Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 12:26, контрольная работа
В настоящее время человек и общество это понятие не раздельные между собой. Человеку для развития необходимо постоянное общение. Эта тема очень важна и актуальна в современное время.
Для изучения я поставила для себя следующие задачи:
- Изучить понятие индивид, личность, человек и выделить основные различия этих терминов
- Изучить философскую мысль о сущности человека
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Философская мысль о сущности человека: основные позиции. . . 4
Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность. . 8
Человек - творец своей судьбы или щепка, плывущая по течению?. 16
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Список использованных источников. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Уральский государственный экономический университет
Кафедра
экономической теории
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По Философии.
Тема «Человек в зеркале
Абакулова
Анастасия
Екатеринбург
2012 г
Оглавление.
Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
Список
использованных источников. . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . 19
Введение.
Современный
человек в сложном, противоречивом
обществе сталкивается с массой ситуаций,
требующих оценки своего положения
и принятия оптимальных решений.
Сложность современного общества постоянно
ставит его в условия
В настоящее время человек и общество это понятие не раздельные между собой. Человеку для развития необходимо постоянное общение. Эта тема очень важна и актуальна в современное время.
Для изучения я поставила для себя следующие задачи:
-
Изучить понятие индивид,
- Изучить философскую мысль о сущности человека
А
по итогу изучения теоретического материала
попытаюсь ответить на вопрос: «Человек
– творец своей судьбы, или щепка,
плывущая по течению?»
Сущность человека - философское понятие, обозначающее сущностные характеристики человека, отличающие его и несводимые ко всем иным формам и родам бытия, или его естественные свойства, в той или иной мере присущие всем людям. Сущность человека у Аристотеля - это те из его свойств, которые нельзя изменить, чтобы он не перестал быть самим собой.
Сущность человека кажется всем самоочевидной, и очень часто об этом даже не задумываются. Но на самом деле это та проблема, которая до сих пор для многих остается загадкой. Существует разные взгляды на эту проблему: начиная с того, что нет какой-то определенной сущности, или, что она-то есть, но ее невозможно познать, до того, что она познаваема и предлагаются разные концепции сущности человека. Особенно распространено мнение, что сущность человека связана с его личностью, а та, в свою очередь - с психикой, и познав психику, можно познать сущность человека. Но может ли наука психология, предметом которой является исследование психики, дать понимание сущности человека?
Ответить на этот вопрос можно, лишь показав историческую связь психики с деятельностью человека, каким образом она возникает в человеке (или она присуща ему от рождения?), каковы законы ее изменения, и правильно ли психология рассматривает психику человека. Известно, что термин психология - "наука о душе" - начали использовать в Древней Греции, а термин «психея» происходит из древнегреческой мифологии, которая зародилась еще в первобытнообщинном строе. Это было не случайно, ведь именно тогда люди стали впервые задумываться об окружающем их мире. Согласно материалистической концепции, сознание у человека, как и сам человек, возникает тогда, когда он начинает выделять себя из природы - противопоставлять себя природе. Причиной тому есть реальное противопоставление себя природе с помощью орудий труда. Отныне между ним и природой стоит посредник - предмет, непременно предмет человеческого труда, относясь к которому, человек относится к природе. Поначалу человек относился ко всему как к живому: всякая природная вещь и явление было для него наделено душой, но со временем, когда деятельность человека стала воспроизводить эти природные явления и вещи, когда они стали понятными, изменялось и его отношение к ним. Параллельно у людей складывалось особое отношение к сознанию, которое тогда было неразрывно связано с понятием души. Мифология решала этот вопрос по-своему, в силу имевшихся в то время знаний, но главное, что она дала в этом отношении - это основу понятия душа, с которым впоследствии имела дело наука.
Современные
психологи имеют полное право
отрицательно относится к термину
«душа», поскольку много веков
считалось, что душа дается богом, и
иного способа познать
Учение
о душе освободилось от религиозных
пут, и стало трактоваться как
теория личности. Это было, без сомнения,
прогрессивным шагом. Но прямо противоположный
подход также не дает понимания сущности
человека. Если искать сущность человека
в его организме, в работе головного
мозга, то этот путь тоже окажется тупиковым.
И тем не менее, многие современные
психологи ищут сущность человека в
особенностях нейрофизиологической структуры
организма. В русле такого подхода
мышление понимается как продукт
работы головного мозга, а загадка
личности кроется в особенностях
структуры головного мозга. К
сожалению, обывательская аналогия
мышления с процессами обработки
информации в компьютере берут на
вооружение и ученые (отсюда и попытки
построить искусственный
Такая традиция была так же очень широко распространена у нас. Конечно, отечественные психологи имели более тонкий подход к вопросу о отношении особенностей психики к особенностям структуры нервной системы, чем кибернетики, однако часто считали, что первое зависит от второго. В 60-х годах на страницах журнала «Вопросы философии» произошел известный спор между философом Э.В. Ильенковым и психологом Д.И. Дубровским1.
Суть спора - вопрос о том, что является определяющим в личности - биологическое или социальное. Дубровский стоял на позиции, что определяющими являются особенности структуры головного мозга, хотя формируются способности и мышление посредством деятельности субъекта в социальной среде. Позиция Ильенкова была противоположна и состояла в том, что хотя мозг и является органом, с помощью которого мыслит человек, но его структура нисколько не определяют ни способности, ни мышление (естественно, речь идет о медицински здоровом мозге). Т. е. мозг обычного человека не отличается от мозга гения, и различия нужно искать не внутри тела человека, а исключительно в общественных условиях развития каждого конкретного человека.
И Ильенков, и Дубровский стояли на материалистических позициях. Различие было в том, что у Дубровского - это позиция механистического (метафизического) материализма, а у Ильенкова - позиция диалектического материализма.
Почему именно общественные условия являются определяющими в формировании личности? Ответ философа был таким: да потому, что сама личность - понятие сугубо общественное, возникает и существует исключительно в обществе. При этом общество - это не просто среда обитания человеческого индивида, и даже не совокупность индивидов, а живой, развивающийся организм, ансамбль всех человеческих отношений.
Но
что такое человеческий индивид,
и откуда он взялся? Если проследить
историю человечества, то представление
о человеке как об индивиде возникло
довольно поздно - в XVII-XVIII веке, в эпоху
зарождения капиталистического строя.
Связано это, прежде всего, с экономическими
условиями производства - единицей
производства стал индивидуальный (частный)
производитель. До этого речь о человечестве
шла как о племени, роде, сословиях,
классах, но не индивидах. Соответственно,
сознание человека формировалось не
как индивидуальное, а как общественное.
Сам человек и его отношение
к миру появляется в акте коллективной
деятельности: человек появляется в
процессе преобразования им окружающей
действительности с помощью орудий
труда, когда между ним и природой
встает посредник - предмет труда. Здесь
же возникает и отношение к
другому человеку: посредством того,
что человек по-человечески
Сущность
человека нужно искать в его отношении
к миру, которое отлично даже от
самых ближайших его сородичей
по биологическому виду. Поскольку
это отношение отличается тем, что
человек не приспосабливается к
природным условиям, а наоборот,
природные условия
2.Человек как единство противоречий: природно-биологического и духовно-социального. Человек, индивид, личность, индивидуальность.
Сама
постановка проблемы «биологическое —
социальное» в науке