С
незапамятных времен человек был
объектом философских размышлений.
Об этом говорят древнейшие источники
индийской и китайской философии,
тем более источники философии
античной Греции. Именно здесь был сформулирован
широко известный призыв: “Человек, познай
себя, и ты познаешь Вселенную и Богов!
”. В нем отразилась вся сложность и глубина
проблемы человека. Познав себя, человек
обретает свободу; перед ним открываются
тайны Вселенной, и он становится вровень
с Богами. Но этого еще не произошло, несмотря
на то, что прошли тысячелетия истории.
Человек был и остается загадкой для самого
себя.
Есть основания утверждать, что
проблема человека, как и всякая
подлинно философская проблема,
представляет собой открытую и незавершенную
проблему, которую нам надо только разрешать,
но не надо решить окончательно. Кантовский
вопрос: “Что такое человек? ” остается
по-прежнему актуальным. Почему человек
остаётся загадкой для самого себя? Почему,
познав и даже "покорив" природу,
познав в какой-то мере основные законы
развития общества, человек чувствует
себя неуверенно и жизнь его часто полна
трагизма?
Ответить
на эти вопросы непросто, и первое,
что нужно уяснить, - это парадоксальность
ситуации познания человека самого себя.
а так же cyщнocть чeлoвeкa, eгo взaимooтнoшeния
c пpиpoдoй pacкpыты дaлeкo нe пoлнocтью. В coвpeмeннoй
филocoфcкoй литepaтype чeлoвeк пo-пpeжнeмy oпpeдeляeтcя
кaк cyщecтвo пpoблeмaтичнoe, нeoпpeдeлeннoe, двycмыcлeннoe.
Развитие
представлений и понятий
о Боге
Человечество
существовало и развивалось при
наличии у него веры в Бога, с
идеей Бога. И эта вера, эта
идея всегда была и до сих пор
является важным как побудительным,
так и составным моментом истории
человечества, которая, в целом, идет и
шла по восходящей линии. Влияние идеи
Бога на духовную (да и на материальную)
культуру всего человечества, народа,
страны - вплоть до отдельной личности
было весьма и весьма значительным, во
множестве аспектов весьма и весьма плодотворным.
Понятие,
которое обозначается словом “Бог”
религиозного происхождения. Но в силу
ряда причин, в процессе исторического
развития, человеческого духа понятие
Бога разрослось, разбухло по своему объему
и в то же время истончилось
по конкретному до такой степени, что
вышло за рамки религии, другими словами,
- выпало из лона родившей его религии.
Но понятие “Бог” вышло за рамки религии
(выпало из религии) не совсем. Его корень
и львиная часть его содержания и сейчас
находится в религии. Более того, вне религии
понятие нерелигиозного Бога становится
не только непонятным, но и, если судить
строго, - совершенно излишним. Не будь
религии, ни в каком Боге духовная культура
или ее элементы не нуждалась бы.
Как
у современного человека, так и
у человека первобытного представления
и понятия, в том числе представления и
понятия о Боге, были и есть непосредственным
продуктом его духовной, разумной, интеллектуальной
деятельности. С этой точки зрения представления
понятия о Боге являются продуктом исключительно
сознания человека. В самом деле: представления
и понятия о Боге зарождаются и живут в
сознании человека; вне сознания человека
нет понятий о Боге, вне сознания человека
нет веры в Его существование.
Вера
в Бога и религия биологически
не даны человеку от рождения, другими
словами - Бог не создал человека эдаким
“религиозным животным”. Человек не из
природы, не из рук Творца, вышел верующим
в Бога. Верующим в Бога он ставал после
довольно длительного времени своего
существования уже в человеческом обществе.
Первобытные
религии отличаются и от христианства,
и от ислама, и от многих других современных
религий тем, что они не имели представлений
ни об одном Боге, ни о многих богах. Первобытные
люди или вообще никому не поклонялись,
а просто верили в сверхъестественную
силу своих обрядов, или поклонялись предметам,
растениям, животным и так называемым
духам. Духами они назвали могущественные
сверхъестественные существа (которые,
как правило, имели свои тела в виде предметов,
растений, животных или людей), способные
помочь, или навредить людям. Но духи имели
могущества значительно меньше, чем боги
Поклонение
единому Богу - это сложная религия..
