Детективный жанр и европейская культура XX века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2011 в 20:23, контрольная работа

Описание

Детектив (лат. detectio – раскрытие) – произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. Главное содержание детектива составляет поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений.

Работа состоит из  1 файл

Детективный жанр и европеская культура.docx

— 24.16 Кб (Скачать документ)

                                                              НИУ  ВШЭ 
 
 
 
 

          Контрольная работа по истории зарубежной культуры

  на тему: «Детективный жанр и европейская культура XX века» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                       Выполнила студентка II курса

                                                                                                      факультета философии

                                                                                                        отделения культурологи

                                                                                                         Группа: 201-К

                                                                                                         Выходцева К.А. 
 

                                                                    МОСКВА 2011                                                                                                                  

                 Детективный жанр и европейская культура XX века.

   

    Детектив (лат. detectio – раскрытие) – произведение, в основе сюжета которого лежит конфликт между добром и злом, реализованный в раскрытии преступления. Главное содержание детектива составляет поиск истины. А именно понятие истины претерпело в начале ХХ в. ряд изменений. Первым произведением, написанным в детективном жанре стал роман Эдгара Алана По «Убийство на улице По», опубликовано оно было в 1841 году, в романтическую эпоху с её любовью к таинственному, к необычным психологическим ситуациям, тем не менее уже предвещавшую рождения новой эпохи – реализма. В середине эпохи особенно значимым считаются незаурядные качества личности, его особые возможности для понимания жизни, такие как прозрение или интуиция. Однако данные способности свойственны далеко не каждому, поэтому возникают противоречия его с обществом, он остается в одиночестве. Так и главные герои романа Эдрага Алана По становятся равнодушным к окружающей действительности: «Наше  уединение было  полным. Мы никого не хотели видеть.  Я скрыл от друзей свой  новый адрес, а Дюпен давно порвал с Парижем, да и Париж не вспоминал о нем. Мы жили только в себе и для себя». Эдгар Алан По обогатил эстетическую категорию “удивительного” художественным исследованием странных, причудливых характеров людей. Его Дюпен также отличается необыкновенной эксцентричностью. «Главное же новаторство Эдгара По в том, что он пытается логически проникнуть в чудесное и таинственное, и это отчетливо выделяет его из среды романтиков.»1 По был первым, кто соединил в своем творчестве таинственное и его интеллектуальный анализ. Благодаря, новому сочетанию старых элементов и стало возможным возникновение нового жанра детективной новеллы.

         Для По, как и для всех романтиков, тайна была своеобразным способом  идеализации, стремлением убежать  от действительности. Метания между  прошлым и будущим, сомнения, колебания  и нестабильность, именно на этой  почве внутренних терзаний рождался  парадокс амбивалентности культуры  конца XIX-нач. XXвв.

    Артур Конан Дойл стал последователем Эдгара По в развитии сюжетной схемы детективного романа. Его произведение «Знак четырех» написано в 1890 году, уже на рубеже эпох. Для этого времени характерна проблема неуверенности в прочности ценностных систем, лежащих в основе жизни целого общества, психологические неустойчивости личности. Ярким примером такой личности является герой его произведений Шерлок Холмс. В романе «Знак четырех» Шерлок Холмс склонен к депрессии, употребляет наркотики из-за неуверенности в завтрашнем дне, из-за невозможности реализовать свои способность в жизнь, в то время как Огюст Дюпен, несмотря на аналитический склад ума — романтический герой. Он влюблен в ночь, и только ночью чувствует себя в своей стихии. Дюпен уходит в собственный внутренний мир, мир страстей и переживаний, мир вымысла и грез, что является доказательством уникальности духовного мира романтического героя и его неспособности принять законы утилитарного и бездушного мира.

     А Шерлок Холмс, как истинный  представитель реализма, не придается  романтическим впечатлениям: «Любовь - вещь эмоциональная,  и,  будучи  таковой,  она  противоположна  чистому  и холодному разуму. А разум я,  как  известно,  ставлю  превыше  всего.  Что касается меня, то я никогда не женюсь, чтобы не потерять ясности рассудка» («Знак четырех») Состояние неуверенности, внутренней раздвоенности к концу XIX в. приобретало все более масштабные очертания. Сомнения и нарастающая неуверенность в реальности принципиальных для европейской культуры гуманистических ценностей, ценностей европейского индивидуализма, вели к расшатываю старых идеалов. Для эпохи рубежа веков равно характерны как умонастроения «конца века», «кризиса цивилизации», «заката Европы», так и стремления к обновлению, поиску «иных» форм жизни. Метания между прошлым и будущим, сомнения, колебания и нестабильность именно на этой почве внутренних терзаний личности, рождался парадокс амбивалентности культуры конца XIX-нач. XX вв.

     Взгляды Остапа Дюпена и Шерлока  Холмса также разнятся в методах  их расследования. Дюпен не только думает, сопоставляет, анализирует, он развит духовно, умеет определять людей, распознавать их намерения, желания, чувства, пользуется методом психологического анализа: «Не раз хвалился он с довольным смешком, что люди в большинстве своём для него – открытая книга, и тут же приводил ошеломляющие доказательства того, как ясно он читает в моей душе» («Убийство на улице Морг»), чтобы проникнуть во внутренний мир преступника, также он применяет все научные методы. Он берет отпечатки пальцев, исследует волосы и другие предметы, которые находит на месте преступления, и прочее.

