Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 14:17, биография
Метод обнаружения истины является аналитическим и сводится к четырем правилам: 1) принимать за истину лишь то, что мыслится как нельзя более ясно и отчетливо, исключая всякое сомнение в своей истинности; 2) расчленять каждую проблему на максимально возможное количество частей и разрешать каждую из них наилучшим возможным способом;
Рассматривается возможность того, что имеется несколько причин существования Декарта и наличия в уме идеи всесовершеннейшего бытия. Здесь, как и в первом доказательстве, указывается на совершенство простоты. Одно из совершенств идеи Бога — это ее простота, и ее причина не может быть сложной причиной. Таким образом, заключает Декарт, он не одинок во Вселенной, а причина имеющейся у него идеи всесовершеннейшего существа является в то же время причиной его собственного существования, каковая причина запечатлела эту идею в его уме как тавро, или сигнатуру, его творца.
Третье доказательство бытия Божия, которое Кант назвал онтологическим доказательством Декарта, в «Размышлениях» отделено от двух предыдущих доказательств и помещено после рассуждения об истине и природе материи, то есть протяженности. Вне всяких сомнений, Декарт поступил так из эвристических соображений для того, чтобы его доказательство выглядело более строгим после рассмотрения протяженности, аргументы относительно которой служат аналогией к аргументам третьего доказательства. Это доказательство гласит: как идея треугольника содержит в себе необходимость, чтобы сумма трех его углов была равна сумме двух прямых углов, точно так же идея всесовершеннейшего существа содержит необходимость его существования как одного из его совершенств. Если бы эта идея не содержала необходимости его существования, тогда это была бы идея не всесовершеннейшего существа.
Заменив возможность
существования злокозненного
Существование материальных объектов
На шестом этапе своей глобальной стратегии Декарт обращается к материальным объектам, в чьем сушествовании он ранее усомнился, чтобы выяснить, не найдется ли в них нечто такое, что могло бы восприниматься им ясно и отчетливо. Он находит такую достоверность в идеях количественной протяженности физических объектов, имеющих длину, ширину и глубину, из которых возникают идеи величины, фигуры, положения и перемещения. Именно свойство количественной протяженности ясно и отчетливо воспринимается Декартом как природа материи. Отвлекаясь от вопроса, существуют ли материальные объекты определенной величины или формы, он находит, что может ясно и отчетливо постигать некоторые истины об этой величине и форме. Так, существует или нет объект треугольной формы, сумма трех углов треугольников необходимо должна равняться сумме двух прямых углов. Таким образом, Декарт обнаруживает несомненность истин (бывших прежде лишь предметом веры) относительно фигур, чисел и других понятий арифметики и геометрии, ранее сочтенных им сомнительными ввиду возможного присутствия злокозненного демона.
Седьмой шаг
Декарта — восстановить уверенность
в существовании материальных объектов.
Вера в наличие материальных объектов,
обладающих количественными
В 1649 году Декарт
принял приглашение шведской королевы
Христины присоединиться к блестящему
кружку, собранному ею вокруг себя в
Стокгольме, и наставлять ее в философии.
Однако ему не удалось привыкнуть
к шведскому климату и
Философии нового
времени Декарт оставил в наследство
дуализм двух различных и независимых
видов сотворенных субстанций: непротяженного
и мыслящего ума и протяженного
и немыслящего материального
тела. Как отмечалось выше, Декарт заключал,
что он — ум, имеющий материальное
тело. Он получает приобретенные идеи
из внешнего мира посредством ощущений
своего материального тела. Его ум
осмысляет эти идеи и принимает
решение действовать, приводя свое
материальное тело в движение и влияя
на материальный мир. Одним словом, мыслящая
субстанция Декарта и его материальное
тело связаны, по видимости, причинным
взаимодействием. Но Декарт так и не объяснил,
как осуществляется это взаимодействие.
В известном смысле, философия нового
и новейшего времени может рассматриваться
как череда попыток разрешить эту завещанную
Декартом проблему.
Библиография
Р. Декарт, Космогония.
Два трактата, М.—Л., 1934.
Р. Декарт, Сочинения, т. 1-2, М., 1989-1994.
Любимов, Н.А., Философия Декарта, М., 1886.
Фишер, К., История новой философии. Т. 1.
Гл. Декарт, его жизнь, сочинения и учение,
Спб., 1906.
Быховский, Б.Э., Философия Декарта, М.,
1940.
Асмус, В.Ф., Декарт, М., 1956.
Нарский, И.С, Западноевропейская философия
XVII в., М., 1974, гл. 2. Doney, W., ed., Descartes: A Collection
of Critical Essays, Garden City, N.Y.: Doubleday & Company,
1967.
Grene, M., Descartes, Minneapolis: University of Minneapolis
Press, 1987.
Kenny, A., Descartes: A Study of His Philosophy, New York: Random
House, 1968.
Smith, N.K., New Studies in the Philosophy of Descartes: Descartes
as Pioneer, London: Macmillan.
Оригинал © Боуман Кларк, 1992
Перевод © В. Федорин, 1997
Великие мыслители Запада. — М.: Крон-Пресс, 1999