Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 18:20, контрольная работа
Из вопросов ,одинаково интересных для науки, философии религии ,для каждого человека ,быть может, важный и безнадежный: что такое жизнь?
На эту тему написано множество работ .Исследованиям проявлений жизни посвящены особые науки, не говоря уже о целом комплексе биологических дисциплин. Ученые предпочитают искать основы жизни в микромире.
Введение.
Проблема жизни в истории науки.
Имеет ли жизнь человека какой-либо смысл?
О долголетии человеческой жизни.
О смысле смерти или смерть, как отрицание жизни.
Плата за совершенство.
В поисках бессмертия.
Смертная душа
Заключение.
Список литературы.
несправедливое, указывая на то, что большее возникает из меньшего и наоборот. Затем он утверждает, что между двумя противоположностями существует два различных перехода. Сократ подводит своего оппонента к выводу, что подобно тому как сон противоположен бодрствованию и переходы между ними суть пробуждение и засыпание, противоположностью жизни является смерть, а переходом между ними- умирание и оживление. Поскольку природа не должна хромать на одну ногу, умирание надо дополнить оживанием. И Сократ заключает: “Поистине существуют и оживание, и возникновение живых из мертвых. Существуют
и души умерших...” Сократ верит и в переселение душ. “Ну вот, например,
говорит он, кто предавался чревоугодию, беспутству и пьянству, вместо того,
чтобы всячески их остерегаться войдут вероятно в породу ослов или иных
подобных животных...а те кто отдавал предпочтение несправедливости,
властолюбию и хищничеству, присоединялся к волкам ястребам и коршунам”. Совсем иная участь, по его мнению ,ожидает философов, которые еще при жизни стремятся к освобождению души от бремени тела. Поэтому “в род богов не позволено войти никому, кто не был философом и не очистился до конца, -никому кто не стремился к познанию”. Так применяя чисто формальные приемы, Сократу удается убедить Оппонента в истинности своего исходного утверждения.
Отцы церкви взяли на вооружение учения Сократа и Платона о бессмертии души. Ни одна из современных религий не обходится без идеи личного бессмертия. Однако религиозный догмат о бессмертии фактически не дает ни какого ответа ни на вопрос о том, что такое жизнь, ни на вопрос о том, что такое смерть. В буддизме идея личного бессмертия выступает в форме учения о перевоплощении, согласно которому общественное положение человека есть результат деятельности его души в прошлых перевоплощениях. В христианстве и исламе идея личного
бессмертия выражена более примитивно и вместе с тем более действенно- в виде обещания загробного райского блаженства для праведников и вечных адских мучений для грешников.
Идея личного бессмертия, развивавшаяся главным образом благодаря религии, была подхвачена различными идеалистическими философскими системами: в 17-18 вв. -Лейбницем, Беркли, в наше время- персоналистами Хоккингом, Флюэллингом и др. Ими была создана целая система “доказательств” бессмертия души, ни одно из которых не выдерживает научной критики., так как они основываются на абсолютном противостоянии души и тела. Например Джордж Беркли доказывал естественное бессмертие души. По его словам душа способна уничтожиться, но не подлежит “погибели или разрушению по обыкновенным законам природы или движения. Те же, которые признают, что душа человека есть лишь тонкое жизненное пламя или система животных духов, считают
ее преходящей и разрушимой, подобно телу, так как ничто не может развеяться легче такой вещи, для которой естественно невозможно пережить смерть заключающей ее в себе оболочки...Мы показали, что душа неделима, бестелесна, непротяженна и следовательно неразрушима. Ничего не может быть яснее того, что движения, изменения, упадок и разрушение, коим как мы видим ,ежечасно подвергаются тела природы( и что есть именно то что мы разумеем под ходом природы), не могу касаться деятельной простой и несложной субстанции, такое существо неразрушимо силой природы, т.е. человеческая душа естественно, бессмертна”.
При всем уважении к оригинальности и глубине мысли Беркли создается
впечатление, что в основе его доказательства бессмертия души собственные
переживания, убеждения ,желания. Такая установка для него принципиальна. И тут с ним трудно спорить. Действительно основой наших представлений о мире является наше собственное “я”, опыт самопознания. Однако этот опыт ничего не говорит о бессмертности души.
Другим доказательством
бессмертия души, стало моральное
доказательство Канта. Кант рассуждал
так: мы видим, что поступки людей в жизни
обычно сильно отличаются от вечных моральных
идеалов добра, справедливости и т.п. Но
как найти примирение между идеалом и
действительностью? Мы верим, что добро
реализуется в жизни, пусть не сразу, но
в бесконечном процессе нашего существования.
Такое совершенствование должно быть
свойственно каждой личности- ведь нравственная
деятельность есть прежде всего личная
деятельность. Бесконечный процесс личного
совершенствования необходимо предполагает
вечность бессмертной души.
СМЕРТНАЯ ДУША.
Кажутся кощунственными и циничными рассуждения о выгоде веры в бессмертие души. Вроде бы соединяются низменное- выгода и возвышенное- вера и душа.
