2. Последователи другого
подхода ограничивают число глобальных
проблем наиболее опасными и
требующими немедленного решения:
проблема предотвращения войны
и укрепления мира, острые экологические
проблемы, народонаселение планеты,
проблема человека и некоторые
другие.
3. Третий подход состоит
в разработке методологии и
методик, позволяющих определить,
что такое глобальная проблема,
каково ее содержание, признаки,
как она проявляется в конкретной
жизни людей: в формах противоречий,
диспропорций, функциональных нарушений.
Сторонники данного подхода стремятся
более точно, исходя из практики
функционирования общества, определить
причины возникновения глобальных
проблем, их существенные признаки
и содержание, провести классификацию.
Данный подход в определенной
мере можно считать объединением
двух первых подходов.
Основные черты глобальных
проблем:
1. Глобальные проблемы
имеют общечеловеческий характер.
Это означает, что они затрагивают
жизненно важные интересы и
будущее всего человечества, каждого
отдельного человека.
2. Глобальные проблемы
носят всемирный характер. Они
проявляют себя в основных
регионах мира. Областью их действия
стала вся планета или основная
ее часть.
3. Для своего решения
глобальные проблемы требуют
объединенных усилий всего человечества.
4. Глобальные проблемы
создают непосредственную угрозу
для планетарной цивилизации,
нуждаются в неотложном решении.
Нерешенность глобальных проблем
может привести в недалеком
будущем к серьезным, возможно
непоправимым последствиям для
всего человечества и среды
его обитания.
5. Глобальные проблемы
более инертны, обладают меньшей
мобильностью проявления по сравнению
с локальными проблемами.
6. Глобальные проблемы
находятся в сложной взаимосвязи
и взаимозависимости между собой.
Решение любой из них предполагает
учет влияния других проблем.
Глобальные проблемы рассматриваются
как закономерный, но негативный результат
развития человечества. Причины их
возникновения и обострения своими
корнями уходят в историю становления
современной цивилизации, породившей
обширный кризис индустриального общества,
технократически ориентированной
культуры. Столкновение цивилизаций. Можно
ли этого избежать?Оживление национализма
и религиозного фундаментализма в современном
мире вызывают самые разные интерпретации
политических аналитиков. Они видят в
этом активизацию цивилизационного самосознания,
констатируют схему классовых и идеологических
конфликтов. Другие, напротив, полагают,
что мы наблюдаем сегодня деструктивные
тенденции, провал в этноцентрическую
архаику, указывают на опасное ослабление
цивилизационных – межэтнических и межконфессиональных
– синтезов.После окончания «холодной
войны» перед политологами встала сложная
задача – разработать новую парадигму,
которая смогла бы выявить главный источник
конфликтов в современном мире, объяснить
динамику политических процессов. С.Хантингтон
предложил модель «столкновения цивилизаций»,
которая явно бросает вызов духу цивилизационной
терпимости. Его модель основана на том,
что международная система, прежде состоящая
из 3 блоков, сегодня перестраивается и
превращается в новую систему, состоящую
из 8 главных цивилизаций (западной, японской,
конфуцианской, Хинди, исламской, православно-славянской,
латиноамериканской и славянской). Хантингтон
убеждён в том, что состязающиеся силовые
блоки в будущем станет отличать принадлежность
к этим цивилизациям, а не к нациям и идеологиям
как было прежде. «…В конечном счёте, для
людей важна не политическая идеология
или экономические интересы. Вера, семья,
кровь и убеждения – это то, с чем люди
себя идентифицируют и за что они будут
биться и умирать. И поэтому столкновение
цивилизаций заменит холодную войну как
главный фактор глобальной политики»
Различные цивилизации
с его точки зрения, вырабатывают
различные культурные ценности,
которые гораздо труднее примирить,
чем конфликт классов или идеологий.
