Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 22:18, доклад
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности человек есть существо социальное. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.
Доклад по философии на тему:
Биологическое и социальное в человеке.
С проблемой сущности и существования связан и вопрос о соотношении биологического и социального в человеке. По своей сущности человек есть существо социальное. В то же самое время он есть дитя природы и не может в своем существовании выйти за ее рамки, функционировать безотносительно к своей собственной биологической природе, не может перестать есть, пить, покинуть свою телесную оболочку и т.д. Биологическое в человеке выражается в генах, в морфофизиологических. электрохимических, нервно-мозговых и других процессах его организма. Социальное и биологическое находятся в человеке в неразрывном единстве, сторонами которого являются личность как его "социальное качество" и организм, который составляет его природную основу.
Со
стороны своей биологической
природы каждый индивид обусловлен
с самого начала определенным генотипом
- набором генов, получаемых от родителей.
Уже при рождении он получает ту
или иную биологическую
При рассмотрении проблемы социального и биологического следует избегать двух крайних точек зрения: абсолютизации социального фактора - пансоциологизма и абсолютизации биологического фактора - панбиологизма. В первом случае человек предстает как абсолютный продукт социальной среды, как tabula rasa (чистая доска), на которой эта среда от начала до конца пишет все развитие индивида. Сторонники этой концепции не только сущность человека, но и все человеческое существование связывают с влиянием социальной среды. Именно на этих позициях стояли у нас в свое время люди, боровшиеся против генетики как "буржуазной" науки.
Ко второй концепции относятся различного рода биологизаторские учения. В частности, сюда относятся расистские теории, утверждающие о природном превосходстве одной расы над другой. Несостоятельность расизма объясняется тем, что уникальность генотипа человека проявляется не на расовом (или каком-нибудь социальном) уровне, а на индивидуальном уровне. Какого-либо расового, национального или социального генотипа в природе не существует. На биологизаторских позициях стояли и представители социал-дарвинизма, пытавшиеся объяснить общественную жизнь, основываясь на учении Дарвина о естественном отборе.
По
мнению современных социобиологов, принципиальные
изменения в представления о природе человека
должна внести "теория генно-культурной
коэволюции". Суть ее состоит в том,
что процессы органической (генной) и культурной
эволюции человека происходят совместно.
Гены и культура в совместной эволюции
неразрывно связаны между собой. Однако
ведущая роль в этом процессе отводится
генам. Они оказываются конечными причинами
многих человеческих поступков. Поэтому
человек выступает на самом деле объектом
биологического знания. Так, Э.О. Уилсон
определяет задачу социобиологии как
"изучение биологических основ всех
форм социального поведения... у всех животных,
включая человека" .Главные положения
его теории сводятся к тому, что у человека
не может быть "трансцендентальных"
целей, возникших вне его биологической
природы.