Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 20:26, реферат
Аристотель родился в Стагире на севере Греции во второй половине 384 г. до н. э. в семье придворного врача македонского царя Никомаха и Фестиды.
Восемнадцатилетним юношей он отправился в Афины, чтобы стать учеником Академии Платона. Почти двадцать лет Аристотель совершенствовал свое образование в Академии.
По свидетельству историков, Платон называл его "умом" своей школы.
(а)
Реферат: Биография и основные работы Аристотеля.
Аристотель родился в Стагире на севере Греции во второй половине 384 г. до н. э. в семье придворного врача македонского царя Никомаха и Фестиды.
Восемнадцатилетним юношей он отправился в Афины, чтобы стать учеником Академии Платона. Почти двадцать лет Аристотель совершенствовал свое образование в Академии.
По свидетельству историков, Платон называл его "умом" своей школы.
В 343 г. до н. э. он принял почетное приглашение македонского царя Филиппа стать воспитателем его четырнадцатилетнего сына, будущего полководца и императора Александра Македонского. Эти занятия продолжались три года до вступления Александра на престол.
Находясь под покровительством своего бывшего ученика, Аристотель в 335 г. до н. э. создал в Афинах школу - Ликей, в которой перед многочисленной аудиторией излагал свое учение, полемизируя с представителями других философских школ.
В течении тринадцати лет Аристотель руководил своей школой, ученики и последователи которой стали называться перипатетиками (перипатос - греч. блуждание; название связано, вероятно, с прогулками по аллеям Ликея, во время которых философ беседовал с учениками).
В 323 г. до н. э. умер покровитель Аристотеля Александр Македонский. Аристотеля обвиняют в нечестии, и он вынужден бежать на Евбею.
Умер Аристотель в 322 г. до н. э. в изгнании.
Основные работы:
* Учение о бытии
"Метафизика" (О "первой философии"),
"Физика",
"О небе",
"О возникновении и уничтожении"
* Логика
"Категории",
"Об истолковании",
"Первая Аналитика",
"Вторая Аналитика","Топика"
* Психология
"О душе"
* Этика
"Этика Никомахова",
"Этика Эвдемова",
"Большая этика"
* Учение об искусстве
"Поэтика",
"Риторика"
* Политические учения
"Политика"
История
"Афинская полития"
* Естественнонаучные труды
"Метеорологика",
"О частях животных",
"О происхождении животных",
"История животных"
Кроме сочинений, дошедших до нас полностью (если не говорить, насколько они передают первоначальный текст), сохранились фрагменты еще пятидесяти с небольшим сочинений.
Платон. Биография
В 428 г. до н.э. в Афинах у Аристона и Периктионы родился сын Аристокл, впоследствии Платон. Платон рос в знатной, старинной, царского происхождения семье с прочными аристократическими традициями, сознающей историю
Афин как историю своего рода.
В 408 г. до н.э. произошла встреча Сократа и
Платона. За восемь лет дружбы Сократ дал Платону то, чего ему не хватало: твердую веру в существование истины и высших ценностей жизни, которые познаются через приобщение к благу и красоте трудным путем внутреннего самосовершенствования.
В 399 - 389 гг. до н.э. Платон, тяжело перенесший смерть Сократа, покидает Афины. По некоторым сведениям, он посещает Вавилон, Ассирию и Египет. В 387 г. до н.э.
Платон посещает Сицилию, где знакомится с тираном
Дионисием Старшим. По приказу Дионисия Платона, не пожeлавшего льстить тирану, продают в рабство. Анникерид, житель Эгины, узнав в готовом для продажи невольнике известного философа, купил его и немедленно дал ему свободу.
Вернувшись в 387 г. до н.э. в Афины, Платон купил в живописном уголке на северо-западной окраине города, называемой Академией, сад с домом, где основал свою знаменитую философскую школу. Академия просуществовала до самого конца античности, до 529 года, когда византийский император Юстиниан закрыл ее.
В 367 - 353 гг. до н.э. Платон дважды посещает
Сицилию, находящуюся во власти "просвещенного" тирана
Дионисия Младшего.
