Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 19:47, реферат
Вероятно, с того самого времени, когда человек начал задумываться о смысле происходящего вокруг него и о самом себе, наиболее таинственное явление в мире для него — он сам. Уже на очень ранней ступени общественного развития человек начинал осознавать свою исключительность.
Человек как
предмет философии
Вероятно, с того
самого времени, когда человек начал
задумываться о смысле происходящего
вокруг него и о самом себе, наиболее
таинственное явление в мире для
него — он сам. Уже на очень ранней
ступени общественного развития
человек начинал осознавать свою исключительность.
Перед ним неизбежно
возникли вопросы: кто он такой? почему
он есть? каково его место в мире?
в чем его предназначение? каким
он должен стать с течением времени?
Возникает и множество других
вопросов, на которые пытались дать ответ
самые выдающиеся умы человечества. И
все же тайна человека остается тайной.
И такие вопросы и снова задаются и будут
задаваться до тех пор, пока будет существовать
на Земле человечество.
Попытка ответить
на эти и подобные им вопросы составила
внутренний импульс классического философствования,
очертив его границы и возможности вне
зависимости от успехов исследования
устройства человеческого тела.
Если в феномене
человека есть нечто зависимое от
случайности устройства его тела,
то эти зависимости составляют предмет
не философского, а какого-то другого,
например биопсихологического, исследования
типа как http://www.astarter.ru/
Человек стоит
в центре современных общественных
событий. Без радикального совершенствования
человеческих качеств невозможно решение
глобальных проблем, стоящих перед обществом.
Неслучайно все науки о человеке, изучающие
его биологическую специфику и социальную
природу, культуру, объединяются в систему
комплексного человековедения.
Различая человека
и животное, философское сознание превращает
это различие в метод исследования. Дело
здесь не в констатации того очевидного
факта, что, с одной стороны, существуют
люди, а с другой — звери и нельзя их путать.
Ни один философ не сомневался в том, что
в человеке есть что-то от животного. Но,
понимая это, философия интересовалась
и другим, тем, что в человеке от человека.
Ведь даже "животность" в нем может
быть понята как отсутствие человеческого.
Т.е., отличив одно от другого, мы обязаны
само это различие видеть и понимать в
терминах, скажем, одной сущности, а не
разных. И тогда методы нашего мышления
будут диалектическими, а не эклектическими.
На первый (и
довольно основательный) взгляд человеческое
в человеке связано с жизнью знания
и субъективной деятельностью. Животные
сами себя не знают, и в этом их преимущество.
Они не живут по принципам, но они и не
делают глупостей.
В мировоззренческом
плане философия обосновывает определен¬ное
решение вопроса о месте
Так, субъективный
идеализм замыкает человека в его внутреннем
мире, отрывает от объективных основ бытия,
сводит его жизнь к произвольному или
условно-конвенциональному упорядочению
комплекса ощущений.
Материализм исходит
из примата объективной реальности
и видит назначение человека в ее
познании и преобразовании.
Объективный идеализм
рассматривает человека как особое,
самое главное творение Бога, предназначенное
вернуть в его лоно отпавший от
него и погрязший в грехе и
раздорах материальный мир.
Дуализм постулирует
двойственность человека, его параллельное
существование в несводимых реальностях,
которые И.Кант назвал "миром свободы*'.
В первом случае человек подчиняется законам
природы, живет как существо материальное,
во втором — как существо идеальное, обладает
абсолютной свободой выбора и за этот
выбор несет полную ответственность.Нетрудно
заметить, что во всех этих подходах содержатся
как ошибки, так и (в той или иной мере)
рациональное зерно.
Диалектический
материализм в своей концепции
человека синтезировал положительные
моменты других философских учений, развил
общематериалистическую идею детерминации
человека объективной реальностью, показал
единство его природной и социальной обусловленности.
Эта концепция была дополнена развивающейся
в рамках идеализма идеей человеческой
активности, деятельности.
