Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 16:25, реферат
Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин “лик” для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово “личность” восходит к латинскому понятию “персона”, что означало маску актера в театре, социальную роль и человека, как некое целостное существо. На данный момент выделяют четыре теории личности:
1. ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ.
Понятие личности относится к числу наиболее
сложных в человекознании. В русском языке
давно употребляется термин “лик” для
характеристики изображения лица на иконе.
В европейских языках слово “личность”
восходит к латинскому понятию “персона”,
что означало маску актера в театре, социальную
роль и человека, как некое целостное существо.
На данный момент выделяют четыре теории
личности:
1. Биологизаторская – по данной теории
каждая личность формируется и развивается
в соответствии с её врожденными качествами
и особенностями, социальное окружение
не играет при этом особой роли.
2. Социологизаторская – личность это
продукт, который полностью формируется
только в ходе социального опыта, биологическая
наследственность не играет при этом значительной
роли.
3. Психоаналитическая теория Фрейда –
личность это совокупность желаний, импульсов,
инстинктов.
Фрейд очертил следующую структуру личности:
а) “Ид” (“оно”) – бессознательное поведение
личности, это инстинкты, потребности,
которые личностью не осознаются.
б) “Эго” (“Я”) – это осознание человеком
самого себя, своих желаний и потребностей.
в) “Суперэго” – осознание человеком
норм и правил общества.
Из теории Фрейда можно сделать следующий
вывод: личность – это существо противоречивое.
Конфликт между бессознательным поведением
и нормами общества способствует самореализации
и развитию личности.
4. Идоническая теория Г. Юнга – личность
это система реакций на различные стимулы
внешней среды. Главным мотивом поведения
человека является стремление получить
удовольствие либо избежать неприятностей,
страданий и боли.
Значит поведением человека можно управлять,
предлагая за определенные действия то
или иное вознаграждение.
Сразу рассматривать человека как личность
нельзя, так как существует такое понятие
как “становление личности” из которого
можно сделать вывод, что личность формируется
в процессе жизнедеятельности, не приобретается
при рождении.
Путь от рождения до формирования личности.
Первый этап – человек.
Можно сказать “родился человек”, подразумевая
какое-то человеческое существо, но не
выделял определенных особенностей. Человек
– это общеродовое понятие, это совокупность
физиологических и психологических особенностей,
отличающих человеческое существо от
других живых существ.
Второй этап – индивид.
Индивид – это конкретный представитель
человеческого рода .
Третий этап
– индивидуальность.
Индивидуальность – это совокупность
физических, психических, внешних особенностей,
отличающих одного индивида от другого.
Четвертый этап
– личность.
Личность – это социальная сущность человека,
совокупность социальных характеристик,
которые появляются в ходе социального
опыта.
Личность формируется и развивается в
процессе своей жизнедятельности, т.е.
приобретается определенный социальный
опыт.
Хотелось бы выделить следующие факторы
развития личности :
1. Биологическая наследственность – она
создает изначальное отличие личности
от других членов общества, создает дополнительные
возможности или ограничения для развития
тех или иных качеств личности.
2. Физическое окружение – означает, что
особенности в поведении людей во многом
определяются особенностями климата,
географического пространства природных
ресурсов, организации пространства.
3. Культура общества – т.е. каждое общество
дате всем своим представителям особые
культурные образцы, язык, ценности, которые
другие общества предложить не могут.
4. Групповой опыт – в результате взаимодействия
и общения с другими людьми человек осваивает
множество социальных ролей, а также формирует
собственный “Я – образ”, который появляется
в результате оценок окружающих.
5. Индивидуальный опыт – это совокупность
чувств, эмоций, впечатлений, событий,
переживаний, пережитых личностью. Индивидуальный
опыт уникален и неповторим.
1. ИНДИВИД И ЛИЧНОСТЬ.
В понятии “индивида” не фиксируется
каких-либо особенных или единичных свойств
человека, поэтому по одержанию оно является
очень бедным, зато по объему оно в такой
же степени богато, ибо каждый человек
– индивид. Личность – это понятие весьма
богатое по содержанию, включающая не
только общие и особенные признаки, но
и единичные, уникальные свойства человека/
Прежде всего,
возникает вопрос, – когда рождается
личность, что этому способствует
или препятствует? Очевидно, что
к новорожденному ребенку термин
“личность” не применим, хотя все люди
появляются на свет как индивиды и
как индивидуальности. Новорожденный
уже является яркой индивидуальностью,
и каждый день его жизни увеличивает потребность
в многообразных реакциях на окружающий
мир. Плачем и криком ребенок дает знать
о своих неудовлетворенных потребностях.
