Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 20:23, контрольная работа
Детектив (лат. detectio – раскрытие) – произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. Главное содержание детектива составляет поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений.
Контрольная работа по истории зарубежной культуры
на тему: «Детективный
жанр и европейская культура XX века»
Детективный жанр и европейская культура XX века.
Детектив (лат. detectio – раскрытие) – произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. Главное содержание детектива составляет поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений. Первым произведением, написанным в детективном жанре стал роман Эдгара Алана По «Убийство на улице По», опубликовано оно было в 1841 году, в романтическую эпоху с её любовью к таинственному, к необычным психологическим ситуациям, тем не менее уже предвещавшую рождения новой эпохи – реализма. В середине эпохи особенно значимым считаются незаурядные качества личности, его особые возможности для понимания жизни, такие как прозрение или интуиция. Однако данные способности свойственны далеко не каждому, поэтому возникают противоречия его с обществом, он остается в одиночестве. Так и главные герои романа Эдрага Алана По становятся равнодушным к окружающей действительности: «Наше уединение было полным. Мы никого не хотели видеть. Я скрыл от друзей свой новый адрес, а Дюпен давно порвал с Парижем, да и Париж не вспоминал о нем. Мы жили только в себе и для себя». Эдгар Алан По обогатил эстетическую категорию “удивительного” художественным исследованием странных, причудливых характеров людей. Его Дюпен также отличается необыкновенной эксцентричностью. «Главное же новаторство Эдгара По в том, что он пытается логически проникнуть в чудесное и таинственное, и это отчетливо выделяет его из среды романтиков.»1 По был первым, кто соединил в своем творчестве таинственное и его интеллектуальный анализ. Благодаря, новому сочетанию старых элементов и стало возможным возникновение нового жанра детективной новеллы.
Для По, как и для всех романтиков,
тайна была своеобразным
Артур Конан Дойл стал последователем Эдгара По в развитии сюжетной схемы детективного романа. Его произведение «Знак четырех» написано в 1890 году, уже на рубеже эпох. Для этого времени характерна проблема неуверенности в прочности ценностных систем, лежащих в основе жизни целого общества, психологические неустойчивости личности. Ярким примером такой личности является герой его произведений Шерлок Холмс. В романе «Знак четырех» Шерлок Холмс склонен к депрессии, употребляет наркотики из-за неуверенности в завтрашнем дне, из-за невозможности реализовать свои способность в жизнь, в то время как Огюст Дюпен, несмотря на аналитический склад ума — романтический герой. Он влюблен в ночь, и только ночью чувствует себя в своей стихии. Дюпен уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез, что является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.
А Шерлок Холмс, как истинный представитель реализма, не придается романтическим впечатлениям: «Любовь - вещь эмоциональная, и, будучи таковой, она противоположна чистому и холодному разуму. А разум я, как известно, ставлю превыше всего. Что касается меня, то я никогда не женюсь, чтобы не потерять ясности рассудка» («Знак четырех») Состояние неуверенности, внутренней раздвоенности к концу XIX в. приобретало все более масштабные очертания. Сомнения и нарастающая неуверенность в реальности принципиальных для европейской культуры гуманистических ценностей, ценностей европейского индивидуализма, вели к расшатываю старых идеалов. Для эпохи рубежа веков равно характерны как умонастроения «конца века», «кризиса цивилизации», «заката Европы», так и стремления к обновлению, поиску «иных» форм жизни. Метания между прошлым и будущим, сомнения, колебания и нестабильность именно на этой почве внутренних терзаний личности, рождался парадокс амбивалентности культуры конца XIX-нач. XX вв.
Взгляды Остапа Дюпена и
Шерлок Холмс твердит, что его метод — дедукция, (несмотря на то, что термин «дедукция» использован неверно, дедукция – это частный случай умозаключения, переход от общего к частному. Все свои умозаключения Шерлок Холмс делает на индуктивных рассуждениях, от деталей преступления к его разгадке. Индукция (от латинского “inductio” - наведение) - вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлых лет). На гениального сыщика работают неожиданные знания, тренированные мозги, навык логически мыслить, тонкий психологизм и невероятная наблюдательность, а также организаторские способности. Острый интерес к “производственному процессу” характерен для данной эпохи - это и признак социальных перемен, и в большой степени восторг перед достижениями прогресса.
Преступления в романе Эдгара Ролана По «Убийство на улице Морг» и Канон Дойла «Знаки Четырех» схожи, оба убийства были сделаны не преднамеренно, а по случайности. У Ролана По женщина с дочерью оказываются зверски истерзанными орангутангом, который сбежал от моряка, у Конан Дойла Джонатан Смолл посылает туземца Тонга, чтоб тот украл сокровища у Бартоломью. Хозяин по непредвиденной случайности оказывается дома и Тонго не находит другого выхода кроме того, как убить Бартоломью и забрать драгоценности.
Также в этих произведениях
преступления разгадывает не
полицейский, состоящий на
Расшатывание ценностных систем в европейском обществе конца XIX - нач. XX вв. нашло свое отражение в особом типе сюжета романов рубежа веков – сюжете духовного кризиса, который отчетливо видится в детективном жанре. То, что некогда казалось незыблемым, вдруг стало непрочным и недолговечным.
Сомнению, критике стало подвергаться
все, что ранее представлялось
нерушимым: традиции, предрассудки,
устоявшийся образ жизни.
Реализм рубежа XIX-XX веков, обращаясь в первую очередь к проблеме современной личности, приобретает черты особой остроты и даже беспощадности – здесь преодолевается характерная для классического реализма XIX века тенденция гуманно – терпимого, собственно специфически романного отношения к человеку, ведущая к стремлению найти мудрое равновесие не только в оценке личности, но и в организации романного целого.2
Реализм конца века жесток
и бескомпромиссен в оценке
современной личности, тесно связывает
личность со средой, которая, однако,
получает более суровую и
Персонажи реализма уже далеки
от тех основательных
Разнообразие новых характеров, появившееся в литературе рубежа веков, среди которых центральное положение занимает персонаж – посредник (примером того являются и произведение Эдгар Алана По, и Конан Дойла), позволило писателям затронуть многие социальные проблемы, заявившие о себе в кризисной ситуации смены господствовавшей системы ценностей, мировоззренческой позиции. Именно поэтому В. Днепров в своей работе отмечал, что романы XX века могут быть справедливо названы «вырезами» из истории.3
Нараставшее в течение десятилетий ощущение конца европейской цивилизации, надвигающегося распада прежде стабильных форм жизни и ценностей в хаос, порядка - в абсурд нашли свое отражение в кризисе художественного языка.(Описания убийств в произведениях Эдгара Ролана По)
Ощущение иных жизненных возможностей, стремление к жизни более яркой и свободной, не скованной условностями и предрассудками, пробуждает неудовлетворенность и создает ту напряженность, которая ведет к скрытому взрыву, к отрицанию, всего созданного прежде.
Духовная ситуация эпохи, кризис культуры конца XIX – нач. XX вв. проявлялся не только на уровне идей, но и на уровне тем, мотивов, форм сюжетной организации художественного произведения.
Информация о работе Детективный жанр и европейская культура XX века