Однако диалектический
материализм в своем
Что же следует
учитывать в разработке современной
философской концепции
Во-вторых, субстратные
уровни человека (природное, общественное,
внутренний духовный мир) не следует
противопоставлять друг другу или абсолютизировать.
Сущность человека не в одном из них, а
в противоречивых и постоянно гармонизируемых
отношениях между ними, что и определяег
характер человеческой целостности.
В-третьих, каждый
из этих уровней должен быть раскрыт
более глубоко. Природное и человеческое
не сводятся к непосредственно биологическому.
Они содержат в себе бесконечность Космоса.
Представители
русского космизма (от его философских
истоков в идеях В.Соловьева
и Н.Федорова до естественнонаучных
интерпретаций у К.Э.Циолковского, А.Л.Чижевского,
В.И.Вернадского) рассматривали человека
именно как космическое существо.
Социальное нельзя
сводить к наличным общественным
отношениям. Оно должно включать в
себя бесконечность культурно-
Итак, мировоззренческий
подход к познанию требует ряссмотрения
его как целостного единства, в котором
все стороны взаимодействия выступают
как необходимые моменты, а методологический
ориентирует на изучение и создание условий
для формирования человека как целостности,
а не как разрозненной совокупности проекций,
отвлеченных начал. Это в свою очередь
позволяет сделать важнейший вывод о том,
что ни человек по отношению к миру, ни
мир по отношению к человеку не выступает
только как средство или только как цель:
и человек и мир самоценны и служат друг
другу.
Антролосоциогенез.
Как обезьяна стала человеком? Существует
множество различных гипотез. Их
общая суть в том, что предки человека
оказались неприспособленными к
резко изменившимся условиям обитания,
плохо защищенными от хищников. В
условиях обычной эволюции выход изтакой
ситуации могбыть двояким: либо гибель
неприспособленного вида, либо благоприятная
мутация (например, резкое увеличение
массы тела и физической силы). ведущая
к образованию нового вида.
Однако появление
человека оказалось третьим вариантом,
получившим название антропосоциогенеза.
Возник не просто новый вид, но принципиально
новый способ существования. Переход от
биологического к социальному взаимодействию
со средой был условием выживания наших
предков, явился базой решения противоречия
между изменившимися условиями среды
и их недостаточной биологической приспособленностью
к этой среде.
Для такого скачка
предки человека имели необходимые
биологические предпосылки: уникальный
мозг, способный не только к условно-рефлекторной,
но и конструктивной, творческой деятельности;
прямохождение, освободившее передние
конечности; развитую кисть руки, способную
совершать трудовые операции; гортань,
издающую членораздельные звуки.
Труд, мышление
и речь предчеловека были в стадии
возможностей и спасли его в той
проблемной ситуации, в ккоторой он оказался.
Образно говоря, он был подготовленным
к тому, ч той мять li руки палку или камень,
удлинить таким образом свои ипигчиснти.
Он увеличил свои возможности искусственным
путем. О не просто приспособился к природе,
но перешел к ее преобразованию, к труду.
Примитивный "труд"
имеет место и у животных: птицы
вьют гнезда, бобры делают плотины,
пчелы — соты, но все это делается
по наследственно заданным программам.
Бобры не могут освоить искус-»ino
пчел и наоборот. И лишь человек впервые
начинает создавать не только вещи, но
и их идеальные проекты, а также средства
преобразования (технику), которые не даны
ему от природы. Его трудовая деятельность
и разум связаны неразрывно, одновременно
появляются и затем постоянно совершенствуют
друг друга: от создания каменного скребка
до роботов и ЭВМ.
Становление способности
к осмысленному, усложняющемуся труду
преобразует и характер человеческого
потребления, которое перестает
быть раз и навсегда определенным
биологическими возможностями вида. Лиса
и заяц никогда не смогут обменяться потребностями.