Индивидуальность ребенка нарастает к
двухлетнему возрасту, в котором повышается
интерес к миру и освоению собственного
“Я”. Именно в этот период и проявляются
первые черты личностного поведения, когда
ребенок попадает в ситуации свободного
выбора.
Итак, становление личности происходит
в процессе усвоения людьми опыта и ценностных
ориентаций данного общества, что называется
социализацией.
2. ВИДЫ И ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.
Выделяют физическую, социальную и духовную
личности.
Физическая личность или физическое Я
– это тело, или, телесная организация
человека, самый устойчивый компонент
личности, основанный на телесных свойствах
и самоощущениях. Тело не только первый
“предмет” для познания, но и обязательный
компонент личностного мира человека,
как помогающее, так и мешающее в процессах
общения. К физической личности можно
также отнести одежду, домашний очаг, произведения
ручного и интеллектуального труда –
украшения его быта, коллекции, письма,
рукописи. По данным элементам можно много
сказать о человека, о его увлечениях.
Сразу распознать творческую личность.
Защита себя, своего тела, своей идентичности,
равно как и своего ближайшего окружения,
относится к числу древнейших личностных
качеств человека и в истории общества,
и в истории индивида
Социальная личность складывается в общении
с людьми, начиная с первичных форм общения
матери с ребенком. По сути дела она предстает
как система социальных ролей человека,
в разных группах, мнением которым он дорожит.
Все формы самоутверждения в профессии,
общественной деятельности, дружбе, любви,
соперничестве и т.д. формируют социальную
структуру личности. Психологи отмечают,
что довольство или недовольство собой
всецело определяется дробью, в которой
числитель выражает наш действительный
успех, а знаменатель – наши притязания.
При увеличении числителя и уменьшении
знаменателя, дробь будет возрастать.
По этому поводу Т. Карлейль говорил: “Приравняй
твои притязания к нулю и целый мир будет
у ног твоих”.
И, наконец, духовная личность составляет
тот невидимый стержень, ядро нашего “Я”,
на котором все и держится. Это внутренние
духовные состояния, отражающие стремление
к определенным духовным ценностям и идеалам.
Рано или поздно каждый человек, хотя бы
в отдельные моменты жизни начинает задумываться
над смыслом своего существования и духовного
развития. Духовность человека не является
чем-то внешним, она не приобретается путем
образования или подражания даже лучшим
примером.
Зачастую духовность не только “держит”
личность, но и является высшим благом,
верховной целостностью, во имя которой
иногда жертвуют своей жизнью. В знаменитом
выражении Б. Паскаля о человеке, как “мыслящем
тростнике” подчеркивается сила духа,
даже при самых суровых условиях бытия.
Более того, история дает массу примеров,
когда интенсивная духовная жизнь была
залогом не только физического выживания,
но и активного долголетия. Люди, сохраняющие
свой духовный мир, как правило, выживали
и в условиях каторг и концлагерей.
Выделение физической, социальной и духовной
личности носит достаточно условный характер.
Все эти стороны личности образуют систему,
каждый из элементов которой может на
разных этапах жизни человека приобретать
доминирующее значение. Известны периоды
усиленной заботы о своем теле и его функциях,
этапы расширения и обогащения социальных
связей, пики мощной духовной активности.
Вместе с тем, болезни, тяжелые испытания,
возраст и прочее могут изменить структуру
личности, привести к своеобразному её
“расщеплению” или деградации.
Также, выделяют несколько крупных социальных
типов личности:
Первый тип – “деятели”. К ним относятся:
рыболовы, охотники, ремесленники, воины,
земледельцы, рабочие, инженеры, геологи,
медики, педагоги, менеджеры и т.д. Для
них главное – активное действие, изменение
мира и других людей, а также самого себя.
