Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 15:54, реферат
Тема данной работы «Философия Аристотеля». Она выбрана мной, так как Аристотель является универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны именно ему. Аристотель - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху философии. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии, изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии, сформулировал основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах.
Введение
Краткая биография Аристотеля
«Первая философия»
Логика
Причины бытия
Форма и материя
Учение о душе
Учение об обществе и политике
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
Краткая биография Аристотеля
«Первая философия»
Логика
Причины бытия
Форма и материя
Учение о душе
Учение об обществе и политике
Заключение
Список использованной литературы
Тема данной работы «Философия Аристотеля». Она выбрана мной, так как Аристотель является универсальным мыслителем всех времен и народов. Вся современная философия, наука и культура, так или иначе, обязаны именно ему. Аристотель - величайший древнегреческий философ, создавший свое оригинальное учение, составившее эпоху философии. Он занимался разными науками, создал первую классификацию живых существ, положив начало биологии, изучал человеческие эмоции и стал основателем психологии, сформулировал основные законы логики, которые и до сих пор преподаются в школах и университетах.
Основной задачей работы является краткое рассмотрение его жизни, путей следования к нахождению истины, его учений, принципов жизни, основных идей.
Аристотель родился в г. Стагира в семье известного врача Никомаха в 384 году до н.э. Воспитываясь в семье врача, он и сам занимался медициной, однако, не стал профессиональным врачом. Но медицина осталась для него настолько родной, что в своих философских трактатах он дает пояснения на примерах из медицинской практики.
В 367 г. до н.э. Аристотель приехал в Афины и стал слушателем Академии Платона. Он оставался там до самой смерти учителя – двадцать лет, сначала как ученик, а затем и преподаватель. У него возникали теоретические расхождения с учителем. В конце концов, Аристотель создал свою оригинальную философскую систему, которая вовсе не была похожа на платоновскую. Именно Аристотель произнес знаменитую фразу: «Платон мне друг, но истина дороже».
После смерти Платона Аристотель покинул Афины, а в 343 г. до н.э. Филипп Македонский пригласил его воспитателем к своему сыну Александру. К этому времени Аристотель написал много трактатов традиционно разделенных на 8 групп: (логические труды; философия природы; психология; биологические труды; первая философия; этика; политика и экономика; риторика и поэтика)
Стиль мышления Аристотеля совсем не походил на платоновский. Это был не мечтатель, а человек с систематическим складом ума. Поэтому, неудивительно, что он, по примеру своего учителя, тоже основал в Афинах школу, получившую название Ликей.
Скоропостижная смерть Александра Македонского вызвала во многих греческих городах антимакедонские волнения. Аристотель, связь которого с македонским двором была очевидна, был обвинен в богохульстве. Не дожидаясь суда, он передав управление Ликеем одному из своих последователей, уехал из Афин и в 322 г. до н.э. умер, а если верить Диогену Лаэртскому, покончил с собой.
Аристотель разделял науки на три части – теоретические, практические и творческие, а инструментом, с помощью которого ведется научное исследование, он считал логику. Целью теоретических наук является истина сама по себе, познание ради познания, потому они свободны и бескорыстны, в отличие от практических наук. Целью творческих наук является создание прекрасного.
Теоретическая деятельность представлена тремя дисциплинами: физикой, математикой и первой философией (или метафизикой).
К физике Аристотель относил все естественно-научные вопросы – от теории элементов и движения, структуры космоса до биологии и психологии.
Философией в античности называлось любое теоретическое знание, но Аристотель впервые попытался выделить предмет собственно философии. Он называл ее «первой философией». В отличие от физики, изучающей реальный мир наблюдаемых предметов, «первая философия» занимается принципами бытия. Ведь Аристотель – ученик Платона, поэтому для него тоже было очевидно, что мир, кроме поверхности, имеет внутреннюю сторону (подкладку), и вот изучением этой «подкладки» и должна по его мысли заниматься «первая философия». А термином «метафизика» стали обозначать учение о вечных началах и принципах бытия, лежащих за миром чувственно воспринимаемых предметов и постигаемых только с помощью разума.
Фундаментальными понятиями в философии являются категории. Аристотель выделяет следующие: сущность, качество, количество, отношение, место, время, положение, обладание, действие и страдание. При этом чаще всего он говорит о категориях как о «формах сказывания» о мире. И сам термин «категория» берется им из грамматики.
Платон воспринял слова Сократа о значении, которое для познания бытия имеют понятия, как их тождественную и неизменную основу. Считая, что познание направлено на неизменную сущность вещей, а основные свойства предметов раскрываются в понятиях о них, Платон сделал вывод, что понятия – не только наши мысли о бытие, но существуют сами по себе, самобытно и, безусловно, независимо от чувственного мира. Против этого и выступил Аристотель.
Главное для Аристотеля – определить причины движения, познать природу. Для него более важен реальный мир, чем мир идеалов.
Определив мудрость как «науку о первых причинах», Аристотель с полным правом может считаться родоначальником науки как таковой. Наука становится возможной тогда, когда идея и материя рассматриваются как соединенные вместе и идея познается через исследование материи как ее истина. Утверждая, что «знание о чем бы то ни было есть знание общего», Аристотель дает тем самым определение научного знания.
