Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:17, реферат
Следовательно, разрешение этих вопросов требует участия не одной науки, а их совокупности и взаимодействия. К примеру, с позиции философии данный вопрос рассматривается только в контексте представления душевной жизни человека, как составляющей телесной жизни, в то время как психология изучает свойства личности, связывая их с эмоциями, с темпераментом и характером, которые обеспечивают творческий акт и включают личность в творческий процесс.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I
Параграф I. Приход Карла Юнга к проблеме бессознательного…………..6
Параграф II. Бессознательное в понимании К.Г. Юнга…………………….8
Глава II
Параграф I. Изучение бессознательного в отечественной науке…………12
Параграф II. Установки Узнадзе……………………………………………14
Заключение……………………………………………………………………….20
Список литературы…………………
3.
Вариабельность установки.
От
характера работы установок зависит
и характер человека. Например, если
установка "возбудима" (легкое возникновение
иллюзий), то эти люди чаще всего
вспыльчивые, экспансивные. У кого низкая
возбудимость, то они инертны, пассивны.
Если установка "динамична" (иллюзии
не застревают, долго не задерживаются),
значит, человек умеет приспособиться
к окружению, вынослив в конфликтах.
Если "статична" установка, прочные
иллюзии долго не проходят, тогда
наоборот. Человек неуживчив, легко
ломается в конфликтах. Если установка
"вариабельна", то человек непоследователен
и импульсивен. Установки бессознательны
и формируются под влиянием среды.
Именно таким образом фиксируются
наши стереотипы жизни. Существует множество
различных бессознательных
В
исследованиях Узнадзе
Явление "внушения" со стороны предметов нам всем известно. Предметы притягивают нас к себе и побуждают к определенной деятельности. Иногда и потребность и сам ее предмет не осознаются человеком, но тем не менее властно определяют его поступки, "притягивают" человека к себе. При наличии некоторой потребности, предмет, могущий удовлетворить индивида, влечет его к себе и побуждает совершить действие, "требуемое" этим предметом и приводящее к удовлетворению потребности.
В понимании Узнадзе данная "первичная установка" выражается в конкретном психологическом явлении - феномен "побуждающего характера" предметов. Этот феномен может вызывать импульсивные установки, которые переходят в импульсивное поведение. Примеры действия импульсивных установок встречаются буквально на каждом шагу. Вы пишете статью, а рядом стоит тарелка с яблоками или лежит пачка сигарет. Время от времени вы, не отрываясь от работы, машинально протягиваете руку и берете яблоко или закуриваете сигарету. В том случае, если условие, способное удовлетворить потребность, находится перед нами в стандартной ситуации, мы почти никогда специально не задумываемся, что предпринять: "Сами условия ситуации диктуют нам, что надо делать".
Из этого следует вывод, что любое импульсивное поведение осуществляется под влиянием актуального импульса сиюминутной потребности и отвечающего ей предмета, диктующего, в буквальном смысле этого слова, что нужно делать.
Наши установки могут проявляться и в оговорках, обмолвках и ошибочных действиях. В качестве примера можно привести банальную ситуацию, когда молодой человек, расставшийся с любимой девушкой, начинает встречаться с другой. Оживленно беседуя с ней о чем-то, он несколько раз называет ее именем той девушки, с которой встречался раньше. Его новая знакомая вспыхивает и заявляет: "Ты вовсе не меня любишь". И сколько бы ни оправдывался юноша, утверждая, что просто оговорился, она проницательно увидела то реальное значение, которое она имеет для юноши, поняла ту смысловую установку, которая прорвалась на поверхность в виде обмолвки. Смысловая установка представляет собой выражение личностного смысла в виде готовности к определенной деятельности. Эта функция может непосредственно проявляться в общей смысловой окраске различных действий, входящих в состав деятельности, выступая в виде "лишних" движений, смысловых обмолвок и оговорок.
Помимо вышеупомянутых примеров, согласно учению Узнадзе, бессознательное психическое включает в себя еще много различных установок. Все они находятся в постоянном взаимоотношении друг с другом и влияют друг на друга. Каждая установка стремится реализовать свою целевую потребность, и каждая из них имеет свой установочный операциональный способ ее реализации. Эти установки, стремясь к своей цели, действуя, наступают друг на друга. Таким образом, может возникнуть противоречие, конфликт, который из бессознательного может перейти в сознание.
