Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 09:41, реферат
Буддизм (от санскритского слова "будда", буквально — просветленный) — одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Введение.
Буддизм (от санскритского слова "будда", буквально — просветленный) — одна из трех мировых религий, получившая распространение среди населения ряда стран Центральной, Восточной и Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока.
Основателем буддизма считается Сиддхартха Гаутама, известный миру под
именем Будды – Просветленного.
Будда всегда стремился просвещать
людей по самым важным для них
вопросам: о страдании, его происхождении
и прекращении, а также о пути,
ведущем к прекращению
Ответы на эти четыре вопроса составляют, как мы знаем, сущность просветления Будды, которым он стремился поделиться со всеми ближними.
1.Основные идеи
1.Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
"Средний путь" —
путь знания, мудрости, разумного
ограничения, созерцания, просветления,
самосовершенствования,
2. Так же Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
Первая истина - "существует страдание".
Его непременно и обязательно испытывает
любое живое существо, поэтому всякая
жизнь - страдание. Рождение есть страдание,
расстройство здоровья - страдание, болезнь
- страдание, смерть - страдание. Соприкосновение
с неприятным - страдание. Разлука с приятным
страдание. Необладание желанным также
ведет к страданию. Основным законом мироздания
является закон зависимого происхождения,
по которому ни одно явление не возникает
без соответствующей причины. Однако,
исходя из этого закона, установить первопричину
любого явления или действия невозможно.
Поэтому буддизм рассматривает и принимает
существующий мир таким, каков он есть.
И эта предопределенность социального
порядка не может быть изменена усилиями
людей.
Вторая истина - "имеются причины страдания".
Человек, пользуясь материальными вещами
и духовными ценностями, рассматривает
их как реальные, постоянные, поэтому он
желает обладать и наслаждаться ими, отказываясь
от других. Подобные желания ведут к продолжению
жизненного процесса, создавая непрерывную
цепь борьбы за существование. Однако
эти желания, согласно буддизму, стимулированы
невежеством и приводят к волевому действию,
которое образует карму. Этот процесс
может протекать в пассивной и активной
форме. Активная сторона существования
возможна тогда, когда дхармы возбуждаются,
приводят к кармическому эффекту. Последний
порождается сознанием. Следовательно,
там, где нет сознания, нет и кармы, поэтому
непроизвольные действия не влияют на
карму. Согласно закону зависимого начала,
процесс кармы также бесконечен: "каждое
живое существо имеет свою карму, она его
собственность, его наследство, его причина,
его родственник, его убежище. Именно карма
приводит живые существа в низкие или
высокие состояния". Так как волевые
действия мотивируются желанием, то именно
желания в первую очередь определяют качество
кармы и тем самым постоянно возобновляют
и поддерживают процесс перевоплощений.
Третья истина - "можно прекратить страдание".
Полное искоренение и добрых, и дурных
желаний соответствует состоянию нирваны,
когда человек выключается из процесса
возрождения. Нирвана - конечная цель существования.
Разные школы и направления буддизма по-разному
понимают это состояние, в зависимости
от того, как они толкуют природу дхарм.
Так называемая школа старой мудрости,
или тхеравада. считает, что успокоенные
дхармы находятся вне жизненного процесса,
за "колесом жизни". Эти дхармы непостижимы,
их невозможно описать или рассказать
о них. Поэтому при характеристике нирваны
тхеравадины прибегают к негативным терминам:
нерожденная, не имеющая происхождения,
не имеющая структуры, нетленная, неумирающая,
свободная от болезней, горя и нечистот.
Школа мадхьямиков считает дхармы порождением
больного сознания непросветленного человека.
А раз дхармы - только плод воображения,
то единственая реальность - это пустота,
и нет никакой разницы между существующим
миром и нирваной. Эту истину всякий просветленный
осознает внутри себя, и она является для
него единственной реальностью, или нирваной,
а все остальное - лишь иллюзия. Некоторые
северные школы буддизма учат, что видимый
мир только продукт сознания, которое
отождествляется с абсолютом, и нирвана,
по их представлениям, достигается путем
аккумулирования чистого сознания с помощью
религиозных практик и медитации - размышления,
созерцания. Но как бы ни были различны
толкования нирваны, все школы буддизма
считают, что нирвана не самоуничтожение,
а состояние освобождения от своего "я",
полное угасание эмоциональной активности
человека.
Четвертая истина утверждает, что существует
путь к прекращению страдания. Это "благородный
восьмеричный путь", состоящий из правильного
понимания, правильного намерения, правильной
речи, правильного поведения, правильной
жизни, правильного усилия, правильного
отношения, правильного сосредоточения.
Вполне корректным было бы употребление
в данной ситуации слова "праведный".
Человек, следующий этим путем, становится
тем самым на "путь Будды".
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий;
• не. укради;
• будь целомудренным;
• не лги;
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Сын царя из племени шакья (каста кшатриев – воинов), Сиддхартха
Гаутама родился около 567 г. до н.э. в городе Капилавасту. Согласно
общепринятой биографической схеме царь, чтобы не исполнилось предсказание
знаменитого аскета Асита Девалы об аскетической карьере единственного
наследника, окружает его роскошью и делает все, чтобы принц не знал никаких
забот. Он хочет оградить юношу от печалей и горестей мира. Но Сиддхартхе
все-таки удается выбраться за пределы дворца, и там происходят три встречи
с реальностью: с больным, стариком и похоронной процессией. Так беззаботный
царский отпрыск узнает, что в мире есть болезнь, старость и смерть. По
некоторым версиям, он встречает еще и отшельника, что наводит его на мысль
о возможности найти выход из круговорота страданий этого мира. Потрясенный
своими открытиями, будущий Будда принимает решени
бежит из дворца и в возрасте 29 лет присоединяется к бродячим отшельникам,
с которыми проводит шесть лет.