         Шерлок Холмс твердит, что его метод — дедукция, (несмотря на то, что термин «дедукция» использован неверно, дедукция – это частный случай умозаключения, переход от общего к частному. Все свои умозаключения Шерлок Холмс делает на индуктивных рассуждениях, от деталей преступления к его разгадке. Индукция (от латинского “inductio” - наведение) - вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлых лет). На гениального сыщика работают неожиданные знания, тренированные мозги, навык логически мыслить, тонкий психологизм и невероятная наблюдательность, а также организаторские способности. Острый интерес к “производственному процессу” характерен для данной эпохи - это и признак социальных перемен, и в большой степени восторг перед достижениями прогресса.

             Преступления в романе Эдгара Ролана По «Убийство на улице Морг» и Канон Дойла «Знаки Четырех» схожи, оба убийства были сделаны не преднамеренно, а по случайности. У Ролана По женщина с дочерью оказываются зверски истерзанными орангутангом, который сбежал от моряка, у Конан Дойла Джонатан Смолл посылает туземца Тонга, чтоб тот украл сокровища у Бартоломью. Хозяин по непредвиденной случайности оказывается дома и Тонго не находит другого выхода кроме того, как убить Бартоломью и забрать драгоценности.

     Также в этих произведениях  преступления разгадывает не  полицейский, состоящий на государственной  службе, а сыщик. Места преступлений  казались совершенно недоступными  посторонним, между тем преступники  нашли остроумный способ войти  туда, сделать свое дело и исчезнуть  незамеченным. Улики хранятся на  самом виду, но так что об  этом может догадаться лишь  изощренный ум. И наконец, преступником  оказывается тот, кто вызывает  меньше всего подозрений.

                  Расшатывание ценностных систем в европейском обществе конца XIX - нач. XX вв. нашло свое отражение в особом типе сюжета романов рубежа веков – сюжете духовного кризиса, который отчетливо видится в детективном жанре. То, что некогда казалось незыблемым, вдруг стало непрочным и недолговечным.     

       Сомнению, критике стало подвергаться  все, что ранее представлялось  нерушимым: традиции, предрассудки, устоявшийся образ жизни. Призрачное  и сомнительно, вселяющее надежды  и пугающее неизвестностью, но  вместе с тем влекущее неведомое  «другое», стремительно наступающее  завтра, заставляет оглядываться  то назад, на патриархальное, но  уже безжизненное в своей традиционности  и исчерпанности вчера, то искать  другую жизнь, другие ценности: культура, искусство рубежа веков  ищет формы бытия, противостоящие  безжизненному, скучному, мертвенному  укладу, традициям, подавляющим живое  человеческое чувство, превращающим  человека в марионетку. Искусство  ищет свободу то в декадентском  отрицании жизни, благодаря чему  появляется совершенной новый  жанр – детектив.

      Реализм рубежа XIX-XX веков, обращаясь в первую очередь к проблеме современной личности, приобретает черты особой остроты и даже беспощадности – здесь преодолевается характерная для классического реализма XIX века тенденция гуманно – терпимого, собственно специфически романного отношения к человеку, ведущая к стремлению найти мудрое равновесие не только в оценке личности, но и в организации романного целого.2

     Реализм конца века жесток  и бескомпромиссен в оценке  современной личности, тесно связывает  личность со средой, которая, однако, получает более суровую и жесткую  оценку. В романе рубежа веков  появляется новый тип героя  - фигура уже не компромиссная.  Это образ человека, переживающего  тяжелые, очень драматичные внутренние  противоречия – и это не  только противоречия, связанные  с ситуацией выбора, как это  было, например, у Бальзака, сколько  то внутреннее смятение и неуверенность  (Шерлок Холмс). В этой фигуре  отражается новая духовная ситуация  в культуре – ситуация, связанная  с процессами расшатывания господствовавшей  системы ценностей, мировоззренческой  позиции не только отдельно  взятого человека, но и целых  групп населения стран Европы.

      Персонажи реализма уже далеки  от тех основательных консерваторов  XIX века, заботившихся о приумножении собственности и процветании семьи как оплота собственной безопасности.

       Разнообразие новых характеров, появившееся в литературе рубежа веков, среди которых центральное положение занимает персонаж – посредник (примером того являются и произведение Эдгар Алана По, и Конан Дойла), позволило писателям затронуть многие социальные проблемы, заявившие о себе в кризисной ситуации смены господствовавшей системы ценностей, мировоззренческой позиции. Именно поэтому В. Днепров в своей работе отмечал, что романы XX века могут быть справедливо названы «вырезами» из истории.3

        Нараставшее  в течение десятилетий ощущение конца европейской цивилизации, надвигающегося распада прежде стабильных форм жизни и ценностей в хаос, порядка  - в абсурд нашли свое отражение в кризисе художественного языка.(Описания убийств в произведениях Эдгара Ролана По)

     Ощущение иных жизненных возможностей, стремление к жизни более яркой и свободной, не скованной условностями и предрассудками, пробуждает неудовлетворенность и создает ту напряженность, которая ведет к скрытому взрыву, к отрицанию, всего созданного прежде.

     Духовная ситуация эпохи, кризис культуры конца XIX – нач. XX вв. проявлялся не только на уровне идей, но и на уровне тем, мотивов, форм сюжетной организации художественного произведения.

           

Информация о работе Детективный жанр и европейская культура XX века