Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:47, реферат
Определяющим условием становления человека является труд, возникновение которого ознаменовало собой превращение животного предка в человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями, создает мир материальной и духовной культуры, которая творится человеком в той же мере, в какой сам человек формируется культурой. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. Развитие трудовой активности глобально изменило природную сущность предка человека. В социальном отношении труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, как-то: язык, мышление, общение, убеждения, ценностные ориентации, мировоззрение и др. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов в двух планах: в плане их подавления, торможения (подчинения контролю разума) и в плане их преобразования в новое качественное состояние сугубо человеческой познавательной деятельности — интуицию.Все это и означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который с самого начала выступал в двух взаимосвязанных ипостасях — как человек разумный и как человек общественный. (Если глубоко вдуматься, то это, в сущности, одно и то же. )
Человек и общество
1. Общее понятие человека
Один древний мудрец сказал:
для человека нет более интересного
объекта, чем сам человек. Д. Дидро считал человека
высшей ценностью, единственным создателем
всех достижений культуры на земле, разумным
центром вселенной, тем пунктом, от которого
все должно исходить и к которому все должно
возвращаться.Что же такое человек? На
первый взгляд этот вопрос кажется до
смешного простым: в самом деле. кто ж не
знает, что такое человек. Но в том-то все
и дело, что то, что нам ближе всего. лучше
всего знакомо, оказывается и самым сложным,
как только мы пытаемся заглянуть в глубины
его сущности. И тут оказывается, что загадочность
этого явления становится тем больше,
чем больше мы пытаемся проникнуть в нес.
Однако бездонность этой проблемы не отпугивает
от нес, а притягивает как магнит.Какие
бы науки ни занимались изучением человека,
их методы всегда направлены на «препарирование»
его. Философия же всегда стремилась к
постижению его целостности, прекрасно
понимая, что простая сумма знаний частных
паук о человеке не даст искомого образа,
и потому всегда пыталась выработать собственные
средства познания сущности человека
и с их помощью выявить его место и значение
в мире, его отношение к миру, его возможность
«сделать» самого себя, то есть стать творцом
собственной судьбы; Философскую программу
можно коротко, сжато повторить вслед
за Сократом: «Познай самого себя», в этом
корень и стержень всех других философских
проблем.История философии полна различных
концепций сущности человека. В античной
философской мысли он рассматривался
преимущественно как часть космоса, как
некий микрокосм, и своих человеческих
проявлениях подчиненный высшему началу
— судьбе. В системе христианского мировоззрения
человек стал восприниматься как существо,
в котором изначально неразрывно и противоречиво
связаны две ипостаси: дух и тело. качественно
противоположные друг другу как возвышенное
и низменное. Поэтому Августин, например,
представлял душу как независимую от тела
и именно ее отождествлял с человеком,
а Фома Аквинский рассматривал человека
как единство тела и души, как существо
промежуточное между животными и ангелами.
Плоть человеческая, с точки зрения христианства,—
арена низменных страстей и желаний, порождение
дьявола. Отсюда постоянное стремление
человека к освобождению от дьявольских
пут, стремление к постижению божественного
света истины. Этим обстоятельством и
обусловлена специфика человеческого
отношения к миру: здесь явно стремление
не только познать собственную сущность,
сколько приобщиться к высшей сущности
— богу и тем самым обрести спасение в
день страшного суда. Этому сознанию чужда
мысль о конечности человеческого бытия:
вера в бессмертие души скрашивала зачастую
суровое земное бытие.Философия нового
времени, будучи по преимуществу идеалистической,
видела в человеке (вслед за христианством)
прежде всего его духовную сущность. Мы
до сих пор черпаем из лучших творений
этого периода алмазные россыпи тончайших
наблюдений над внутренней жизнью человеческого
духа, над смыслом и формой операций человеческого
разума, над тайными, сокрытыми в личностной
глубине пружинами человеческой психики
и деятельности. Естествознание, освободившись
от идеологического диктата христианства,
смогло создать непревзойденные образцы
натуралистических исследований природы
человека. Но еще большей заслугой этого
времени было безоговорочное признание
автономии человеческого разума в деле
познания собственной сущности.Идеалистическая
философия XIX — начала XX в. гипертрофировала
духовное начало в человеке, сводя в одних
случаях его сущность к рациональному
началу, в других же, напротив,— к иррациональному.
