Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 03:23, реферат
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. Арабская философия развивалась параллельно развитию ранней схоластики .
Однако ее развитие происходило иначе.
Вначале арабы перенимали у греков преимущественно идеи Платона и неоплатоников , но постепенно они начали уделять все больше внимания идеям Аристотеля, произведения которого (в частности, метафизические , логические и физические трактаты ) внимательно изучались и комментировались.
При этом особый упор делался на метафизику и формальную логику.
АРАБСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.
Арабская философия развивалась
параллельно развитию ранней схоластики
.
Однако ее развитие происходило иначе.
Вначале арабы перенимали у греков преимущественно
идеи Платона и неоплатоников , но постепенно
они начали уделять все больше внимания
идеям Аристотеля, произведения которого
(в частности, метафизические , логические
и физические трактаты ) внимательно изучались
и комментировались.
При этом особый упор делался на метафизику
и формальную логику.
Аристотелизм здесь не культивировался
в чистом виде, он переплетался с элементами
неоплатонизма , поскольку платонизм больше,
чем идеи Аристотеля отвечал интересам
теологии. переходит к неоплатонизму .
Стойким последователем Аристотеля в
X столетии был аль -Фараби (870-950), который
жил и творил в Багдаде, Алеппо и Дамаске
в 900-950 гг.
Однако он также начинает интерпретировать
систему Аристотеля в духе неоплатоников
, взяв от Аристотеля четкое и логическое
разделение действительности на отдельные
области научных интересов.
Картину духовного мира этого периода
дают так называемые "Трактаты чистых
братьев" - около пятидесяти сочинений
о религии , философии и естественных науках
, написанных представителями секты "Братья
чистоты и искренности", которая возникла
в X столетии и помимо прочего стремилась
к соединению ислама смлинистической
философией .
Здесь также главенствовала неоплатоновская
идея: мир исходит из бога и возвращается
к нему.
По отношению к христианской схоластике
важное значение имеет творчество великих
аристотеликов арабской философии: на
Востоке это был Авиценна , на Западе -
Аверроэс .
Авиценна (араб .
Ибн Ибн Сина , 980-1037) происходил из туркестанской
Бухары.
Имел энциклопедическое образование.
Главным философским трудом Авиценны
был трактат энциклопедического характера
"Книга исцеления", содержащий основы
логики, физики, математики и метафизики
;
кроме этого он написал комментарии к
Аристотелю комментарии и много других
книг, из которых большое признание приобрел
Основным смыслом арабской философии
было защитить ислам и его церковные догматы
поэтому в основных чертах и исходных
положениях она совпадает со схоластической
философией.
У начала исламской философии стоят два
великих мыслителя.
Первым из них является арабский приверженец
идей Аристотеля аль-Кинди (800-ок.
870), современник Эриугены , переводчик
и комментатор Аристотеля.
Впоследствии, однако, он отходит от чистого
аристотелизма и трактат "Канон медицины
".
Философия Авиценны Философия теоцентрической,
однако в ином смысле, чем христианская
.
Мир он понимал как произведение божественного
разума, но ни в коем случае не божьей воли.
Мир был сотворен из материи , а не из ничего;
материя же является вечной.
Материальный мир имеет характер конкретной
возможности и существует во времени.
- они существуют в реальных вещах как
их воплощенная сущность (in rebus);
- они существуют после вещей в головах
людей как образованные ими понятия (post
res).
Для философии Авиценны был характерен
рационализм с
Как и у Аристотеля , у Авиценны бог является
неподвижным двигателем, формой всех форм,
вечным творческим условием.
Мир в своей реальной множественности
не создан однажды и непосредственно богом,
но возник постепенно.
О параллельности развития арабской и
христианской философии свидетельствует
и понимание универсалий .
Авиценна приходит к аналогичным результатам,
что и Абеляр , но по времени раньше.
В согласии с другими арабскими философами
он учит, что об универсалиях можно говорить
трояким способом: - они существуют до
единичных вещей в божественном разуме
(ante res);
материалистическими тенденциями, которые
вытекают из его естественнонаучной ориентации.
Он является основателем арабского перипатетизма
, его учение Известен как теолог, юрист,
врач, математик и прежде всего философ
.
Является автором известных комментариев
к Аристотелю которого он считал величайшим
из людей, подлинным философом .
Он занимал высокие должности, выполнял
важные государственные функции, однако
в эпоху правления халифа аль -Мансура
был отправлен в изгнание.
Его трактаты , которые были отвергнуты
исламскими теологами, сохранились лишь
благодаря испанским евреям .
По Аверроэсу, материальный мир вечен,
бесконечен , но в пространстве ограничен.
Бог так же вечен, как и природа, однако
он не сотворил мир из ничего, как это провозглашает
религия .
