам теологии. переходит к неоплатонизму . 
Стойким последователем Аристотеля в X столетии был аль -Фараби (870-950), который жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске в 900-950 гг.  
Однако он также начинает интерпретировать систему Аристотеля в духе неоплатоников , взяв от Аристотеля четкое и логическое разделение действительности на отдельные области научных интересов. 
Картину духовного мира этого периода дают так называемые "Трактаты чистых братьев" - около пятидесяти сочинений о религии , философии и естественных науках , написанных представителями секты "Братья чистоты и искренности", которая возникла в X столетии и помимо прочего стремилась к соединению ислама смлинистической философией . 
Здесь также главенствовала неоплатоновская идея: мир исходит из бога и возвращается к нему. 
По отношению к христианской схоластике важное значение имеет творчество великих аристотеликов арабской философии: на Востоке это был Авиценна , на Западе - Аверроэс . 
Авиценна (араб . 
Ибн Ибн Сина , 980-1037) происходил из туркестанской Бухары. 
Имел энциклопедическое образование. 
Главным философским трудом Авиценны был трактат энциклопедического характера "Книга исцеления", содержащий основы логики, физики, математики и метафизики ; 
кроме этого он написал комментарии к Аристотелю комментарии и много других книг, из которых большое признание приобрел  
Основным смыслом арабской философии было защитить ислам и его церковные догматы поэтому в основных чертах и исходных положениях она совпадает со схоластической философией. 
У начала исламской философии стоят два великих мыслителя. 
Первым из них является арабский приверженец идей Аристотеля аль-Кинди (800-ок. 
870), современник Эриугены , переводчик и комментатор Аристотеля. 
Впоследствии, однако, он отходит от чистого аристотелизма и трактат "Канон медицины ". 
 
Философия Авиценны Философия теоцентрической, однако в ином смысле, чем христианская . 
Мир он понимал как произведение божественного разума, но ни в коем случае не божьей воли. 
Мир был сотворен из материи , а не из ничего; 
материя же является вечной. 
Материальный мир имеет характер конкретной возможности и существует во времени.  
- они существуют в реальных вещах как их воплощенная сущность (in rebus); 
 
- они существуют после вещей в головах людей как образованные ими понятия (post res). 
 