У человека же " сама удовлетворенная
первая потребность, действие удовлетворения
и уже приобретенное орудие удовлетворения
ведут к новым потребностям, и это порождение
новых потребностей является первым историческим
актом" (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З.
С.27). Более того, норма наших потребностей
не задана абсолютно природой," а носитконкретно-
Коллективный
труд, основанный на применении искусственно
созданных орудий и необходимых знаний,
распределение его продуктов — все это
изменяло и характер человеческого общения.
Стадные животные потребляли природу,
приспосабливаясь к ней. Информация, которой
они обменивались (приближение опасности,
определение места в иерархии и т.п.), стандартна
и минимальна. Люди же нуждаются в достаточно
сложных и постоянно развивающихся средствах
организации своей совершенствующейся
совместной жизни. Их общение не запрограммировано
природой. Средством организации совместных
действий, хранения и передачи знаний,
выражения норм общения (обычаев, норм
морали и т.д.) становится язык.
Так появляется
человек — существо, способное
к труду, социально-детерминированному
потреблению и общению на основе
деятельности сознания, разумного отношения
к действительности.
Жизнь людей, общества
основана на стремлении человека стать
че-ловеком. В этом стремлении люди
создают не стадо, а общество. В
обществе мы находим социальное, а
в человеке человеческое, и заменить
одно другим нельзя. Между тем проблема
биосоциального ориентирует нас на то,
чтобы в обществе мы искали человеческое,
в человеке — социальное.
В хорошем обществ?
не бывает плохих социальных качеств.
Если же они встречаются, это значит,
что не все в порядке в "Датском
королевстве" и поэтому в нем действие
людей, основанное на социальных качествах,
дополняется действием людей, основанном
на их лич¬ностных возможностях.
Можно ли считать,
что становление человека как
общественного существа сделало
чем-то ненужным, несущественным, низшим,
так сказать, пройденным этапом его природные
основы? Здесь приходится сталкиваться
с двумя крайностями: биологизаторством
и абстрактным социологизаторством.
Качественное
отличие человека от других живых
сушеств кроется в его общественной
трудовой деятельности. Его нельзя свести
к существу природному—таково возражение
биологазаторам.Возражение социологи
за торам заключается в том, что человек
остается природным существом, он не сводится
к функциям своего социального образа
жизни. Во-первых, потому, что возможность
социолопгзации человека как в истории
общества, так и в становлении каждого
отдельного индивида задается, как было
сказано, определенными предпосылками.
Их, стало быть, нельзя утратить. Во-вторых,
развитие общественной жизни вступает
в противоречия с биологическими возможностями
и потребностями чело¬века и может привести
к их существенной деформации. Так, сложность
человеческой жизни порой приводит к нежелательным
последствиям, в частности к психическим
заболеваниям. Несовершенство общественных
отношений, войны, репрессии уводят из
жизни лучших людей, что в результате ухудшает
генофонд, наследственность. Этому же
способствуют алкоголизм и наркомания.
Неконтролируемое развитие производства
грозит экатогичесхой катастрофой природе
и антропологической — человеку. Радиация,
загрязнение воды и атмосферы, отравление
химией почвы и произрастающей на ней
растительности, несовершенство технологии
производственных процессов, постоянные
стрессы — все это ведет к непоправимым
нарушениям иммунной, сердечно-сосудистой,
нервной и иных жизненно важных систем
организма человека. Преодолеть эти беды
поможет совершенствование общественных
отношений и производственных процессов.
Это необходимо, но недостаточно. Человек,
утративший здоровье, не сможет полностью
проявить себя даже в самой совершенной
социальной системе. Более того, он никогда
не сможет такую систему создать. Поэтому
совершенство¬вать социальные условия
и биологические возможности человека
надо одновременно, обеспечивая их максимальное
взаимодействие. Социально ответственный,
зрелый гражданин и специалист, здоровый,
физически совершенный индивид — необходимое
условие нормальной целостной жизни общества.