В 347 г. до н.э., по преданию, в день своего рождения, в день рождения Аполлона умирает Платон.
К раннему периоду, начиная со смерти Сократа и заканчивая первой поездкой Платона в Сицилию, то есть с 399 года до 389-387 годов до н.э., относят: защитительную речь Сократа на суде, так называемую "Апологию Сократа",
"Критона", "Протагора", 1-ю книгу "Государства",
"Лахета", "Лисия", "Парменида".
К переходному периоду, относят, написанные в 80-е годы, диалоги: "Ион", "Гиппий больший", "Гиппий меньший",
"Горгий", "Менон", "Кратил", "Евтидем", "Менексен".
К зрелому период творчества, то есть к 70-60 годам
IV века до н.э., диалоги: "Федон", "Пир", "Федр",
"Теэтет", "Тимей", "Критий", "Парменид", "Софист",
"Политик", "Филеб", "Государство" (2-10 книги).
Наконец к 50-ым годам относятся, написанные только в черновом виде и переписанные набело одним из ближайших учеников Платона, Филиппом Опунтским, - "Законы".
(б)Платон рассматр бытие как существование бестелесн идей т.е. реалистических. Платон учил о сущ-ние 2-х миров: мира «идей» (создает общие понятия- красота, истина) и мира «вещей» (слабое отражение мира идей, т.е. общих понятий). Подлинное бытие по Платону мир идей. Он вечен, неизменен, абсолютен. Чел-ка же окружает мир вещей и сам чел-к постоянно изменяется. Никогда не равен себе и наход в вечном процессе становления. Как утвер Платон бесссмертн душа чел-ка связывается с миром идей, как с миром сущности, кот он постигает своим умом. Тем самым благодаря душе чел-ка ощущает его переход в духовное измерение, т.е. к подлинному существованию
Большое значение для развития философии имеют исследования Аристотеля в области гносеологии-теории познания. Ученый исходит из мысли о том, что мир познаваем и существует объективно, независимо от акта познания; мир первичен, а сознание вторично.
В онтологических воззрениях Аристотеля проявляются определенные элементы идеализма и метафизичности , хотя его убеждение в реальности внешнего мира, подчеркивание значения первых сущностей и производности вторичных, как и его рассуждения о движении в связи с существованием в нем противоречий, несут в себе зародыши материалистического и диалектического понимания действительности, что отмечалось во многих позднейших материалистических концепциях , так как он смог не только упорядочить, но и систематически обобщить достижения познания своего времени.
(в)Учение о душе. Пассивный и деятельный разум. Определенные коррективы вносит Аристотель и в платоновское учение о душе. Считая душу началом жизни, он дает типологию различных "уровней" души, выделяя растительную, животную и разумную души.У Аристотеля нет характерного для Платона представления о низшем, телесном начале.Аристотель рассматривает материю, тело как нейтральный субстрат, служащий основой для более высоких форм жизни. Сам разум, однако, согласно Аристотелю, не зависит от тела. Пытаясь разрешить трудность, возникшую у Платона в связи с учением о "трех душах" и вызванную стремлением объяснить возможность бессмертия индивидуальной души, Аристотель приходит к выводу, что в человеке бессмертен только его разум: после смерти тела он сливается с вселенским разумом.
В работе "Законы" Платон ставит вопрос: как правильно понимать что такое Солнце, Земля, Луна, звезды и отвечает, что наивно сводить их к материальному телу. Они могут принять движение, но не являются источником его. Источник движения вне их. Этот источник Платон называет душой.
Душа - это движение, способное двигать само себя, причина изменений и всяческого перемещения вещей. Душа правит всем, что есть на небе, на земле и на море с помощью своих собственных движений - желание, усмотрение, заботы.
Солнце, Земля и т.д. - это всего лишь формы души. Душа первична, материальные тела вторичны, производны. Платон ставит проблему соотношения духовного и материального и делает вывод о божественности душ, скрывающимися за материальными телами.
После смерти душа может вернуться на свою звезду. Эти положения Платона сближают его философию с астрологией и мифом о переселении душ. Поскольку души имеют отношение к идеям, постольку каждая из них обладает знанием.