Для философии Авиценны был характерен рационализм с  
Как и у Аристотеля , у Авиценны бог является неподвижным двигателем, формой всех форм, вечным творческим условием. 
Мир в своей реальной множественности не создан однажды и непосредственно богом, но возник постепенно. 
О параллельности развития арабской и христианской философии свидетельствует и понимание универсалий . 
Авиценна приходит к аналогичным результатам, что и Абеляр , но по времени раньше. 
В согласии с другими арабскими философами он учит, что об универсалиях можно говорить трояким способом: - они существуют до единичных вещей в божественном разуме (ante res); 
материалистическими тенденциями, которые вытекают из его естественнонаучной ориентации. 
Он является основателем арабского перипатетизма , его учение Известен как теолог, юрист, врач, математик и прежде всего философ . 
Является автором известных комментариев к Аристотелю которого он считал величайшим из людей, подлинным философом . 
Он занимал высокие должности, выполнял важные государственные функции, однако в эпоху правления халифа аль -Мансура был отправлен в изгнание. 
Его трактаты , которые были отвергнуты исламскими теологами, сохранились лишь благодаря испанским евреям . 
По Аверроэсу, материальный мир вечен, бесконечен , но в пространстве ограничен. 
Бог так же вечен, как и природа, однако он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает религия . 
Аристотелевское истолкование возникновения природы, согласно которому материя как таковая является не действительностью, а возможностью, что на нее должна воздействовать форма, чтобы природа возникла, Аверроэс интерпретировал так, что формы не приходят к материи извне, но в вечной материи все формы потенциально содержатся и постепенно в процессе развития выкристаллизовываются. 
Концепцию всеобщей градации и иерархии сущего между богом и человеком он перенял у Авиценны . 
Такая концепция , естественно, была значительно более удалена от веры в божественное сотворение природы из ничего, которую проповедовали христианство и иудаизм. 
Однако это не единственная проблема, по которой Аверроэс полемизировал с исламской догматикой . 
Он отрицал и бессмертность индивидуальной души; 
при этом он исходил из идеи Аристотеля, согласно которой душа соединяет в себе элементы философии Аристотеля с религией ислама. 
Если Авиценна был королем арабской философии на Востоке , то королем арабского Запада, существенно повлиявшим на европейскую философию, был Аверроэс (араб . 
Ибн Рушд Ибн Рушд , 1126-1196). 
Происходил он из испанской Кордовы. 
соединена с телом, как форма с материей, в каждом конкретном существе. 
Индивидуальная душа умирает вместе с телом, ибо с гибелью тела распадаются конкретные чувственные представления и память, присущие каждому отдельному человеку. 
Аверроэс различает пассивный и активный разум. 
Пассивный разум связан с индивидуальными чувственными представлениями человека, активный - имеет характер всеобщего, единичного интеллекта , который вечен. 
Только общий разум всего человеческого рода в его историческом развитии является бессмертным. 
Единичные души (разум индивида) участвуют в нем, содержат его, сам он, однако, является надличностным и по своей сути подобен божественному разуму. 
Это всеобщий активный интеллект земной сферы. 
Таким образом, Аверроэс онтологизировал высшую теоретическую способность человеческого духа. 
Религиозное представление о бессмертии индивидуальной души бессмысленно. 
Высшую нравственную ценность Аверроэс видит в учении, которое воспитывает человека, чтобы он сам творил добро, а не в том, которое обусловливает поведение человека ожиданием вознаграждения и наказания на том свете. 
Его этика резко контрастирует с учением Мухаммеда, которое, с одной стороны, в живых красках описывает адские муки, а с другой - обещает небесные радости и блаженство в виде мягкого ложа, вина и черноволосых девушек с большими глазами, ожидающие верующих. 
Отношение между религией и философией Аверроэс понимал следующим образом: высшая и чистая правда, которую познает философ , в религии проявляется в чувственных образах, что может быть полезным для интеллекта простых, необразованных людей. 
Религиозные же представления в интерпретации философов простые люди понимают иначе, что и является содержанием исходного пункта учения о так называемой двойственной истине, одним из создателей которого был Аверроэс . 
Однако полная истина лишь одна - это истина философская. 
Смысл теории "двойственной истины" заключался в стремлении сделать науку философию самостоятельными, избавить их от церковной опеки. 
Неудивительно, что философия Аверроэса (впрочем, как и философия Авиценны) была резко осуждена исламской ортодоксией, а его трактаты было предписано сжечь, что, однако, никоим образом не ослабило их влияния и не воспрепятствовало их дальнейшему воздействию, как происходило н в других подобных случаях. 
Скептическая мистика . 
Развитие арабской сравнимо с развитием христианской схоластики и в том, что как реакция на интеллектуализирование религии под влиянием аристотелизма здесь тоже образуется мистическое направление. 
Его представителем был интеллектуальный скептик , последователь суфитского мистицизма и аскетизма аль-Газали (лат . 
Альгазель, 1059-1111), современник Ансельма , на поколение старше Бернара из Клерво, имевшего схожие с аль-Газали взгляды. 
Главный интерес аль-Газали сосредоточивался на вере, которую он резко противопоставлял науке и философии.. 
Свой скептический подход он демонстрировал в трактате "Опровержение философов ", против которого энергично выступал Аверроэс . 
В этом трактате аль аль-Газали показывает вредное для веры влияние аристотелевских влияние аристотелевских воззрений на науку и философию. 
Он отверг и принцип причинности , проявляющийся в мире естественным образом. 
Огонь не может быть причиной пожара, ибо является мертвым телом, которое ничего не может сделать; 
пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным средством, но не причиной. 
Философия должна способствовать религии . 
Ориентация на мистику проходит через все его произведения. 
В познании, согласно его представлениям, позитивным является мистическое слияние с богом и откровение. 
Самыми худшими заблуждениями философов он считал отрицание сотворения богом, его всемогущества и

справедливости, божественного провидения. 




Информация о работе Арабская философия