Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2012 в 12:59, контрольная работа
Проблема сущности человека находится в центре философского учения о человеке. Раскрытие сущности входит в само определение любого предмета и без этого вообще невозможно вести разговор о его функциях, значении, существовании.
В истории развития науки ее представители усматривали отличие человека от животного и объясняли его сущность, используя различные специфические качества человека. Действительно, человека можно отличать от животного и по плоским ногтям, и по улыбке, и по уму, и по религии и т.д. При этом нельзя не заметить, что в данном случае сущность человека пытаются определить исходя не из самого человека, а апеллируя к тем признакам, которые отличают его от ближайшего вида, т.е. как бы со стороны. Однако с методологической точки зрения, такой прием оказывается не совсем правомерным, ибо сущность любого предмета определяется, прежде всего, имманентным способом бытия самого этого предмета, внутренними законами его собственного существования.
Введение 3
Сущность и существование, свобода и ответственность 4
Проблема смысла жизни 8
Жизнь, смерть, бессмертие в духовном опыте современного человечества
10
Заключение 12
Список использованной литературы 13
Особенно
много внимания вопросу смысла жизни уделяется
в философии экзистенциального направления.
Для религиозного экзистенциализма этот
вопрос решается эсхатологически, т.е.
жизнь продолжается и в потустороннем
мире, где происходит свободное творчество
души, не обремененной телом, и где она
реализуется в «царстве божием» [4, с.145].
Таким образом преодолевается трагизм
земного человеческого существования,
выражающийся в противоположности и непримиримости
вынужденного единства души и тела, «царства
Духа» и «царства Кесаря».
В атеистическом экзистенциализме бога
нет, поэтому жизнь превращается в абсурд,
подобно тому, как абсурден труд Сизифа.
Произведение известного французского
экзистенциалиста А. Камю «Миф о Сизифе»
и призвано дать подобный ответ на вопрос
о смысле жизни. Тезис экзистенциализма
о том, что «существование предшествует
сущности», также прямо связан с утверждением
бессмысленности человеческого существования,
ибо человек только на пороге смерти может
кое-что сказать о смысле бытия. Это подтверждает
и один из основных тезисов Сартра: «Человек
— это ничто».
Как же все-таки подойти к ответу на вопрос о смысле жизни, если отвлечься, конечно, от иррациональных, мистических концепций? Представляется, что дать логически обоснованный ответ об абсолютном и высшем смысле жизни человека невозможно. Искать первоначальный смысл в человеческом бытии — это значит встать на точку зрения телеологии, предположить наличие заранее заданной для человека цели. Но тогда встает еще один вопрос: «Кто установил эту цель?» — и целый ряд подобных вопросов. Другими словами, обосновать теоретически смысл жизни, видимо, нельзя. Помимо этого, решение вопроса о смысле жизни предполагает и осуществление сократовского императива — «Познай самого себя», а это тоже открытый вопрос. Дать абсолютный ответ на него — это значит исчерпать саму жизнь, которая беспредельна в своем существовании и не исчерпывается рациональным объяснением. Кроме того, как тут не вспомнить слова Ницше: «Познавший самого себя — собственный палач». Ну и, наконец, для того чтобы познать смысл жизни, ответить на вопрос: «Для чего мы живем?» — необходимо, видимо, познать и смысл смерти и ответить на вопрос: «Для чего мы умираем?» А этот вопрос вообще, как нам кажется, лишен смысла.
К решению вопроса о смысле и цели жизни, как и к самому этому вопросу, не следует подходить абсолютно отрицательно, категорически утверждая, что он сам по себе абсурден. Применительно к жизни отдельной личности он имеет реальный смысл и значение. Более того, если бы каждый не отвечал для себя как-то на этот вопрос, то само существование человека было бы действительно бессмысленным со всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.
Имея в виду реальный для отдельного человека, а не абсолютный смысл жизни, в общем плане можно сказать: смысл жизни состоит в развитии человека как самоцели, его всестороннем совершенствовании. Как писал Кант, существование человека «имеет в себе самом высшую цель, которой, насколько это в его силах, он может подчинить всю природу».
Поскольку
человек по своей сути — существо общественное,
поэтому и смысл его жизни может быть найден
только на пути сопряжения интересов и
целей общества и личности [4, с.147]. Общность
индивида и рода, личности и социума дает
основание оптимистически смотреть на
бытие человека в мире и смысле его жизни.
Трагизм индивидуальной смерти преодолевается
тем, что человек и после смерти остается
в результатах своей деятельности, своего
творчества и благодарной памяти потомков.
Определить личностный смысл жизни —
это значит осмыслить жизнь во всей ее
сути и в большом плане, объяснить, что
в ней подлинное, а что мнимое, определить
не только основные задачи и це¬ли жизни,
но и реальные средства их осуществления.
3
Жизнь, смерть, бессмертие
в духовном опыте
современного человечества
Высшей, абсолютной ценностью является человеческая жизнь. Сущность жизни в истории человечества трактовалась по-разному: от борьбы за существование (Ч. Дарвин) и способа существования белковых тел (Ф. Энгельс) до космического процесса качественных изменений «жизненного порыва» (А. Бергсон).
Но аксиологический аспект осмысления жизни заключается не столько в выяснении ее сути, сколько в поисках ответов на вопросы: «в чем смысл жизни?», «зачем человек живет?». Жизнь является всеобщим необходимым условием осуществления всех иных (реальных и утопических) целей, задач, мечтаний, которые человек ставит перед собой. В отличие от животного человек осознает свою смертность, понимает, что жизнь не бесконечна [5, с.258]. Поэтому он стремится продлить свою жизнь, приобщиться к вечному, оставить о себе память. Но это удается человеку лишь в том случае, если его жизнь была наполнена смыслом. Выяснение, уяснение и поиск этого смысла выступают, таким образом, предварительными условиями человеческого бессмертия. Выступая абсолютной, высшей ценностью, жизнь может иметь различную цену.
Таким образом, поиск смысла
жизни для человека является
естественным процессом и
Смерть — завершающий момент
существования живого существа.
Неотъемлемой чертой религий
является представление о
От
всех других живых существ человек
отличается более всего тем, что
на протяжении всей своей индивидуальной
жизни он никогда не достигает
«целей» жизни родовой, исторической;
в этом смысле он постоянно нереализуемое,
адекватное существо [3, с.149]. Человек не
удовлетворяется ситуацией. И эта неудовлетворенность
содержит в себе причины творческой деятельности,
не заключенные в непосредственных ее
мотивах. Поэтому призвание, задача каждого
человека — всесторонне развивать все
свои способности и по мере возможностей
вносить свой личный вклад в историю, в
прогресс общества, его культуры. Жизнь
человека продолжается в его детях, внуках,
последующих поколениях. Человек создает
различные предметы, орудия труда, научные
труды, совершает новые открытия. Сущность
человека выражается в его творчестве,
в котором он самоутверждается и посредством
которого обеспечивает своё социальное
и более длительное, чем у индивида, существование.
Заключение
В человеке реализуется единство, тождество субъекта и объекта. Существует диалектическое взаимодействие между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне, а общество — это «сам человек в его общественных отношениях». Таким образом, можно говорить о социалъно-деятелъностной сущности человека.
Проблема
человеческого существования
Особенно
много внимания вопросу смысла жизни
уделяется в философии
Список
используемой литературы
Информация о работе Человеческая субъективность и экзистенциальные характеристики личности