Аристотель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Марта 2013 в 11:38, биография

Описание

(384—322 до н. э.) — древнегреческий философ, «величайший мыслитель древности». Аристотель был учеником Платона (см.), но он отверг идеалистическую теорию идей своего учителя, подвергнув её суровой критике. В этой критике уже содержится понимание теоретико-познавательных корней идеализма вообще. Платон, по мнению Аристотеля, отделил сущность от того, сущностью чего она является, превратив тем самым общее (понятие) в отдельное существо; он создал особый идеальный, сверхчувственный мир наряду с миром чувственным, реальным.
Человек

Работа состоит из  1 файл

Аристотель.docx

— 18.84 Кб (Скачать документ)

Аристотель

(384—322 до н. э.) — древнегреческий  философ, «величайший мыслитель  древности». Аристотель был учеником  Платона (см.), но он отверг идеалистическую  теорию идей своего учителя,  подвергнув её суровой критике.  В этой критике уже содержится  понимание теоретико-познавательных  корней идеализма вообще. Платон, по мнению Аристотеля, отделил  сущность от того, сущностью чего  она является, превратив тем самым  общее (понятие) в отдельное  существо; он создал особый идеальный,  сверхчувственный мир наряду  с миром чувственным, реальным.

Человек

Для Аристотеля человек — это прежде всего общественное или политическое существо («политическое животное»), одарённое речью и способное к осознанию таких понятий как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее нравственными качествами.

В «Никомаховой этике» Аристотель отмечал, что «человек по природе существо общественное», а в «Политике» — существо политическое. Он также выдвинул положение, что человек рождается политическим существом и несёт в себе инстинктивное стремление к совместной жизни. Врождённое неравенство способностей — причина объединения людей в группы, отсюда же различие функций и места людей в обществе.

В человеке есть два начала: биологическое  и общественное. Уже с момента  своего рождения человек не остаётся наедине с самим собой; он приобщается  ко всем свершениям прошлого и настоящего, к мыслям и чувствам всего человечества. Жизнь человека вне общества невозможна.

Учение о четырёх причинах

В «Метафизике» Аристотель развивает  учение о причинах и первоначалах всего сущего. Причины эти таковы:

Материя (греч. ΰλη, греч. ὑποκείμενον)  — «то, из чего». Многообразие вещей, существующих объективно; материя вечна, несотворима и неуничтожима; она не может возникнуть из ничего, увеличиться или уменьшиться в своём количестве; она инертна и пассивна. Бесформенная материя представляет собой небытие. Первичнооформленная материя выражена в виде пяти первоэлементов (стихий): воздух, вода, земля, огонь и эфир (небесная субстанция).

Форма (греч. μορφή, греч. тò τί ἧν εἶναι) — «то, что». Сущность, стимул, цель, а также причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Создает формы разнообразных вещей из материи Бог (или ум-перводвигатель). Аристотель подходит к идее единичного бытия вещи, явления: оно представляет собою слияние материи и формы.

Действующая, или производящая причина (греч. αρχή της κινήσεως) — «то, откуда». Характеризует момент времени, с которого начинается существование вещи. Началом всех начал является Бог. Существует причинная зависимость явления сущего: есть действующая причина — это энергийная сила, порождающая нечто в покое универсального взаимодействия явлений сущего, не только материи и формы, акта и потенции, но и порождающей энергии-причины, имеющей наряду с действующим началом и целевой смысл.

Цель, или конечная причина (греч. τέλος ου ενεκα) — «то, ради чего». У каждой вещи есть своя частная цель. Высшей целью является Благо.

Бог как перводвигатель, как абсолютное начало всех начал

По утверждению Аристотеля, мировое  движение есть цельный процесс: все  его моменты взаимно обусловлены, что предполагает наличие и единого  двигателя. Далее, исходя из понятия  причинности, он приходит к понятию  о первой причине. А это т. н. космологическое  доказательство бытия Бога. Бог есть первая причина движения, начало всех начал, так как не может быть бесконечный  ряд причин или безначальный. Есть причина, сама себя обусловливающая: причина  всех причин.

Абсолютное начало всякого движения — божество как общемировая сверхчувственная субстанция. Аристотель обосновал бытие  божества усмотрением принципа благоустройства  Космоса. По Аристотелю, божество служит предметом высшего и наиболее совершенного познания, так как всё  знание направлено на форму и сущность, а Бог есть чистая форма и первая сущность.

Идея души

Аристотель считал, что душа, обладающая целостностью, есть не что иное, как  неотделимый от тела его организующий принцип, источник и способ регуляции  организма, его объективно наблюдаемого поведения. Душа — это энтелехия  тела. Душа неотделима от тела, но сама имматериальна, нетелесна. То, благодаря чему мы живём, ощущаем и размышляем, — это душа. «Душа есть причина как то, откуда движение, как цель и как сущность одушевленных тел.»[5]

Таким образом, душа есть некий смысл  и форма, а не материя, не субстрат.

Учение о добродетелях

Аристотель делит все добродетели  на нравственные, или этические, и мыслительные, или разумные, или дианоэтические[6][3]. Этические добродетели представляют собой середину между крайностями — избытком и недостатком — и включают в себя: кротость, мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость, практическая мудрость, справедливое негодование[7]. Относительно нравственной добродетели Аристотель утверждает, что она есть «способность поступать наилучшим образом во всём, что касается удовольствий и страданий, а порочность — это её противоположность»[8]. Нравственные, или этические, добродетели (добродетели характера) рождаются из привычек-нравов: человек действует, приобретает опыт, и на основе этого формируются черты его характера. Разумные добродетели (добродетели ума) развиваются в человеке благодаря обучению[9].


Информация о работе Аристотель