Основные данные о работе
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
|
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Философия |
Тема |
Человек в информационном
обществе |
Фамилия студента |
|
Имя студента |
|
Отчество студента |
|
№ контракта |
|
Содержание
Экологические катастрофы, беды человечества
Приложения
Основная часть
Экологические катастрофы, беды человечества
Сколько бы ни размышляли
философы над перспективами информационного общества, о сущности
информационно-компьютерной революции,
философия остается верной сама себе и
выполняет лишь ей присущую функцию, только
когда она занимается человеком.
То, что мы привыкли
называть Человеком, совпадает
с понятием общество. Но помимо
этого абстрактного родового
существа, обитающего в философских
трактатах, статистически усредненного и обобщенного, наш мир населен
обычными, нормальными, живыми людьми.
Эти люди живут и умирают, борются, побеждают,
терпят поражения, занимаются бизнесом,
работают на заводах и в конторах, ленятся,
бездельничают, рожают детей, страдают
от болезней и старости, обладают властью
или сопротивляются ей, занимаются наукой
и философией или бедствуют в полном невежестве
в глухих трущобах.
При всей этой
обыденной заземленности и каждодневности
жизни человеку свойственно свое
бытие - бытие, погруженное в
бытие мира, образующее часть последнего,
и притом особую часть, способную, быть
может, повлиять на целое. Какие бы ограниченные,
сиюминутные цели не ставил перед собой
человек, рано или поздно, с большей или
меньшей остротой, тревогой и страхом
задумывается он о смысле своего бытия,
о смерти и бессмертии, о справедливости,
о цели жизни, о ее смысле и бессмысленности.
Людям свойственны стрессы и аффекты,
рациональные и иррациональные механизмы
деятельности.
Поэтому на вопрос,
каков же человек - мудр он
или глуп, разумен или неразумен, добр он или
зол, философ может дать лишь один ответ:
человек разнообразен. Но при этом радикально
отличается от всех других существ на
Земле, а может быть, и во всей Вселенной.
Так чем же отличается человек от всего
живого?
Прежде всего разумом, технологичностью
деятельности, стремлением к творчеству
и свободе. Это четыре великих фундаментальных
признака человека.
Животные не обладают знаниями,
не вырабатывают их и поэтому
не способны быть свободными,
поскольку свобода предполагает
принятие и реализацию решений со знанием
дела. Они производят и передают информацию,
но далеко не всякая информация разумна.
Животные преобразуют мир, но это преобразование
не опирается на технику и технологию
и не носит творческого характера. Фундаментальные
особенности человека возвышают его над
миром животных, но это еще не означает,
что он всегда использует свои преимущества
на благо самому себе и рода человеческого
в целом.
Новая информационная технология
впервые открывает перспективу
для колоссального усиления этих фундаментальных
особенностей человека, для их применения
в невиданных ранее масштабах. Но каковы
будут последствия ее внедрения и применения,
зависит от социальных, культурных структур,
структур цивилизации и механизмов, от
идеалов и идеологий, от социальных моделей
будущего и утопий, мифов, ценностей и
политических установок, страстей. Амбиций,
этнических традиций и предрассудков,
во власти которых находится современный
человек.
Эта новая, высшая информационная
технология может, как и все предшествовавшие
технологии, служить добру и злу. Человек
должен сделать особый, сверх детерминирующий
выбор, основанный на четком понимании
ужасающей силы связанных с ней негативных
последствий, а также конструктивных,
позитивных возможностей. Человек своей
деятельностью преобразует мир, самого
себя, общество. Находясь вначале зависимости
от окружающей среды, он, в конце концов,
сумел стать его господином, но впал благодаря
тому в еще более тяжелую зависимость.
Перспектива экологической
катастрофы, о которой несколько десятилетий
назад говорили как об очень далекой, стала
сейчас уже реальностью: разрушается озонный
слой, не хватает пресной воды, кислотные
дожди и химические вредные отбросы делают
почву непригодной для земледелия, а продукты
питания превращаются в яд. Гибнет Мировой
океан, сокращается масса лесов - главного
источника атмосферного кислорода.
Несмотря на намечающуюся
разрядку в международных отношениях
и на смягчение международного
климата, порождаемого новым политическим
мышлением, угроза термоядерной войны еще не ликвидирована,
а вместе с тем на человечество уже надвигаются
новые беды: пандемия СПИДа, углубляющийся
разрыв между бедными и богатыми странами,
хронический голод и политическая нестабильность
в ряде стран, угрожающие хрупкой стабильности
и непрочному экономическому равновесию
в обозримом будущем.