Он считает культурную приверженность
людей первобытной, подсознательной,
исконной. Поэтому занавес культуры
разделяет народы значительно
сильнее, чем «железный занавес»
идеологий в период холодной
войны. Он хочет, чтоб мы
поверили, будто цивилизационный
выбор строго ограничен традиционными
ценностями данной культуры. Связывая
воедино цепочку «вера – семья
– убеждение – кровь», он подчёркивает,
что культурные ценности неразрывно
связаны в этнической и конфессиональной
идентичностью. И поскольку религиозные
и этнические противоречия сложно
свести к компромиссу – конфликт
неминуем и столкновения неизбежны.Фундаментальное
прочтение цивилизационной идентичности
становится веским аргументом в пользу
неразрешимости цивилизационных противоречий
в современном мире. Например: западные
идеи индивидуализма и демократии сталкиваются
с религиозными верованиями незападных
народов. Но даже если это так, то возникает
вопрос: почему несовместимые культурные
__________________________________________________________________
1. Хантингтон С. «Столкновение
цивилизаций», 1993
-12-
ценности должны вызывать
политические и военные столкновения?
Современные цивилизации
– это гомогенные образования, разделяющие
единые исконные культурные ценности.
И поэтому общества, которые объединились
в силу исторических или идеологических
причин, но разделённые цивилизационно,
либо распадаются, как это произошло
с Советским Союзом, либо испытывают
огромное напряжение. Но современная
культурная антропология опровергает
такой примитивный взгляд на проблему.
Вопреки взглядам монолитности, каждая
цивилизация состоит из гетерогенных
начал - именно это образует источник
её динамики. Внутреннее разнообразие
является законом повышенной жизнестойкости
и адаптационности – способности
приспосабливаться к изменениям среды.Многие
цивилизации являются поликонфессиональными.
Каждая цивилизация характеризуется устойчивым
плюрализмом этнокультурных миров, что
также является источником её динамики.
Мировое сообщество состоит сегодня из
180 государств и только 15 из них можно назвать
нациями в том смысле, в котором большинство
людей считают себя принадлежащим этой
нации, - т.е. имеющих общих предков
и культурную идентичность. Многие страны
сегодня находятся одновременно внутри
одной цивилизации, и сами состоят из множества
цивилизаций.Сочетание гетерогенных этнических
начал таит в себе немалые опасности. Разнородные
цивилизационные основания даже в ходе
длительного времени не сливаются
в нечто единое, а образуют гибкие сочленения,
поддержка которых требует творческих
усилий, направленных на обновление прежних
способов синтеза. «Напряжение, столкновение
и новая гармония разнородных начал и
является пружинами драмы, называемой
человеческой историей»
Новое поколение
сталкивается с необходимостью
морального обновления цивилизационных
синтезов, что требует высвобождения,
активизации творческих возможностей.
Но при этом всегда существует
соблазн упрощения. Слабые характеры
и примитивные умы, не способны
осмыслить напряжённую энергетику
интеллектуальных синтезов, тяготеют
к процедурам линейного упрощения
и выравнивания. Хантингтон говорит,
что традиционные ценности каждой
культуры неизменны и незыблемы,
а люди привержены им первобытно
и подсознательно. Но современные
антропологи рассматривают культурные
традиции как перманентно развивающиеся
явления, которые постоянно включены
в процесс социального и культурного
цивилизационного строительства.
Антрополог Кевин Аурих справедливо
подчёркивает, что культурные ценности
и традиции «были однажды изобретены
и вновь изобретаются, были однажды
воспроизведены и вновь воспроизводятся
в соответствии со сложившимися
уровнями исторической практики».
__________________________________________________________________
1. Ерыгин А.Н. «Восток
– Запад – Россия: Столкновение
цивилизационного подхода в исторических
исследованиях». – Ростов: РГУ, 1993
-13-
Культурный материал цивилизаций
богат, многообразен и противоречив так,
что может быть использован в различных
исторических условиях для создания широкого
разнообразия альтернативных ценностей.
Процесс образования культурных ценностей
обусловлен не столько традициями, сколько
потребностями времени и условиями, в
которых развивается культура. Нигель
Харрис подчёркивал: «культура – это не
какая-то внешняя смирительная рубашка,
это многослойная одежда, и отдельные
её слои человек может сбросить и сбрасывает,
если они начинают мешать движению». Любое
политическое определение культурных
ценностей отражает выбор, сделанный современными
политическими лидерами в ответ на возникшие
проблемы. Материал культурных традиций
всегда использовался и будет использоваться
политиками для обоснования своих целей.
Поэтому процесс формирования культурных
ценностей продолжается и сегодня, как
и тысячелетия назад. Вопрос о том, грозит
ли нам «столкновение цивилизаций», - это
во многом вопрос осознанного выбора политическими
лидерами и элитами своего ответа на вызов
других культур..