Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 03:46, реферат
Спиноза самый благородный и привлекательный из великих философов. Интеллектуально некоторые превосходили его, во нравственно он выше всех. Естественным следствием этого было то , что на протяжении всей его жизни и в течение века после смерти его считали человеком ужасающей безнравственности.
Введение
Спиноза
самый благородный и
Интеллектуально
некоторые превосходили его,
всех. Естественным следствием этого было то , что на протяжении всей
его жизни и в течение века после смерти его считали человеком
ужасающей безнравственности. Он родился в еврейской семье, но евреи
отлучили его от церкви. Одинаково ненавидели его и христиане. Хотя во
всей его философии господствует идея Бога, церковники обвиняли его в
атеизме.
Основное положение его метафизики состоит в том, что есть только одна
субстанция – Бог или природа, атрибутами которой являются
мышление и протяжение. Субстанция и ее атрибуты бесконечны и
существуют с необходимостью, а все конечные вещи представляют собой
лишь модусы или акциденции субстанции – ее случайные, преходящие
состояния,
без следа исчезающие в
I. Жизнь Бенедикта Спинозы.
Бенедикт Спиноза (Барух д'Эспиноза) родился в Амстердаме в 1632 г. в
состоятельной семье испанских евреев (вынужденных скрываться от
преследований
инквизиции и принять
верность своей прежней вере). Семья переехала из Португалии в
Голландию, чтобы укрыться (евреев и мавров, вынужденных отречься от
своей веры,
в Испании называли
школе еврейской общины в Амстердаме Спиноза выучил древнееврейский
язык, глубоко изучил Библию и Талмуд. Спиноза говорил на португальском
, испанском
, голландском и немного
владел литературным ивритом.
Между 1652 и 1656 гг. он посещал школу Франциска ван ден Эндена
(ученого католической формации, ставшего позднее независимым
мыслителем),
изучал латинский язык и науки.
классики (а среди них Цицерона и Сенеку), Возрождения и современных
философов, в особенности Декарта, Бэкона и Гоббса.
По мере
того как складывалось
становилось
его неприятие принципов
начались столкновения с теологами и учеными мужами общины. Разногласия
стали такими острыми еще и потому, что своими выдающимися
интеллектуальными способностями Спиноза быстро привлек к себе всеобщее
внимание, и
именитые члены еврейской
раввином. Однако
Спиноза проявил такую непрекло
смерти отца в 1654 г., что какой-то фанатик попытался даже убить
ученого, и только благодаря ловкости и быстроте реакции философу
удалось спастись (сохранив на память искромсанный ударами кинжала
плащ).
В 1656 г. Спиноза отлучен от синагоги, проклят и изгнан из общины,
друзья евреи и родственники покинули его. Сестра оспаривала право на
отцовское наследство. В судебном процессе он выиграл дело, однако
наследства не принял, поскольку возбудил тяжбу только ради защиты права как
такового, а не из-за имущества.
После изгнания из общины Спиноза нашел приют в небольшой деревне в
окрестностях Амстердама, где сочинил "Апологию" в защиту собственной
позиции.
Позднее он перебрался в
Ворбург, в окрестностях Гааги, где жил в меблированных комнатах, а с
1670 г. поселился в Гааге в доме художника Ван дер Спика.
Как и
на какие средства жил Спиноза?
стекла, и
доходы от этой работы
потребностей. Поскольку Спиноза вел весьма скромный образ жизни
(единственная
роскошь, которую он себе
немногим. Богатые и влиятельные почитатели, и друзья предлагали ему
помощь, но он ничего не принимал или же, как в случае с рентой,
подаренной С. де Врисом, согласился взять, но с условием резко
уменьшить ее величину: для скромной жизни достаточно малого.
Отлучение от синагоги, имевшее юридические и социальные последствия,
изолировало его от евреев, но не отделило от христиан (к вере которых
тем не менее, Спиноза не примкнул). Он был принят в среде христиан,
склонных к открытости и религиозной терпимости. Спиноза познакомился с
такими влиятельными лицами, как братья де Витт (они возглавляли
демократическую партию), Гюйгенс, ему покровительствовавшими, другими
образованными и прославленными людьми.
В 1673 г.
философу предложили занять
Гейдельберге, однако он вежливо, но твердо отказался, опасаясь, что
официальный
пост университетского
мыслителя.
Он умер от туберкулеза в 1677 г. в возрасте 44 лет.
II. Сочинения
Первое сочинение Спинозы "Краткий трактат о Боге, человеке и его
счастье", написанный, скорее всего, в 1660 г. (он оставался неизданным
до прошлого века). К 1661(1662) г. относится "Трактат об
усовершенствовании разума". Шедевр, ставший итогом всей жизни,
"Этика", начат примерно в 1661 г. опубликован после смерти Спинозы в
1677 г. вместе
с "Трактатом об
"Политическим трактатом" и "Перепиской".
Единственным сочинением, опубликованным при жизни Спинозы под его
собственным именем, были "Основы философии Декарта, доказанные
геометрическим способом" с приложением "Метафизических размышлений"
(1663г.)
