Человек,индивид,личность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 12:46, реферат

Описание

В обыденной жизни понятия «человек», «индивид», «личность» нередко употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии, эти понятия различаются. Понятие «человек» - это родовое понятие, т.е. самое общее понятие, которое характеризует биологический вид Homo sapiens, и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных.

Работа состоит из  1 файл

Человек,индивид,личность.docx

— 19.47 Кб (Скачать документ)

В обыденной жизни понятия  «человек», «индивид», «личность» нередко  употребляются как синонимы. Однако в науке, в философии, эти понятия  различаются. Понятие «человек» - это  родовое понятие, т.е. самое общее  понятие, которое характеризует  биологический вид Homo sapiens, и то, что этот вид живых существ имеет общественную природу, социальную сущность, и то, что принадлежность к этому виду дает право называться человеком. Иными словами, это понятие включает в себя те характеристики, которые отличают представителя рода человеческого от других высокоорганизованных животных.

Так что же есть человек? Прежде всего, природное существо. Природное (или биологическое) выражается в  телесной организации человека, в  морфологических, физиологических  явлениях, в нервно-мозговых, электрохимических  и некоторых других процессах  человеческого организма. Как природное  существо человек наделен определенными  природными силами, которые существуют в нем в виде задатков, способностей, влечений. Но в отличие от всех других природных существ он является деятельным природным существом. Именно в труде  человек утверждает себя как родовое  существо. Но труд невозможен в единичном  проявлении и с самого начала выступает  как коллективный, совместный. Развитие трудовой активности изменило природную  сущность человека. В социальном отношении  труд повлек за собой формирование новых, социальных качеств человека, к коим относятся: мышление, язык, общение, убеждение, мировоззрение, ценностные ориентации и т.д. Все это означало появление нового биологического вида Homo sapiens, который, таким образом, с самого начала выступает в двух тесно взаимосвязанных ипостасях: как человек разумный и как человек общественный..

Итак, человек - это целостное  единство биологического и социального, наследственного и прижизненно  приобретенного. При этом человек  не просто арифметическая сумма биологического, психического и социального, а их интегральное единство, приводящее к  возникновению новой качественной ступени - человеческой личности.

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Понятие индивид (от лат. Individuum - неделимый) употребляется для обозначения отдельного человека в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом. Это понятие фиксирует представление об единичном человеке как своего рода социальном атоме, т.е. далее неразложимом элементе социального бытия. Оно описывает человека в аспекте его отдельности и обособленности. Индивид в качестве особой, единичной цельности характеризуется рядом свойств: целостностью морфологической и психологической организации, устойчивостью во взаимодействии со средой, активностью. Понятие «индивид» есть лишь первое условие обозначения предметной области исследования человека, содержащее возможности дальнейшей конкретизации с указанием его качественной специфики в понятиях личности и индивидуальности.

Что же такое личность? Понятие  «личность» более сложное для  уяснения. Личность нередко понимается как конкретный индивид (лицо). В  обыденной жизни понятие «личность» часто ассоциируется с образом  яркого, целостного, состоявшегося  человека. Одновременно можно услышать высказывание: «Человеком рождаются, а  личностью становятся». Естественно  возникает вопрос: всякий ли человек  является личностью? На этот вопрос можно  найти разные, а иногда и прямо  противоположные ответы

 Нередко встречаются  определения личности, которые можно  назвать нормативно-оценочными, когда  авторы исходят как бы из  представления, каким должен быть  человек, какие черты необходимы  для того, чтобы стать личностью.  Например, В.П. Тугаринов пишет: «Личность - это человек, обладающий исторически обусловленной степенью разумности и ответственности перед

обществом, пользующийся (или  способный пользоваться) в соответствии со своими внутренними качествами определенными  правами и свободами, вносящий своей  индивидуальной деятельностью вклад  в развитие общества и ведущий  образ жизни, соответствующий идеалам  эпохи или класса»33 Тугаринов В.М. Личность и общество. М.: Политиздат, 1965. С.88.. Естественно, в таком случае не все живущие в обществе могут претендовать на подобный «аттестат зрелости».

Подчеркнем еще один аспект. В настоящее время можно выделить две основные концепции личности: личность как ролевая (функциональная) характеристика человека и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие  социальной функции человека, его  социальной роли. Признавая значимость этого аспекта понимания личности, нельзя не отметить, что он не позволяет  раскрыть внутренний мир человека, фиксируя лишь его внешнее поведение, которое не всегда и не обязательно  выражает действительную сущность человека. Более глубокой интерпретацией понятия  личности является та, которая раскрывает личность уже не в функциональном, а в сущностном плане. Личность - это качества индивида как социального  субъекта, «усвоенные» им как отражение  активного взаимодействия с окружающим объективным миром, т.е. качества обретенные, а не заданные природой.