Хотя понимание действительной сущности
человека часто уже просматривалось в
различных теориях, более или менее адекватно
формулировалось теми или иными философами,
например Гегелем, который рассматривал
индивида в контексте социально-исторического
целого как продукт деятельного взаимодействия,
в котором происходит опредмечивание
человеческой сущности и весь предметный
мир вокруг человека есть не что иное,
как результат этого опредмечивания, все-таки
целостного учения о человеке еще не было.
Этот процесс в целом походил на состояние
вулкана, готового к извержению, но еще
медлящего, ждущего последних, решающих
толчков внутренней энергии. Начиная с
марксизма, человек становится в центр
философского знания, от которого идут
нити, связывающие его через общество
со всей необъятной Вселенной. Были заложены
основные принципы диалектико-материалистической
концепции человека, построение же гармоничного
во всех отношениях здания цельной философии
человека— это в принципе незавершимый
процесс в человеческом самопознании,
ибо проявления человеческой сущности
крайне многообразны — это и разум, и воля,
и характер, и эмоции, и труд, и общение.
. . Человек думает, радуется, страдает,
любит и ненавидит, постоянно к чему-то
стремится, достигает желаемого и, не удовлетворяясь
им, устремляется к новым целям и идеалам.Определяющим
условием становления человека является
труд, возникновение которого ознаменовало
собой превращение животного предка в
человека. В труде человек постоянно изменяет
условия своего существования, преобразуя
их в соответствии со своими постоянно
развивающимися потребностями, создает
мир материальной и духовной культуры,
которая творится человеком в той же мере,
в какой сам человек формируется культурой.
Труд невозможен в единичном проявлении
и с самого начала выступает как коллективный,
социальный. Развитие трудовой активности
глобально изменило природную сущность
предка человека. В социальном отношении
труд повлек за собой формирование новых,
социальных качеств человека, как-то: язык,
мышление, общение, убеждения, ценностные
ориентации, мировоззрение и др. В психологическом
отношении он имел своим следствием преобразование
инстинктов в двух планах: в плане их подавления,
торможения (подчинения контролю разума)
и в плане их преобразования в новое качественное
состояние сугубо человеческой познавательной
деятельности — интуицию.Все это и означало
появление нового биологического вида Homo sapiens, который с самого начала
выступал в двух взаимосвязанных ипостасях
— как человек разумный и как человек
общественный. (Если глубоко вдуматься,
то это, в сущности, одно и то же. ) Подчеркивая
универсальность социального начала в
человеке, К. Маркс писал: «. . . сущность
человека не есть абстракт, присущий отдельному
индивиду, В своей действительности она
есть совокупность всех общественных
отношений». Такое понимание человека
подготовлялось уже в немецкой классической
философии. И. Г. Фихте считал, например,
что понятие человека относится не к единичному
человеку, ибо такового нельзя помыслить,
а только к роду. Л. Фейербах, создавший
материалистическую концепцию философской
антропологии, послужившую исходным началом
для рассуждений Маркса о человеке, его
сущности, тоже писал, что изолированного
человека не существует. Понятие человека
непременно предполагает другого человека,
или, точнее, других людей, и только в этом
отношении человек есть человек в полном
смысле этого слова .Все, чем обладает
человек, чем он отличается от животных,
является результатом его жизни в обществе.
И это относится не только к опыту, который
индивид приобретает в течение своей жизни.
Ребенок появляется на свет уже со всем
анатомо-физиологическим богатством,
накопленным человечеством за прошедшие
тысячелетия. При этом характерно, что
ребенок, не впитавший в себя культуры
общества, оказывается самым неприспособленным
к жизни из всех живых существ. Вне общества
нельзя стать человеком. Известны случаи,
когда в силу несчастных обстоятельств
совсем маленькие дети попадали к животным.