Аристотелевское истолкование возникновения
природы, согласно которому материя как
таковая является не действительностью,
а возможностью, что на нее должна воздействовать
форма, чтобы природа возникла, Аверроэс
интерпретировал так, что формы не приходят
к материи извне, но в вечной материи все
формы потенциально содержатся и постепенно
в процессе развития выкристаллизовываются.
Концепцию всеобщей градации и иерархии
сущего между богом и человеком он перенял
у Авиценны .
Такая концепция , естественно, была значительно
более удалена от веры в божественное
сотворение природы из ничего, которую
проповедовали христианство и иудаизм.
Однако это не единственная проблема,
по которой Аверроэс полемизировал с исламской
догматикой .
Он отрицал и бессмертность индивидуальной
души;
при этом он исходил из идеи Аристотеля,
согласно которой душа соединяет в себе
элементы философии Аристотеля с религией
ислама.
Если Авиценна был королем арабской философии
на Востоке , то королем арабского Запада,
существенно повлиявшим на европейскую
философию, был Аверроэс (араб .
Ибн Рушд Ибн Рушд , 1126-1196).
Происходил он из испанской Кордовы.
соединена с телом, как форма с материей,
в каждом конкретном существе.
Индивидуальная душа умирает вместе с
телом, ибо с гибелью тела распадаются
конкретные чувственные представления
и память, присущие каждому отдельному
человеку.
Аверроэс различает пассивный и активный
разум.
Пассивный разум связан с индивидуальными
чувственными представлениями человека,
активный - имеет характер всеобщего, единичного
интеллекта , который вечен.
Только общий разум всего человеческого
рода в его историческом развитии является
бессмертным.
Единичные души (разум индивида) участвуют
в нем, содержат его, сам он, однако, является
надличностным и по своей сути подобен
божественному разуму.
Это всеобщий активный интеллект земной
сферы.
Таким образом, Аверроэс онтологизировал
высшую теоретическую способность человеческого
духа.
Религиозное представление о бессмертии
индивидуальной души бессмысленно.
Высшую нравственную ценность Аверроэс
видит в учении, которое воспитывает человека,
чтобы он сам творил добро, а не в том, которое
обусловливает поведение человека ожиданием
вознаграждения и наказания на том свете.
Его этика резко контрастирует с учением
Мухаммеда, которое, с одной стороны, в
живых красках описывает адские муки,
а с другой - обещает небесные радости
и блаженство в виде мягкого ложа, вина
и черноволосых девушек с большими глазами,
ожидающие верующих.
Отношение между религией и философией
Аверроэс понимал следующим образом: высшая
и чистая правда, которую познает философ
, в религии проявляется в чувственных
образах, что может быть полезным для интеллекта
простых, необразованных людей.
Религиозные же представления в интерпретации
философов простые люди понимают иначе,
что и является содержанием исходного
пункта учения о так называемой двойственной
истине, одним из создателей которого
был Аверроэс .
Однако полная истина лишь одна - это истина
философская.
Смысл теории "двойственной истины"
заключался в стремлении сделать науку
философию самостоятельными, избавить
их от церковной опеки.
Неудивительно, что философия Аверроэса
(впрочем, как и философия Авиценны) была
резко осуждена исламской ортодоксией,
а его трактаты было предписано сжечь,
что, однако, никоим образом не ослабило
их влияния и не воспрепятствовало их
дальнейшему воздействию, как происходило
н в других подобных случаях.
Скептическая мистика .
Развитие арабской сравнимо с развитием
христианской схоластики и в том, что как
реакция на интеллектуализирование религии
под влиянием аристотелизма здесь тоже
образуется мистическое направление.
Его представителем был интеллектуальный
скептик , последователь суфитского мистицизма
и аскетизма аль-Газали (лат .
Альгазель, 1059-1111), современник Ансельма
, на поколение старше Бернара из Клерво,
имевшего схожие с аль-Газали взгляды.
Главный интерес аль-Газали сосредоточивался
на вере, которую он резко противопоставлял
науке и философии..
Свой скептический подход он демонстрировал
в трактате "Опровержение философов
", против которого энергично выступал
Аверроэс .
В этом трактате аль аль-Газали показывает
вредное для веры влияние аристотелевских
влияние аристотелевских воззрений на
науку и философию.
Он отверг и принцип причинности , проявляющийся
в мире естественным образом.
Огонь не может быть причиной пожара, ибо
является мертвым телом, которое ничего
не может сделать;
пожар вызвал бог, а огонь был лишь временным
средством, но не причиной.
Философия должна способствовать религии
.
Ориентация на мистику проходит через
все его произведения.
В познании, согласно его представлениям,
позитивным является мистическое слияние
с богом и откровение.
Самыми худшими заблуждениями философов
он считал отрицание сотворения богом,
его всемогущества и
справедливости, божественного провидения.