Аристотель систематизировал и приблизил к реальности учения Платона. Три величайших философа античности – Сократ, Платон и Аристотель – становятся в один ряд, олицетворяя торжество преемственности. Философия Аристотеля ориентирована на мир реальный, действительный.
В своих логических трактатах Аристотель обстоятельно исследовал теорию умозаключений и доказательств, сформулировал основные законы мышления, в том числе закон тождества, закон противоречия и закон исключения третьего, согласно которому нельзя сформулировать два противоречащих друг другу суждения так, чтобы они оба были истинными.
Аристотель называл четыре причины существования нашего мира:
1) материальную;
2) действующую;
3) целевую;
4) формальную.
Понять их соотношение легче на примере. Например, как мог возникнуть глиняный горшок? Во-первых, необходима глина, из которой можно сделать горшок (материальная причина). Во-вторых, нужен гончар, который из этой глины вылепит горшок (действующая причина). В-третьих, гончар должен иметь цель, например, продать горшок или сварить в нем похлебку (целевая причина). Но гончар не сможет создать горшок, если не будет знать, как он выглядит, какова форма горшка (формальная причина).
Две причины из перечисленных выше являются вечными: формальная и материальная. Любая вещь – это неразрывное единство формы и материи. Приоритет Аристотель отдавал формальной причине. Ведь материя, с его точки зрения, - неопределенный, лишенный формы субстрат, пассивный материал для оформления. Поэтому формальная причина бытия – самая важная, ведь форма является обязательным условием существования вещей, их сущностью. Материя – только возможность, как медь является возможностью и для монеты, и для статуи. Возможность превращаться в действительность (в монету, статую) только при оформлении.
Таким образом, главной проблемой метафизики Аристотеля стала проблема соотношения формы и материи.
Форма и материя
Аристотель считал, что нет никаких доказательств существования двух миров, мир один, но в нем есть место и общему, и единичному. Вещи вокруг нас материальны. Но материя вещей оформлена.
Аристотель был убежден, что нет никакого платоновского мира идей, идея вещи находится в ней самой как форма. Форма – неизменна и вечна, именно она делает предмет тем, что он есть, а не наоборот. Форма выступала у Аристотеля в качестве общего, а конкретные ее воплощения, вещи.
Материя – это то, из чего все рождается, и имеет тот же корень, что и слово «мать». Понятие «материя» имеет в русском языке и бытовой смысл: материя как ткань. Еще одно однокоренное слово, употребляемое в том же значении, - материал. «Под материей же я разумею, например, медь; под формой – очертание – образ; под тем, что состоит из обоих, - изваяние как целое». Форма и материя – простые сущности, из которых возникают все вещи. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как материя, и как форма.
Если для Платона весь наш мир представлялся только тенью мира идей, то для Аристотеля, действительно, существовали не идеи, а отдельные единичные вещи, - не «идея лошадности», а вот эта, живая, стоящая перед нами лошадь, не «львиность», а сам лев.
Помимо метафизики и учения о силлогизмах, средневековые мыслители с особым вниманием отнеслись к учению Аристотеля о душе. Аристотель начинает с того, что душа есть не только у человека. Растительная душа, по Аристотелю, обладает способностью роста, питания и размножения. Животная душа отличается тем, что обладает чувством. Душа человека является разумной душой.
У Аристотеля есть замечательное выражение: «Друг – это одна душа, живущая в двух телах». В противовес представлениям о душе, как особом начале, Аристотель учил, что душу от живого тела отделить нельзя, поскольку она является его формой, способом его организации.
Различая растительную, животную и разумную душу, Аристотель не противопоставляет их. Наоборот, здесь речь идет скорее о трех ступенях в развитии одной и той же души. Животное, по Аристотелю, отличается от растения способностью ощущать, а у людей к этому прибавляется еще и разум. Следовательно, обладая способностями к росту и ощущению, человек в определенном смысле является растением и животным.
И потому центральное место в учении Аристотеля занимает вопрос о критериях истинности наших знаний. К таким критериям он в первую очередь относит употребление правильных логических форм.
Высшее человеческое благо Аристотель определил как счастье, однако он сам говорил, что разные люди по-разному его понимают. Получается, что счастье – это такое состояние души, когда ее нрав и умственные способности находятся в гармонии и проявляют себя полнее всего. Значит, для счастья нужны не только добродетели, но и материальные блага: здоровье, жилище, одежда, деньги и т.п. Аристотель вовсе не призывал к отказу от телесных удовольствий, но предостерегал: эти удовольствия и обладание материальными вещами желательны лишь в той мере, в какой они не мешают духовному развитию личности. В учении об обществе и государстве Аристотель исходил из понимания человека как «животного политического», то есть такого животного, для которого естественна жизнь в кругу себе подобных. Аристотель не был согласен с платоновской идеей упразднения семьи и частной собственности. Он настаивал в этом вопросе на необходимости следовать природе, традиции и мнению большинства.
Философ выделил три основных принципа государственного устройства: власть одного, власть немногих и власть большинства. Но каждая форма может существовать как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Например, власть одного может нести и благо, и зло. То же относится и к другим принципам государственного устройства.
Принцип правления | Правильная форма | Неправильная форма |
Власть одного | Монархия | Тирания |
Власть немногих | Аристократия | Олигархия |
Власть большинства | Полития | Демократия |