И что же? Они не овладели ни прямой походкой,
ни членораздельной речью, а произносимые
ими звуки подражали звукам тех животных,
среди которых они жили. Их мышление оказалось
столь примитивным, что о нем можно говорить
лишь с известной долей условности. Это
— яркий пример того, что человек в собственном
смысле слова есть как бы постоянно действующий
приемник и передатчик социальной информации,
понимаемой в самом широком смысле слова
как способ деятельности. «Индивид,— писал
К. Маркс,— есть общественное существо.
Поэтому всякое проявление его жизни —
даже если оно и не выступает в непосредственной
форме коллективного, совершаемого совместно
с другими, проявления жизни. — является
проявлением и утверждением общественной
жизни»". Сущность человека не абстрактна,
как можно было бы думать, а конкретно-исторична,
то есть содержание ее, оставаясь в принципе
тем же социальным, изменяется в зависимости
от конкретного содержания той или иной
эпохи, формации, социально-культурного
и культурно-бытового контекста и т. д.
Однако на первом этапе рассмотрения личности
ее индивидуальные моменты необходимо
отходят на второй план, главным же вопросом
остается выяснение универсальных ее
свойств, с помощью которых можно было
бы определить понятие человеческой личности
как таковой. Исходным пунктом такого
понимания является трактовка человека
как субъекта и продукта трудовой деятельности,
на основе которой формируются и развиваются
социальные отношения.Не претендуя на
статус определения, суммируем кратко
его (человека) сущностные черты. Тогда
мы можем сказать, что человек — это разумное
существо, субъект труда, социальных отношений
и общения. При этом подчеркивание в человеке
его социальной природы не имеет в марксизме
того упрощенного смысла, что будто бы
только социальная среда формирует человеческую
личность. Социальное здесь понимается
как альтернатива идеалистически-
констатированию,— телесная организация этих индивидов и обусловленное ею отношение их к остальной природе» '. Когда же мы рассматриваем социальную природу человека или говорим о человеке как о личности, мы отвлекаемся не от биологического компонента вообще, а только от антропологических особенностей его, от изучения его телесной организации и некоторых элементарных психических процессов и свойств (например, простейших инстинктов) в их сугубо естественнонаучной специфике. Мы отвлекаемся, например, от естественнонаучного смысла химических реакций, протекающих в функционирующем живом организме,— это задача специальных наук. При рассмотрении личности человека имеют в виду такие ее свойства, которые могут быть описаны в социальных или социально-психологических терминах, где психологическое берется в его социальной обусловленности и наполненности. И телесная организация человека, рассматриваемая уже не с абстрактно-научной стороны, а как материальный субстрат личности, безусловно, не может не влиять на психологические особенности человека. Телесная организация человека, его биология рассматриваются поэтому уже как особый вид материальной действительности, имеющий тесную связь с социальным понятием личности человека.
4. Человек как личность
Человек как родовое существо
конкретизируется в реальных индивидах.
Понятие индивида указывает, во-первых,
на отдельную особь как
Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности — психологический стержень человека, стабилизирующий его социальные формы активности. «Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность».Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действенную силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно уважают и справедливо воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей, соответствуя требованиям объективных, разумно обоснованных и социально значимых идеалов, служа маяком для других. Он стремится к осуществлению не только объективно, но и субъективно оправданных целей, а энергия воли имеет достойное себя содержание. Если же характер человека теряет свою объективность, размельчаясь в случайных, мелких, пустых целях, то он переходит в упрямство, становится деформированно субъективным. Упрямство — это уже не характер, а пародия на него. Препятствуя общению человека с другими, оно обладает отталкивающей силой.Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение человеческого индивида как личности.Особым компонентом личности является ее нравственность. Нравственная сущность личности «проверяется» на многое. Социальные обстоятельства нередко приводят к тому, что человек, поставленный перед выбором, не всегда следует самому себе, этическому императиву своей личности. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности. Люди по-разному реагируют на испытания: одна личность может «сплющиться» под ударами молота социального насилия, а другая — закалиться. Только высоконравственные и глубоко интеллектуальные личности испытывают острое чувство трагизма от сознания своей «не-личности», то есть неспособности совершать то, что диктует сокровенный смысл «я». Только свободно проявляющаяся личность может сохранить чувство собственного достоинства. Мера субъективной свободы личности определяется ее нравственным императивом и является показателем степени развитости самой личности.В личности важно видеть не только единое и общее, но и уникальное, своеобразное. Углубленное постижение сущности личности предполагает рассмотрение ее не только как социального, но и индивидуально-самобытного существа. Уникальность человека проявляется уже на биологическом уровне. Сама природа зорко бережет в человеке не только его родовую сущность, но и уникальное, особенное в нем, хранимое в его генофонде. Все клетки организма заключают в себе генетически контролируемые специфические молекулы, делающие данного индивида биологически неповторимым: ребенок появляется на свет уже с даром уникальности. Разнообразие человеческих индивидуальностей поразительно, и на этом уровне уникальность наблюдается даже у животных: кто хоть сколько-нибудь имел возможность наблюдать поведение нескольких животных одного вида в одинаковых условиях, не мог не заметить различий в их «характерах». Уникальность людей поразительна даже в своем внешнем проявлении. Однако подлинный ее смысл связан не столько с внешним обликом человека, сколько с его внутренним духовным миром, с особенным способом его бытия в мире, с манерой его поведения, общения с людьми и природой. Уникальность личностей имеет существенный социальный смысл. Что же представляет собой личностная уникальность? Личность включает в себя общие черты, свойственные ей как представителю человеческого рода: ей свойственны и особенные признаки как представителю определенного общества с его специфическими социально-политическими, национальными. историческими традициями, формами культуры. Но вместе с тем личность есть нечто уникальное, что связано, во-первых, с ее наследственными особенностями и, во-вторых, с неповторимыми условиями микросреды, в которых она взращивается. Но это еще не все. Наследственные особенности, неповторимые условия микросреды и разворачивающаяся в этих условиях деятельность личности создают неповторимый личностный опыт — все это вместе и формирует социально-психологическую уникальность личности. Но индивидуальность есть не некая сумма этих аспектов, а их органическое единство, такой сплав, который в действительности неразложим на свои составляющие: личность не может по своему произволу оторвать от себя что-то одно и заменить его на другое, она всегда обременена багажом своей биографии. «Индивидуальность — это неделимость, единство, целостность, бесконечность; с головы до ног, от первого до последнего атома, насквозь, повсюду я индивидуальное существо». Можно ли в таком случае про кого-нибудь сказать, что у него вообще нет ничего своего? Нет, конечно. У конкретного человека всегда есть что-нибудь свое, хотя бы неповторимая тупость, не позволяющая ему адекватно оценить ситуацию и себя в этой ситуации.Индивидуальность не есть, конечно, некий абсолют, она не обладает полной и окончательной завершенностью, что является условием ее постоянного движения, изменения, развития, но в то же время индивидуальность — это самый устойчивый инвариант личностной структуры человека, изменяющийся и одновременно неизменный на протяжении всей жизни человека, скрывающаяся под множеством оболочек самая нежная часть его — душа .Какова же значимость уникальных особенностей личности в жизни общества? Каким было бы общество, случись вдруг, что в силу каких-то причин все люди в нем оказались бы на одно лицо, со штампованными мозгами, мыслями, чувствами, способностями? Представим себе такой мысленный эксперимент: все люди данного общества оказались каким-то искусственным образом перемешанными в однородную массу телесного и духовного, из которого рука всесильного экспериментатора, разделив эту массу ровно пополам на женскую и мужскую части, сделала всех однотипными и во всем равными друг другу. Могла ли бы эта двойная одинаковость образовать нормальное общество?Разнообразие индивидуальностей — существенное условие и форма проявления успешного развития общества. Индивидуальная неповторимость и оригинальность личности — это не просто величайшая общественная ценность, а настоятельная потребность развития здорового, разумно организованного общества.