В странах, развивающихся
на основе централизованного
планирования в рамках суперэтатизма
и однопартийной политической системы, происходят глубочайшие
изменения и предпринимаются усилия для
преодоления социально-экономического
и идеологического кризиса.
Новые социально-экономические
программы и преобразования, намечающиеся
в этих странах и рассчитанные
на преодоление пренебрежительного отношения
к человеку, к личности, к индивидуальной
инициативе, требуют радикального пересмотра
проблемы собственности, государственного
контроля над социальной активностью
и изменения приоритетов в системе взаимодействия
коллектива и индивида. Рушатся обветшавшие
идеологические клише, управленческие
и организационные формы, не выдержавшие
испытания социальной практикой и временем.
В этих условиях человек не только вправе,
но и обязан задуматься над тем, что означает
информационная революция для него самого,
для его бытия как реального, живого, а
не абстрактного существа.
Однако существуют
и вполне определённые положительные
стороны.
Информационное общество
в принципе лишено каких-либо
государственных или национальных
признаков в том плане, что оно уж совершенно точно
невозможно в одной отдельно взятой стране.
Так что Россия только присоединяется
к уже существующей системе отношений
– общественных, экономических, культурных.
И если этот процесс будет хоть в какой-то
мере удачным, мы – каждый из нас–несомненно
окажемся в выигрыше. Потому что, не считая
развития технологий – как высоких, так
и чисто утилитарных, бытовых, которые
немного облегчат нашу жизнь, - мы получим
шанс стать более значимыми, менее “винтиками”
в государстве, которое сможем контролировать
при помощи информационных коммуникаций.
Мы не только
получим возможность точно знать
о процессах, происходящих в
государственной машине, - эта самая
машина должна будет учитывать мнение каждого из нас, поскольку
мы сможем это мнение до неё донести –
и неискажённым. Станет технически осуществимым
метод управления государством, отражающий
самую суть демократии. Причем, учитывая
возможность интерактивности высказывания
мнений, станет возможным общественный
договор в буквальном понимании – достижение
компромисса между всеми мнениями без
исключения.
Таким образом,
абсолютно снимается проблема
меньшинства, чьё мнение фактически
игнорируется при чисто арифметическом
методе решения большинством
голосов. Кроме того, информационная
технология ведет к созданию интеллектуальных
компьютерных систем. Сможет ли благодаря
компьютерам произойти отчуждение человеческого
интеллекта, приведет ли это к созданию
интеллекта более мощного, чем человеческий?
Не означает ли компьютеризация и информатизация
общества и создание систем искусственного
интеллекта появление новой, антигуманоидной,
чисто машинной цивилизации, в которой
разум, отчужденный от человека, приведет
к его исторической (хотя не обязательно
биологической) гибели с большей неотвратимостью,
чем экологический дисбаланс или ракетно-ядерная
война?
Сейчас, после миллионов
лет борьбы с природой, человечество,
наконец, осознало необходимость
вступить с ней в диалог, в
сотрудничество. Не должно оно
уже сейчас, пока не поздно, задуматься
над культурными и интеллектуальными последствиями
информационной революции, потому что
темп, с которым они наступают, беспрецедентно
высок, и, быть может, в недалеком будущем
предотвращение негативных последствий
окажется уже невозможным.
Представим себе
человека, только что перенесшего тяжелую операцию,
которому врач, наблюдающий за выздоровлением,
говорит: сначала попробуем стародедовские
методы, известные еще Геродоту. Это как-то
понадежнее и проверено всем мировым опытом,
а уж если не поможет, займемся переливанием
крови и введем современные антибиотики.
Но опыт бывает двух видов - позитивный
и негативный. Негативный опыт может отправить
человека на тот свет задолго до того,
как будут задействованы современные,
прогрессивные медицинские средства.
То же самое можно сказать и об обществе
и о человеке.
Там, где социальные
и человеческие проблемы достигают
предельной остроты, применение
самых радикальных средств, в
том числе представляемых новейшей
технологией и наукой, может оказаться
наиболее эффективным. Но это применение должно быть разумным и взвешенным,
опирающимся на серьезный анализ, на подлинную
и глубокую философию человека, философию
разума, философию прогресса.
Приложения