Однако не следует закрывать глаза на реальность. В действительности слишком часто соседствуют и даже соединяются в мыслях, а то и много хуже- в поступках одного и того же человека две эти категории. Возникает сквернейший вид лжи: по отношению к самому себе, к совести, к Богу. Ханжество и лицемерие. И прежде эти качества имели не малое распространение. А ныне в нашей стране многие граждане, быстренько перестроив свои убеждения, обратились к церкви с тем же порывом, с которым прежде обращались в атеистические партийные
органы. На подобном фоне торжествующего криводушия особенно светло и ярко выделяются такие чистые и благородные люди, как патриарх Тихон, отец Павел Флоренский, Махатма Ганди...Все они верили в бессмертие души. А противостояли их доброй силе революционеры, атеисты, искатели земных плотских благ и утех, отвергающие бессмертие души...Короче все те которых Достоевский относил в разряд бесов. Как будто очевидный житейский опыт подтверждает верность и благотворность ориентиров, предлагаемых великими мировыми религиями, в частности веры в загробное бытие души человеческой. Вне того, насколько оправдана с научных позиций эта вера, она бесспорно помогает достойнее жить и спокойнее умереть. А уж там будь что будет. Итак, приглядимся более внимательно и беспристрастно к фактам. (философы с древнейших времен с убедительностью доказывали и смертность и бессмертие души) Они свидетельствуют о том, что благороднейшие поступки нередко совершаются теми, кто не верит в вечную душу и даже в Бога. Вспомним революционера Кропоткина П.А. Во имя идеалов свободы, равенства и братства он отказался от всех своих немалых привилегий , от блестящей придворной карьеры, богатства и даже от профессиональной научной работы. Профессиональных революционеров, презирающих труд, он считал, говоря современным языком демагогами- тунеядцами, жаждущими личной власти. Не веря в бога, он всегда был устремлен к высочайшим нравственным ориентирам. А Джордано Бруно? Его пример не менее поучителен. Многих просвещенных современников он потряс прежде всего тем, что принял казнь не веря в бессмертие души. Он имел возможность хотя бы притворно раскаяться и тем самым продлить свою единственную и неповторимую жизнь. Что ему мешало так поступить? Если нет загробной жизни ,в этом мире человеку все дозволено, и не
будет он после смерти держать ответ за свой грех лживого покаяния перед
Богом! Те кто удивлялись мужеству Джордано Бруно перед лицом смерти по-видимому, верили именно в выгоду, которую представляет вера в бессмертие души. А те кто приговорили его к сожжению на костре, - кардиналы, епископы, великие инквизиторы, -тем самым нарушили священные заповеди пророка Моисея: не убий и Иисуса Христа: возлюби ближнего своего как самого себя, и не отвечай злом даже в ответ на зло. Как они могли решиться попрать учение Христа? Истинно веруя в неизбежность ответа перед господом за свои прегрешения и угрозу вечных адских мучений, они должны были милосердно простить Бруно его “заблуждения” и поступки.
Выходит Бруно верил в высокие идеалы добра, справедливости, человеческого достоинства, правды не побоявшись отдать за них свою жизнь. А его набожные судьи были насквозь пропитаны лицемерием. Справедливо отметил И. Кеплер “Бруно мужественно перенес смерть. Доказывая суетность всех религий. Бога он
превратил в мир...” Что же вдохновило Бруно на подвиг веры? Ведь он предопределял человечеству не всеобщее благоденствие ,а тяжкие времена: “Явятся новая правда, новые законы, не останется ничего святого, ничего религиозного, не раздастся не одного слова, достойного неба и небожителей. Одни только ангелы погибели пребудут и смешавшись с людьми, толкнут несчастных на дерзость, ко всякому злу, якобы к справедливости, и дадут тем самым предлог для войн, для грабительства, обмана...И то будет старость и безверие мира!...”
По его словам “Кого увлекает величие дела, не чувствует ужаса смерти”.
Можно посчитать примеры Кропоткина и Бруно редкими исключениями. Однако такое мнение выглядит неубедительным. Уже одно то, что вера в бессмертие души кому- то не мешает или даже помогает жить и умереть достойно, доказывает ее плодотворность. Значит есть люди- из лучших представителей рода человеческого! -способные преодолеть страх перед смертью и творить добро, мысль, красоту, совершать благородные деяния не под угрозой загробной кары, а по велению сердца, совести.
Вообще как
мне представляется, не следует рассчитывать
в вопросе о смертности или бессмертии
души найти единственно верный ответ для
всех времен, народов типов личности. Каждый
выбирает эту веру по складу души, по уровню
разума.