"Богословскополитический трактат" и "Политический трактат ". Первый
является
любопытной комбинацией
последний связан только с политической теорией. В критике Библии
Спиноза
частично предвосхищает
определяя более поздние даты различных книг Ветхого завета по
сравнению
со сроками, указанными
III. Философия Спинозы
Основное
положение его метафизики
субстанция – Бог или природа, атрибутами которой являются
мышление и протяжение. Субстанция и ее атрибуты бесконечны и
существуют с необходимостью, а все конечные вещи представляют собой
лишь модусы или акциденции субстанции – ее случайные, преходящие
состояния,
без следа исчезающие в
Спиноза начинает изложение своей философии с определения субстанции
как causa sui (лат.) – причины себя самой. «Под причиной себя
самой я разумею то, сущность чего заключает в себе существование,
иными словами, то, что по своей природе не может мыслиться иначе, чем
существующим» (Спиноза Б. Этика//Избр. произв. В 2-х тт. Т.1. М.,
1957. С.361).Это определение причины разрушает обычное представление о
причине как чем-то отличном от действия. Causa sui есть такая
действующая причина, которая, действуя, производит не что-то иное, а
только себя саму и именно поэтому не может быть и мыслиться
несуществующей. Это и есть субстанция. Она существует исключительно
благодаря себе самой и может быть понята только из себя самой, а не из
других вещей. Следуя за Декартом, Спиноза говорит только о двух
атрибутах субстанции – протяженности и мышлении.
Конечные, преходящие состояния бесконечной, вечной субстанции Спиноза
именует модусами: «Под модусом я разумею состояние субстанции, т.е.
то, что существует в ином и постигается через это иное» (Там же). Эти
единичные модификации существуют, стало быть, не сами по себе, а лишь
благодаря субстанции. Поэтому они и не могут быть познаны сами по
себе, а только
через всеобщее понятие
атрибуты, мышление и протяженность.
Политическая теория Спинозы в основном идет от Гоббса, несмотря на
огромную
разницу в характере этих
естественном
состоянии не существует
как неправильное заключается в неповиновении закону. Он считает, что
суверен
не может поступать
церковь
должна быть полностью
восстания,
даже направленного против
примеры бедствий в Англии в доказательство вреда, который происходит
от насильственного сопротивления властям. Но он не согласен с той
мыслью Гоббса,
что монархия является
правления. Он не согласен также и с тем, что подданные должны
жертвовать всеми своими правами в пользу правителя. В частности, он
считает важной свободу мнений.
IV. «
Этика, доказанная в
пять частей »
В своей работе "Этика" Спиноза рассматривает три отдельных вопроса.
Она начинается с метафизики, потом переходит к психологии аффектов и
воли и,
наконец, излагается этика,
метафизике и психологии. Метафизика Спинозы является видоизменением
метафизики
Декарта, психология же
этика у него оригинальна и является самым ценным из того, что есть в
книге. Спиноза
в основном интересовался
Декарта
и его современников он
детерминистскую физику и пытался в этих рамках найти место для
благоговения и жизни, посвященной Богу.
Метафизическая система Спинозы принадлежит к типу, начало которому
положил Парменид. Существует только одна субстанция:"Бог или природа",
и ничто, что ограничено, не является само существующим. Мышление и
протяженность были атрибутами Бога. Согласно Спинозе, все в мире
управляется
абсолютной логической
свобода воли в духовной сфере или случайность в мире физическом. Все,
что случается, есть проявление непостижимой природы Бога, и логически
невозможно,
чтобы события были иными,
трудностям в отношении греха, на что не замедлили указать критики.
Один из них, отмечая, что, согласно Спинозе, все идет от Бога и
поэтому является благом, негодующе спрашивает: было ли благом то, что
Нерон убил свою мать? Было ли благом то, что Адам съел яблоко? Спиноза
отвечал, что то, что было положительным в этих действиях, было благом,
и только то, что было отрицательным, было злом; но отрицательное
существует
только с точки зрения
единственно полностью реален, нет отрицательного, и поэтому зла,
которым
нам кажутся грехи, не
часть целого.
Это учение, хотя оно в той или иной форме поддерживалось большинством
мистиков, очевидно,
не может совпасть с
относительно греха и проклятия. Оно тесно связано с полным отрицанием
свободы воли Спинозой. Хотя Спиноза ни в коей мере не был любителем
споров, однако он был слишком честен, чтобы прятать свои взгляды,
какими бы ужасными они ни казались для современников; поэтому
неприязнь
к его учению не была
"Этика" излагается в стиле геометрии Евклида, с определениями,
аксиомами и теоремами; предполагается, что все, что следует за
аксиомами, должно быть строго доказано дедуктивным способом, что
делает эту работу трудной для чтения. Мы не можем принять его метод,
но это происходит потому, что мы не можем принять его метафизики. Мы
не можем
поверить что взаимосвязи
что мы считаем, что научные законы должны быть раскрыты наблюдением, а не одним размышлением.
За метафизическим
обсуждением природы и
теория аффектов Спинозы, которая приводит к удивительной теореме о
том, что
"человеческий ум имеет
бесконечной сущности Бога". Но страсти, которые обсуждаются в третьей
части "Этики", отвлекают нас и мешают нашему интеллектуальному видению
целого. Нам сообщается, что "всякая вещь, насколько она является сама
собой, стремится
пребывать в своем
возникают любовь, ненависть и борьба. Психология в части третьей
целиком эгоистична: "Кто увидит, что то, что он ненавидит,
уничтожается,
будет чувствовать
кто-либо получает удовольствие от чего-либо, владеть чем может только он
один, то мы будем стремиться сделать так, чтобы он не владел этим". Но
даже в этой части имеются моменты, когда Спиноза отбрасывает вид математически доказанного цинизма, например, когда он говорит:
"Ненависть
увеличивается вследствие
может быть уничтожена любовью". Согласно Спинозе, самосохранение