Проанализировав труды Узнадзе, можно прийти к выводу, что он, также как и Фрейд и Юнг, конечной целью, главной проблемой ставил вопрос о происхождении, «спусковых крючках» действий человека. Почему в данной ситуации он поступает именно так? – вопрос, исследованию которого Узнадзе посвятил много лет.
Итогом
всего является осознание того, что
сознание индивида вовсе не феномен, исчерпывающий
психологическую сущность и способ проявления
психических особенностей человека. Все
личностные качества индивида имеют бессознательную
причину. Иными словами, бессознательное
психическое управляет всеми фундаментальными
измерениями человека во всех аспектах.
Управление осуществляется бессознательно
или может реализоваться через сознание.
Бессознательное есть неустранимое начало
всего общественного бытия человека, а
не одной только его индивидуальности.
Заключение
Проведя
данное исследование, невольно можно
придти к выводу, что проблема бессознательного
никогда не станет не актуальной. Будучи
настолько сложно организованной системой,
человеческая психика содержит в
себе еще много нераскрытых
Обращаясь к учению Юнга необходимо подчеркнуть, что сновидения в его понимании дают редкую возможность подступиться к индивидуальной жизни души. Это фактически верно во всех случаях (в той мере, в какой смысл сновидений вообще может быть раскрыт). Однако докопаться до этого смысла очень трудно. Это требует не только большого опыта и такта, но и знания. Толкование сновидений на основании какой-либо общей теории или предпосылки - вещь не только неэффективная, но и ненадежная и вредная. С помощью легких натяжек и при допущении разных гипотез, таких, как инверсия, перестановка и т.д., можно, конечно, сконструировать какой угодно смысл. Тот же произвол имеет место и тогда, когда приступают к расшифровке иероглифов. Во всяком случае, по сей день для сновидений нет ни безошибочного метода, ни абсолютно удовлетворительной теории.
В отношении теории Узнадзе, главным критерием в определении деятельности человека является установка. Деятельность человека «вырастает из установки». Установка - это не частный психический феномен, как в западных теориях. Она определяет целостный модус личности, предшествуя сознательной деятельности, направляя ее. Установка не проявляет в себя в сознании, но направляет деятельность сознания, связанную с удовлетворением тех или иных человеческих потребностей. Определяя человеческую деятельность, установка является источником множество характеристик деятельности, которые внешне представляются разрозненными, случайными, но которые все интегрированы единой установкой и неразрывно взаимосвязанны. Установка структурирует как внутреннюю психологическую сферу, так и внешнюю среду как ее воспринимает человек. При этом внешняя среда представляется как поле деятельности индивида, а сам индивид, как субъект деятельности.
С позициями авторов данных теорий можно спорить и не соглашаться, однако доказательства, полученные по итогам их экспериментов, остаются неоспоримыми. Так или иначе, на мой взгляд, было бы не разумно полностью отвергать существование подобного явления, будь оно названо «бессознательным» или же «установкой».
По итогам проведенного исследования работ ученых, можно выделить основные выводы:
Во-первых: понятию бессознательного были даны определения разных ученых, с разных подходов, что не может не расширить объем научных знаний о бессознательном;
Во-вторых: несмотря на разные подходы, разные отправные точки, ученые приходят к примерно одинаковым выводам и закономерностям, что еще раз доказывает существование данного феномена;
В-третьих:
в процессе проведения исследований были
зафиксированы бесценные знания о человеке
и его психике, которые могут быть применены
не только в науке как таковой, но и для
улучшения результатов ученого процесса,
к примеру.
Тем
не менее, изучение данного вопроса
требует дальнейших, более глубоких
исследований, взгляда с другой точки
зрения, возможно рассмотрение проблемы
в контексте других наук. Таким
образом, остается еще огромное пространство
для деятельности и размышлений
ученых не только нашего времени, но и
будущего. Ведь, как однажды сказал Б. Шоу:
«Наука никогда не решает вопроса, не поставив
при этом десятка новых».
Список литературы
Книги:
Статьи: