Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:33, реферат
Человек есть индивид, общество - упорядоченное множество индивидов. Природа и того и другого биосоциальна, но в первом случае это биология индивида, во втором - сообщества (вида, популяции). Различия в социальной природе вытекают из различия взаимной роли человека и общества по отношению друг к другу. Человек по отношению к обществу выступает как:
1) Активный реализатор его объективных тенеденций и проектов;
2) “ключ” для раскодирования социокультурных программ и смыслов деятельности общества и её результатов (представим себе, что всё созданное обществом сохранилось, но живые люди исчезли, - сюжет достаточно распространённый в научной фантастике);
3) носитель собственной творческой активности, так или иначе индивидуализирующий социальную жизнь.
Человек и общество.
Человек есть индивид, общество - упорядоченное множество индивидов. Природа и того и другого биосоциальна, но в первом случае это биология индивида, во втором - сообщества (вида, популяции). Различия в социальной природе вытекают из различия взаимной роли человека и общества по отношению друг к другу. Человек по отношению к обществу выступает как:
1) Активный реализатор его объективных тенеденций и проектов;
2) “ключ” для
раскодирования
3) носитель собственной
творческой активности, так или
иначе индивидуализирующий
Общество по отношению к человеку выступает как:
1) Необходимое условие его жизни в качестве социального существа (социализации и вытекающего из неё образа жизни);
2) Совокупность
возможностей, способствующих
3) Совокупность
требований, стандартов социализации,
которые могут входить в противоречие
с тенденциями индивидуализации.
Индивидуальность
есть неповторимая, уникальная реализация
общеродовой природы человека в
данном конкретном индивидууме. Одна возможна
лишь в результате “встречи” одного
человека с другим, понимания человеком
человека, преодоления одной индивидуальности
другой индивидуальностью. Лишь сталкиваясь
с другими индивидуальностями, преодолевая
их в себе, человек вступает в абсолютно
- всеобщечеловеческую общность с другими
людьми. Иными словами, человек реализуется
как человек только включением его во
всеобщечеловеческое (коллективное). При
этом индивидуальность не теряется, а
реализуется в процессе понимания человечески
индивидуального.
Можно ли говорить о законе развития? В том смысле, в каком это утверждает натуралистический эволюционизм, закона развития не существует. Развитие определяется изнутри, а не извне, из духа, а не из природы, из свободы, а не из необходимости. За развитием, как внешней картиной, мы обнаруживаем творческий процесс, а творческий процесс не закономерен, а подзаконен. И всё же что-то вроде диалектического закона можно приложить ко всякому развитию. Так раскрывается путь, которым совершается всякий прирост в мире, всякое обогащение в жизни мира. Источником обогащающего развития является жизненный опыт, пережитое и испытанное. Основная истина о тайне развития выражена в афоризме Л.Блуа: “Страдание проходит, выстраданное не проходит никогда”. Мир и человек должны пройти через великие испытания.
Развитие в
мире неизбежно, неотвратимо происходит,
потому что пробуждается творческая
свобода человека, потому что опыт
человеческий усложняется и расширяется,
потому что раскрываются противоречия
жизни. Мир не есть замкнутая система,
на него действует со всех сторон бесконечность.
И бесконечность порождает в нём новый
опыт, ставит всё новые противоречия.
Единство биологического,
и социального в человеке.
Не менее очевидно, что биологическая и социальная стороны человеческого бытия являются именно сторонами, неразрывно друг с другом связанными, образующими противоречивое единство.
Но в таком случае должна быть некая сила, способная соединить в человеке природные и социальные его качества, сила, становящаяся системообразующей в его реальном существовании. Такую роль играет самое, пожалуй, замечательное изобретение человеческого рода - культура.
Человек понимается, таким образом, не как чисто природное существо и не как чисто социальное, и не как биосоциальный “кентавр”, а как существо трёхстороннее - био-социо-культурное.
Если человек является, как явствует из
сказанного, трёхстороней системой - био-социо-культурной,
то его изучение предполагает:
a) Познание целостности
человеческого бытия в
b) Познание каждой
из трёх сторон бытия - биологической,
социальной, культурной - в её относительной
самостоятельности; речь идёт, следовательно,
во-первых, об изучении того, как
проявляются в жизни человека на всех
её уровнях (родовом, групповом и индивидуальном)
и во всех аспектах (структурном, функциональном
и эволюционном) законы природы - таково
проблемное поле биологической (в частности,
медицинской) антропологии; речь идёт,
во-вторых, об изучении взаимоотношений
человека и общества - таково содержание
социальной антропологии, проблемное
поле которой определяется тем, что общество
даёт человеку и что он даёт обществу,
как общество создаёт условия совместного
существования и коллективной деятельности
людей и как они создают и пересоздают
своё общественное бытиё; речь идёт, в-третьих,
об изучении взаимодействия человека
и культуры - таково содержание культурантропологии;
её проблематика - принципы сотворения
человеком “второй природы” как “мира
человека”, “ноосферы”, искусственной
среды обитания, и пути сотворения человека
культурой.
Разумеется, все
три антропологические
в)Третий уровень научного человекознания определяется необходимостью вычленения различных конкретных сторон, свойств, процессов человеческой жизни и деятельности ради их углублённого познания, ибо оно требует специфических методов; таковы конкретные медицинские науки, психология, педагогика, этика и т.д. - нет нужды перечислять все эти отрасли знания, тем более, что развитие научной мысли непрерывно расширяет - и будет расширять в дальнейшем - круг частных отраслей человековедческого знания;
c) Есть, наконец,
ещё одна антропологическая по
сути своей наука, которая
Заключение.
Человек рождается как биологическое существо. Основная функция любой биосистемы - это адаптация, приспособление к изменяющимся условиям существования. На этом уровне человек есть биологический индивид, представитель вида homo sapiens. Без его соответствия биологической норме этого вида невозможна успешная социализация ни в филогенезе, ни в онтогенезе.
Второе рождение человека - в качестве нормального члена общества, способного к выполнению социальных ролей - есть результат социализации. Основная функция любой социальной системы (её специфический способ отношения к миру) - это преобразование мира на основе собственного выбора. На этом - социологическом - уровне человек выступает как личность в узком социологическом смысле этого слова, т.е. как индивид, интериоризировавший общественные отношения, данные на “входе” и приобретший способность к выполнению социальных ролей “на выходе”.
В индивидуальности,
действительно, есть своя неповторимость,
характеризующая особый внутренний мир
человека, складывающийся в результате
взаимодействия его биологических задатков
и воздействия социальных условий жизни.
Но каков собственный способ существования
этой внутренней духовной жизни? Можно
ли считать, что наша психология есть только
функция социального и биологического,
а её собственная функция сводится к выработке
адекватных программ биологического и
социального поведения? Генетически это
так. Но “третье рождение” происходит
тогда, когда внутренняя психическая жизнь
из средства перерастает в самоценность,
и человек творит, мечтает, переживает,
вспоминает, медитирует и т.д. не просто
потому, что это поможет ему стать более
здоровым и успешно преобразующим мир,
но потому, что всё это становится высшей
потребностью человека. Без этого нет
никакой духовности. На психологическом
уровне функция человека - самоценная
внутренняя духовная жизнь.
Итак, целостный человек есть здоровый биологический индивид, ответственный и надёжный член социума и индивидуальность, устремлённая к самоценной духовности.
Природа человеческой целостности не унитарна, а многокачественна и многоуровнева. Отсюда и многообразие подходов и методов к её изучению. Вместе с тем, именно здесь заключена самая большая трудность в её постижении.
Социальная антропология
таким образом оказывается
Сказанное, конечно,
не означает, что социальная антропология
не будет пользоваться понятийным аппаратом
других наук и научных дисциплин, но её
выход на путь самостоятельного развития
предполагает появление новых понятий,
общих для различных наук и связующих
их воедино при решении определённых проблем.
К числу такого
рода понятий, на мой взгляд, относятся
прежде всего понятия “естественное”
и “искусственное”, “природное”
и “социальное”, “спонтанное” и
“целенаправленное” и ряд других
постольку, поскольку они связаны
не просто с человеком, но с деятельным
человеком, активно творящим себя и свою
среду и стремящимся сохранить себя как
особый род живых существ, придав своему
существованию устойчивое развитие.
Социальная антропология, будучи одной из составляющих целого куста антропологических дисциплин, свой непосредственный предмет видит как проблему объективации продуктов духовного мира человека, их опредмечивания в социальных отношениях, институтах, учреждениях.