Они живут работой, находя в этом высшее
удовлетворение, даже если её плоды и не
столь заметны. Потребность в таких личностях
была всегда – эти люди активны, знают
себе цену, обладают чувством собственного
достоинства, осознают меру своей ответственности
за себя, за свою семью, за свой народ. Ещё
Евангелист Лука приводил слова Христа:
“Жатвы много, а делателей мало”.
Второй тип – мыслители. Эти люди, по словам
Пифагора, приходят в мир не для того чтобы
соревноваться и торговать, а смотреть
и размышлять. Образ мудреца, мыслителя,
воплощавшего в себя традиции рода и его
историческую память, всегда пользовался
огромным авторитетом. Будда и Заратустра,
Моисей и Пифагор, Соломон и Лао-Цзы, Конфуций
и Махавира Джина, Христос и Мухамед считались
либо посланцами богов, либо обожествлялись
сами. Размышления о мире, о его происхождении,
о человеке, о личности, о свободе и т.д.
требуют много сил и, в како-то мере, мужества.
Поэтому судьбы многих выдающихся мыслителей
прошлого и настоящего трагичны, т.к. “никакой
пророк не принимается в своем Отечестве”.
Третий тип – люди чувств и эмоций, которые
остро чувствуют, как “трещина мира”
(Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде
всего, это деятели литературы и искусства,
гениальные прозрения которых зачастую
опережают самые смелые научные прогнозы
и прорицания мудрецов. Известно, например,
что поэт А. Белый, ещё в 1921 году написал
стихи, где упоминалась атомная бомба,
а его велики современник А, Блок слышал
“музыку” революции задолго до её начала.
Таких примеров немало и они говорят о
том, что мощь интуиции великих поэтов
и художников граничит с чудом.
Возможно, многие люди видят красоту природы,
но описать её так, как это делает поэт
очень трудно. Поэт, словно волшебник описывает,
например, кленовый лист, как живого человека,
чувствующего и живущего.
А как художник, подбирая палитру красок,
творит чудеса на холсте, и показывает,
что как, например, море живет, радуется,
грустит.
Действительно, этот тип личности творит
чудеса.
Четвертый тип – гуманисты и подвижники,
отличающиеся обостренным чувством ощущения
душевного состояния другого человека,
как бы “вчувствуются” в него, облегчая
душевное и телесное страдание. Их сила
– в вере в свое предназначение, в любви
к людям и всему живому, в активном деянии.
Они сделали делом своей жизни милосердие.
А. Швейцер, Ф.П. Гааз, А. Дюнон, Мать Тереза,
Иисус Христос и тысячи их последователей
в истории и нашей действительности –
живые примеры служения людям, независимо
от их расы, нации, возраста, пола, состояния,
происхождения, вероисповедания и других
признаков.
Каждый знает, что Иисус Христос, не знал
всех людей, но знал, что они веруют, был
распят во имя человечества, жертвуя собой.
Евангельская заповедь: “Возлюби ближнего
своего, как самого себя”, находит в их
деятельности непосредственное воплощение.
“Спешите делать добро”, - этот жизненный
девиз русского врача – гуманиста XI века
Ф. П. Гааза символизирует степень таких
личностей.
В современном обществе встречаются все
четыре типа личности либо с определенной
ярко выраженной характеристикой, либо
включая в себя какую-то частичку от других
типов личности. Нельзя утверждать, что
определенный человек не относится ни
к одному из типов, это неправильно, ведь,
возможно в каждом человеке есть деятель,
мыслитель, эмоциональный, чувственный,
гуманист и подвижник.
Проблемы свободы и ответственности личности.
Индивид и общество находятся в диалектических взаимоотношениях, их нельзя противопоставлять, ибо индивид есть общественное существо и всякое проявление его жизни, даже если оно и не выступает в непосредственной форме коллективного ее проявления, обладая общеродовыми признаками, может выступать и как самобытная индивидуальность.
В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед оществом.
Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.
Развернутая концепция
диалектического единства свободы
и необходимости с
В обществе свобода
личности ограничивается интересами общества.
Каждый человек - индивид, его желания
и интересы не всегда совпадают с интересами
общества. В этом случае личность под воздействием
общественных законов должна поступать
в отдельных случаях так, чтобы не нарушать
интересов общества, в противном случае
ему грозит наказание от имени общества.
В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.
Однако не все
проблемы свободы личности решены в
России и во всем мире, так как
это одна из самых тяжелых задач.