В первобытном обществе могли
существовать только простые религии,
в которых не было идеи Бога. В
классовом обществе появились цари.
Их появление и дало толчок к возникновению
идеи о существовании “небесного царя”,
т.е. единого Бога. Со временем в сознании
человека вид духов, богов, Бога приобретал
вид человека. По Библии, Бог создал человека
по образу своему и по подобию своему (Бытие,
1: 26-27). Человек создал себе Бога тоже по
образу своему и по подобию своему.
Первоначальная,
или примитивная, мифология есть
тот образный, поэтический язык,
который употребляли древние
народы для пояснения явлений
природы. Всё видимое в природе
принималось древними за видимый образ
божества. Земля, небо, солнце, звёзды,
горы, вулканы, реки, ручьи, деревья - являлись
божествами
Над
этими бесчисленными божествами
различных форм находится один высший
бог, которому поклоняются под различными
именами сообразно с местностью. Этот
бог, которого все священные мифы называют
“единым действительно живущим существом”,
породил всех низших богов. И этот бог,
не имеющий ни конца, ни начала, воплощает
в себе и мужские образы, и женский, играющий
роль матери.
В
процессе дальнейшего исторического развития
представление и понятие о Боге в сознании
человека изменялось по двум параметрам:
1. Происходило
сокращение количества и рост персонального
величия и могущества каждого оставшегося
в разряде сверхъестественных существ
отдельного Бога;
2. Утончалось
и истончалось конкретно чувственное
представление и понятие о Боге.
Таким
образом, вместе с эволюционным развитием
религии представление и понятие о
Боге двигалось в направлении: духи - боги
- Бог, и в тоже время от представления
и понятие Бога конкретно-чувственного
до Бога абстрактного. В последнем крайнем
случае представление о Боге теряло свои
конкретно-чувственные, скажем - материальные
формы (очертания), истончалось и совсем
потеряло их, конкретно-чувственные формы
(очертания). Бог таким образом стал Одним
и к тому же абстрактно описуемым Существом:
Всемогущим, Вездесущим, Всеблаженным,
Вседовольным, Вечным, Неизменным и так
далее.
Бог
в религиозном сознании верующего
должен оставаться, во-первых, существом,
а во-вторых, существом с присущими
ему качествами человеческой личности.
Бог в религии - существо личностное, Бог
- это личность. А в качестве такого Бог,
как и человек, обладает такими составными
человеческой психики, как ум, чувство
и воля. У Бога всех без исключения религий
Бог, как и всякая человеческая личность,
имеет ум, имеет чувства, имеет волю. Он,
Бог, знает, Он чувствует, Он свободно принимает
решения и действует согласно принятым
им решениям.
Если
же лишить Бога ума, чувства и воли,
то такой Бог перестает быть Богом
для верующего. Для верующего значение
Бога заключается не столько в том, что
он Есть, что Он существует, и какой Он
на вид, а в том, - что к Нему, Всеведающему,
Всемогущему и Любящему (Сочувствующему),
можно обратится, упросить, в конце концов
- поговорить и “отвести (облегчить) душу”.
Весь комплекс религии держится на том,
что обращающихся к Богу верующих Бог
слышит, Бог знает, в их бедах и радостях
Бог не оставит.
Концепция
Единого и абстрактно описуемого
Бога впервые была создана в сфере
философского, а не религиозного мышления,
была создана философами, а не служителями
культа или богословами.
В
религии Бог - существо высшего порядка,
а в философии Бог - концепция
высшего (по своему логическому объему
или свойствам; по параметрам морали
порядка; по красоте, по справедливости
и так далее) порядка. Как видим и там и
здесь Бог - “высшее”, но в религии существо,
а в философии - концепция.
В
религии Бог - олицетворение неизвестного,
в философии Бог - концепция о
неизвестном. Как видим, и в религии,
и в философии Бог находится в области
(сфере) неизвестного, но в религии это
неизвестное олицетворяется, а в философии
- об этом неизвестном создается теоретическая
концепция, теоретические допущение.