Заключение
“Боги , боги мои! Как грустна вечерняя земля! Как таинственны туманы над
болотами. Кто блуждал в этих туманах, кто много страдал перед смертью, кто летел над этой землей, неся на себе непосильный груз, тот это знает. Это
знает уставший. И он без сожаления покидает туманы земли, ее болотца и реки, он отдается с легким сердцем в руки смерти, зная, что только она одна
успокоит его”. В этих словах Михаила Булгакова заключена печальная и
примиряющая со смертью истина. Ибо на пути жизни для того, кто смертельно устал- не пресытился удовольствиями, а именно устал, подобно мастеру, завершившему непосильный труд, -для утомленного путника покой небытия не внушает страха. Такова великая справедливость судьбы. Как бы мы ни теоретизировали, какими бы идеями о переходе в иномир вакуума или в сверх жизнь биосферы ни утешались, неизбежно остается простейший обыденный облик смерти, рано или поздно ожидающий нас. И тогда многое- если не все- зависит от нас самих.
Другим страх смерти помогают преодолеть религиозные обряды и образы, надежда на бессмертие души. Третьи полагают, что в нелепице жизни только и остается погоня за удовольствиями и материальными благами. Такие люди способны- на всякий случай, а вдруг Бог есть! -формально исповедывать ту или иную веру. Однако, несмотря на все свои ухищрения, они время от времени испытывают тягостный ужас предчувствия смерти, ее прижизненного переживания. Четвертые стремятся обосновать научно- философские концепции, объясняющие смысл смерти. Становясь предметом научно-философского анализа, смерть предстает заурядным природным процессом, сопутствующем жизни, -не более того. В наилучшем положении оказываются мыслители способные глубоко проникнуться жизнью природы, Вселенной. И наконец остаются те, о которых мы говорили в самом
начале: утомленные путники, достойно пережившие удары и благоденствия судьбы, труженики и мастера, испытавшие счастье творчества и самоотдачи.
Было бы странно и неумно выбирать из этих вариантов самый лучший. Ведь не мы выбираем их, а они нас. Каждый имеет те жизнь и смерть то бессмертие которого заслуживают.
И еще одна очевидная истина: все мы бессмертны пока живы.
Заканчивая работу, я так и не смогла получить ответы на поставленные вопросы. Окончательных ответов нет и не будет судя по всему до самой нашей смерти. Научная мысль- не всесильная волшебница. У нее свои законы и ограничения. Там где нет объективных фактов, она бессильна. Но может наука все-таки сделает есстрашный выбор, последуя заветам таких например гигантов мысли как А.М. Горький. “Чего же бояться? -спрашивал он по сути дела нас- перед чем мы можем остановиться?” -и решительно отвечал: “Ни перед чем. Нет на свете ничего выше знания, выше труда ,а труд и знание все победят. Знание и труд это то, что поставит людей удивительно высоко, так высоко что мы не можем представить этого сейчас. Но несомненно, настанет время когда человек будет и царем природы, и, может быть, таким чародеем, что для него не будет уже никаких препятствий. Может быть он и межпланетные пространства победит, победит и смерть, и все болезни свои, и все внутренние недостатки, и тогда весьма
вероятно будет рай на земле. Это все далеко ,все фантастично- я прекрасно
понимаю, но именно это должно быть идеалом, именно это целью, к которой
должны стремиться люди. И чем выше цель поставлена, тем больше в человеке возбуждает она и сил, и разума, и красоты и внутренней красоты”. Не в это ли высокий смысл всей человеческой истории?! А ведь наша жизнь и наша смерть субъективны, и никому на свете не дано пережить наш индивидуальный неповторимый опыт, нашу бессмертную жизнь.
-Но ведь она оборвется!
-Воссоединится
с жизнью и с разумом
-Но и земная природа не вечна!
-Она воссоединится с иными жизнями и Разумом Вселенной.
-А какая гарантия, что все именно так?
-Никакой каждому
приходится обдумывать и
-Но ведь это полнейший произвол!
-Таково одно
из проявлений свободы
-Какой же окончательный вывод?
-Никакого. Будет наш личный опыт. Подождем. Поживем! Каждому дарована та жизнь и то бессмертия которых он достоин.
-Так все-таки во что верить?
-В ЖИЗНЬ, СМЕРТЬ,
БЕССМЕРТИЕ.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.
1. АВИЦЕННА. Канон врачебной науки. - М., 1939.
2.
АЛПАТОВ В.В. Проблемы
3. БАЛАНДИН Р.К. Жизнь, смерть, бессмертие?.. -М.:
Знание,1992.- (подписная научно-популярная серия “Знак вопроса”,№2).
4. БЕРНАЛ Дж. Возникновение жизни. - М., издание иностранной
литературы, 1969.
5. ВЕРНАДСКИЙ. Начало и вечность жизни./Сост., вступ. Ст.
Комментарии И.И. Мочалова, В.С. Неаполитанской. М: Сов. Россия 1989.
6. ВИШЕВ И.В. Проблема личного бессмертия. -Новосибирск: Наука.
Сиб. Отделение. 1990.
7.
ВИШЕВ И.В. О продлении жизни./
наук №11, 1980
8. ГОЛСМИТ Д., ОУЭН Т. Поиски жизни во вселенной. - М.,1983.