Личности в обществе на данный момент
исчисляются миллиардами и
Неразделимы и
такие понятия как свобода
и ответственность, так как свобода
не вседозволенность, за нарушение
чужих прав и свобод личность несет
ответственность перед
Ответственность
- это категория этики и права,
отражающая особое социальное и морально-правовое
отношение личности к обществу, человечеству
в целом. Построение современного общества,
внедрение сознательного начала
в социальную жизнь, приобщение народных
масс к самостоятельному управлению
обществом и историческому
В праве гражданская,
административная и уголовная ответственность
устанавливается не формальным путем
выяснения состава
Это сближает правовую ответственность
с моральной, то есть осознание индивидом
интересов общества в целом и в конечном
счете понимания законов поступательного
развития истории.
3. Личность в правовом государстве.
Соблюдение прав и свобод личности и ответственность перед законом за совершенное преступление - является одним из признаков правового государства.
Развитие человеческой
цивилизации требует и
Общество имеет новые пути правового обустройства
человека, который будет уверен в завтрашнем
дне, будет смело идти по жизни.
Правовое государство гарантирует личности его права и свободы и их правовую защиту - важнейший принцип. Следующий принцип - подчинение только закону и деятельность на основании закона, принятого обществом в условиях полной демократии.
Правовое государство является своего рода сочетанием свободы и ответственности, когда человек полностью свободен в моральном и правовом смысле с одной стороны, а за совершение преступления наступает ответственность - с другой стороны.
Правовое государство и народовластие - это неразделимые понятия, управление и самоуправление народных масс, подотчетность выборных органов своим избирателям и смена этих органов при несправлении с возложенными на них обязанностями и задачами, нарушением ими закона.
Правовое государство предполагает закрепление интересов личности на первом месте, устраняет неравноправие наций, ставит на одну линию мужчину и женщину, создает все условия для абсолютного равенства всех членов общества перед законом независимо от происхождения, положения в обществе.
Конституция России
поставила интересы личности на первое
место.
Первоочередная задача для правоохранительных
органов - охрана личного, государственного
и общественного имущества, установила
статус личности, гарантии прав и свобод.
Это подчеркивает возрастающую роль личности
в современных условиях для ее развития
в обществе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возможно, каждый философ понимает личность
по-своему, но все они сходятся в одном.
Личность – это сформировавшийся человек,
который имеет свою жизнь, свои убеждения,
свои взгляды, свой индивидуальный характер
, свои принципы и т.д.
Хотелось бы привести несколько примеров
высказываний различных философов о личности.
Епископ Августин Блаженный (354 – 430), оказавший
сильное внимание на средневековую философию
решает две важнейшие проблемы: динамику
личности и динамику общечеловеческой
истории. Его работа “Исповедь” – исследование
самосознания личности, её психологических
состояний. Он описывает внутренний мир
личности с младенческих лет и до утверждения
человека как христианина. Ему претит
всякое насилие над личностью: о насилия
в школе над ребенком до государственного
насилия. Августин выдвигает проблему
свободы личности. Он считал, что субъективно
человек действует свободно, но все, что
он делает, делает через него Бог. А бытие
Бога можно вывести из самосознания человека,
из самодостоверности человеческого мышления.
Августин показал роль самосознания для
личности. Ведь Я – это закрытое, интимное
существо, которое отделяется от внешнего
мира и даже “закрывается” от него. [В.И.
Лавриненко, стр. 45]
Заслушивают внимания социально-философские
воззрения Фомы Аквинского, которого считают
создателем католической теологии и систематизатором
схоластики. Он утверждал, что личность
– это “самое благородное во всей разумной
природе” явление. Она характеризуется
интеллектом, чувством и волей. Интеллект
обладает превосходством над волей. Однако
познание Бога он ставит ниже, чем любовь
к нему, т.е. чувства могут превосходить
разум, если они относятся не к обычным
вещам, а к Богу. [В.И. Лавриненко, стр. 46]
Важная часть творчества А.И. Герцена –
тема личности. Ценность любой личности
заключена в разумном и нравственно-свободном
“деянии”, в котором человек достигает
своего действительного существования.
Но личность не только венец природы, но
и “вершина исторического мира”. Существует
взаимодействие между личностью и социальной
средой: личность создается средой и событиями,
но последствия несут на себе её отпечаток.