В религии
Бог предназначен для удовлетворения
практических потребностей человека,
а в философии концепция Бога предназначена
для теоретизирования о неизвестном, как
об известном.
2.
Природа и сущность
человека
В
истории философской мысли известны
различные к исследованию проблемы
человека. Одни философы пытались (и пытаются
сейчас) открыть некую неизменную природу
человека (его сущность). Они исходят при
этом из мысли, что знание таковой позволит
объяснить происхождение мыслей и поступков
людей и тем самым указать им “формулу
счастья”. Но среди этих философов нет
единства, ибо каждый из них в качестве
сущности видит то, что не видит другой,
и таким образом здесь царит полная разноголосица.
Другой
подход к исследованию природы человека
можно условно назвать историческим. Он
опирается на изучение памятников материальной
и духовной культуры далекого прошлого
и позволяет представить человека как
исторически развивающееся существо от
низших его форм к высшим, т.е. современным.
Стимул такому видению человека дала теория
эволюции Ч. Дарвина.
Ещё
один подход объясняет природу человека
влиянием на него культурных факторов
и называется культурологическим. Он
в той или иной степени свойствен
многим философам.
Ряд
исследователей отмечает очень важную
сторону человеческой природы, а именно
то, что в ходе исторического развития
человек осуществляет саморазвитие, т.е.
он “создает” самого себя. Он - творец
не только самого себя, но и своей собственной
истории.
Таким
образом, человек историчен и преходящ
во времени; он не рождается “разумным”,
а становится им на протяжении всей жизни
и истории человеческого рода.
Размышления
о человеке приводят к необходимости
различать природу и сущность
человека.
И
хотя строгой линии здесь провести
нельзя, потому что человек всегда останется
загадкой Вселенной, её нераскрытой тайной,
с природой человека принято связывать
всю совокупность его наклонностей и качеств,
которые, не запрещая его естественных
проявлений (о чём иногда с огорчением
говорят: "Такова уж человеческая природа!
"), что позволяют увидеть в нём человека
разумного .
С
сущностью же человека связывают
глубинное ядро человеческой натуры,
"истинно человеческое", или
нечто критериальное, позволяющее
в эволюционном плане отличить человека
от высшего животного. На вопрос, в чём
состоит сущность человека, мыслители
отвечают по-разному.
Для
клaccичecкoй филocoфии aнтичнocти чeлoвeк
и пpиpoдa пpeдcтaвлялиcь кaк eдинoe цeлoe.
Чeлoвeк - этo opгaничecкaя чacть миpa, кocмoca.
Oн пpeдcтaвляeт coбoй cвoeгo poдa микpoкocм,
cлитый пpиpoдoй, и являeтcя кoпиeй Kocмoca.
Beличaйшeй
зacлyгoй Coкpaтa (470-399 гг. до н.э.) являeтся
тo, чтo oн пepвым cpeди филocoфoв
пocтaвил вoпpoc o кaчecтвeннoм, пpинципиaльнoм
paзличии чeлoвeкa и пpиpoды, или,
кaк чacтo roвopят филocoфы, cyбъeктa и oбъeктa.
Пpичeм в cлoжнocти чeлoвeкa, eгo yникaльнocти,
кopeннoм oтличии oт oкpyжaющeгo миpa oн yвидeл
ocнoвaниe для тoгo, чтoбы имeннo чeлoвeкa, a нe
пpиpoдy пocтaвить в цeнтp филocoфcкoю иccлeдoвaния.
Средневековая
философия - это христианская философия.
Xpиcтиaнcкиe филocoфы пoдчepкивaют ocoбoe пoлoжeниe
чeлoвeкa в миpe. Ecли вce дpyгиe мaтepиaльныe cиcтeмы
- лишь пpocтo твopeния, тo чeлoвeк - вeнeц твopeния.
Oн являeтcя цeнтpoм Bceлeннoй и кoнeчнoй цeлью
твopeния. Бoлee тoгo, oн cyщecтвo, гocпoдcтвyющee
нa Зeмлe.