Личность есть целостная  характеристика человека, в которой  условно можно выделить как бы две стороны: объективную и субъективную. Объективная сторона - это положение  индивида в системе общественных отношений, функции (роли), которые он должен выполнять в силу сложившегося в обществе разделения труда, принадлежности к тем или иным социальным группам  с их идеологией и психологией. Субъективная сторона - это мир сознания и самопознания индивида как результат и условие  его деятельности в обществе и  как призма, через которую он воспринимает мир. Это переживание человеком  своего бытия, его самочувствие, удовлетворение или беспокойство, довольство или  недовольство миром. Это субъективно-психологическое ядро - «Я» представляет как бы внутреннее социальное личности, ставшее феноменом психики, определяющее ее характер, сферу мотивации, способ соотношения собственных интересов с общественными, основу формирования убеждений, ценностных ориентаций, мировоззрения. Оно же является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-этических, эстетических принципов и т.д.

Личностные качества человека выступают в таком случае как  производные от его социального  образа жизни и самосознающего разума. Процесс формирования личности включает в себя две стороны: социализацию и индивидуализацию. Социализация (от лат. socialis - общественный) - это «подключение» индивида к социальному опыту, это процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, опыта, навыков, норм, идеалов и ценностей общества, к которому он принадлежит, позволяющих ему быть полноправным членом этого общества. Рождаясь, человек выходит на просторы культурного мира, перед ним разворачивается бесконечный мир материальных и духовных ценностей, который ему необходимо освоить.

К числу основных структурных  элементов личности относится мировоззрение, своего рода мост, связывающий человека с внешним миром. Только выработав  то или иное мировоззрение, личность, самоопределяясь в жизни, получает возможность осознанно, целенаправленно  действовать, реализуя свою сущность. Сила воли выступает тоже как результирующий показатель личности. Особым компонентом  личности являются ее ценностные ориентации, и, прежде всего, нравственность.

 

Таким образом, личность - это  мера цельности человека. Это индивидуальный сгусток: 1) существующих общественных отношений; 2) всей предшествующей истории (прошлого жизненного опыта), а также 3) своего собственного развития и самосознания. Одно и то же по своим объективным  признакам общественное положение, будучи по-разному осознано и оценено  личностью, побуждает ее к совершенно различным действиям. И, на наш взгляд, именно в этом последнем смысле можно  согласиться с Ж.П. Сартром, который  постоянно утверждал, что «человек создает себя сам. Он не сотворен изначально, он творит себя…» Процесс формирования личности включает в себя и другую сторону - индивидуализацию, формирование своеобразия человека. Индивидуальность - это неповторимое своеобразие человека. Это то, что характеризует индивидуальные качественные отличия данного человека в противоположность типическому  как общему, присущему всем элементам  данного класса или их части. Иными  словами, в личности надо видеть не только единое и общее, но и уникальное. Каждая личность - это индивидуально-самобытное существо. Уникальность личности связана, во-первых, с ее наследственными  особенностями.

Завершить рассмотрение этого  вопроса можно определением личности, данным известным психологом С.Л. Рубинштейном, которое, на наш взгляд, как бы «снимает», вбирает в себя различные подходы  к определению самого понятия  «личность». «Человек, - писал ученый, - есть личность в силу того, что он сознательно определяет свое отношение  к окружающему. Человек есть личность, поскольку у него свое лицо. Человек  есть в максимальной мере личность, когда в нем минимум нейтральности, безразличия, равнодушия, максимум «заинтересованности» по отношению ко всему общественно  значимому»11 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.. Как бы продолжая идеи С.Л. Рубинштейна, другой отечественный мыслитель  А.Ф. Лосев пытается дать понятие  подлинной личности. Подлинная личность, по его мнению, это не только личность умная, начитанная, критически мыслящая, внимательная, бескорыстная, благородная, но самое главное - живущая ради целей  общечеловеческого благоденствия, не созерцающая, но переделывающая несовершенства жизни, что повелительно требует  от человека потенциального или актуального  подвига для преодоления этих несовершенств22 Лосев А.Ф. Указ. соч. С.315, 319..

Личность – итог развития индивида, наиболее полное воплощение всех человеческих качеств.


Информация о работе Человек,индивид,личность