Диалектический и исторический материализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 19:42, реферат

Описание

Немецкая классическая философия представляет собой
крупное и влиятельное течение философской мысли Нового времени, подводящее итог ее развитию на данном отрезке западноевропейской истории.
Традиционно к этому течению относят философское учение И.Канта, И.Фихте, Ф.Шеллинга, Г.Гегеля и Л.Фейербаха. Всех этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем, непосредственная личная зависимость.
По всем этим критериям, а также по содержательному разрешению философских проблем, к этому течению следует отнести и философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса.

Содержание

1. Введение.……………………………………………………………………………….…3-4 2. Понятие диалектики………………………………………………………………….5-6
3. Путь к материалистической диалектике…………………………………….7-9
4. Диалектический материализм….……………………………………………….9-12
5. Исторический материализм……………………………………………………..12-16
6. Заключение……………………………………..………………………………………..16
7. Список используемой литературы……………………….………………………17

Работа состоит из  1 файл

Реферат философия.doc

— 90.50 Кб (Скачать документ)

Центральная идея диалектического материализма – взаимопроникновение и взаимопорождение противоположностей – заметно перекликается с древнекитайской философской концепцией инь и ян.

Основные положения  диалектики были сформулированы Гегелем  в форме диалектического идеализма  и восприняты Марксом в пору юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем  был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века.

Большое внимание Гегель уделял вопросу перехода количественных изменений в качественные («узловые точки развития»). Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил, перевод диалектики на базу материализма и придание им формы целостного учения.

 

      Диалектический материализм выполняет  ряд важных функций:

- Его мировоззренческая функция состоит в теоретическом обосновании и синтезе на основе достижений современной науки единой картины мира, в обосновании научного материалистического мировоззрения, дающего ответ на вопрос о месте человека в мире, взаимоотношениях его с природной средой.

- Другая его функция – методологическая. На основе целостного миропонимания диалектический материализм разрабатывает и обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно – практической деятельности в современных условиях в целях наиболее эффективного и адекватного познания мира.

Диалектический  материализм играет важную методологическую и мировоззренческую роль в интеграции современных научных знаний в  условиях научно – технической революции  и информации общества.

    Важнейшей задачей диалектического материализма является разработка методологических основ, достижения консенсуса, то есть взаимопонимания и согласия относительно общечеловеческих, глобальных целей, сущности бытия и способов сохранения человечества, культуры и цивилизации как высших достижений мирового развития.

 

                       5. Исторический материализм.

 

Исторический  материализм – теория развития общества, разработанная в XIX – XX веках в работах К.Маркса, Ф.Энгельса, В.И.Ленина. Основные ее тезисы изложены К.Марксом в предисловии «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

- Фундаментальная основа общества – материальное производство. Оно является источником всех процессов в нем и определяет общественное сознание.

Исторический  процесс есть последовательная и  закономерная смена общественно  – экономических формаций, обусловленная  ростом и совершенствованием производительных сил.

Исторический  материализм рассматривает общество как систему, обусловленную уровнем развития производственных сил. Собственно социальная структура общества есть сочетание базиса и надстройки.

Базис – это материальная производство, которое есть сочетание производительных сил ( трудящейся массы людей и средств производства, которыми те пользуются) и производственных отношений (общественных отношений, неизбежно возникающих в связи с производством).

 Базис –  основа и первопричина всех процессов, происходящих в обществе. По своей роли в производстве почти во всех формациях (категория исторического материализма) выделяются два «основных», антагонистических класса – трудящиеся – производители и собственники средств производства.

Надстройка – совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Для классовых обществ наличие классов отражается в надстройке, в форме существования общественных структур, связанных с отношением классов к средствам производства и выражающих интересов этих классов.

Надстройка  вторична, зависима от базиса, но обладает относительной самостоятельностью и может в своем развитии как  соответствовать базису, так и  опережать его или отставать от него, таким образом, стимулируя или тормозя развитие общества.

Отношения антагонистических классов определяются существованием прибавочной стоимости – разницы между стоимостью продуктов производства и стоимостью использованных для их создания ресурсов, в которую входит и стоимость рабочей силы, то есть полученное работником в той или иной форме вознаграждение.

 Оказывается,  что она ненулевая: работник  своим трудом добавляет в сырье  (превращая его в продукт) большую  стоимость, чем получает обратно в виде вознаграждения. Эту разницу присваивает собственник средств производства, который, таким образом, эксплуатирует трудящегося. Именно это присвоение, по Марксу, и является источником дохода собственника (то есть, в случае капитализма, - капитала).

 

Исторический  материализм считает, что развитие общества приходит через следующие  общественно – экономические  формации:

- Первобытнообщинный  строй. Уровень экономического развития крайне низкий, используемые орудия примитивны, поэтому нет возможности производства прибавочного продукта. Классовое разделение отсутствует. Средства производства находятся в общественной собственности. Труд имеет всеобщий характер, собственность – только коллективная.

- Государственно  – общинный строй (политарное  общество, азиатский способ производства). На поздних этапах существования первобытного общества уровень производства позволил создавать прибавочный продукт. Общины объединились в крупные  образования с централизованным управлением. Из них постепенно выделился класс людей, занятый исключительно управлением.

Этот класс  постепенно обособился, аккумулировал  в своих руках привилегии и  материальные блага, что привело  к появлению частной собственности, имущественного неравенства и обусловило переход к рабовладению. Управленческий аппарат же приобретал все более сложный характер, постепенно трансформируясь в государство.

- Рабовладение. Существует частная собственность на средства производства. Непосредственным трудом занят отдельный класс рабов — людей, лишённых свободы, находящихся в собственности у рабовладельцев и рассматриваемых как «говорящие орудия». Рабы трудятся, но не имеют собственности на средства производства. Рабовладельцы организуют производство и присваивают результаты труда рабов.

- Феодализм. В обществе выделяются классы феодалов — собственников земли — и зависимых крестьян, находящихся от феодалов в личной зависимости. Производство (главным образом, сельскохозяйственное) ведётся трудом зависимых крестьян, эксплуатируемых феодалами. Феодальное общество характеризуется монархическим типом правления и сословной социальной структурой.

- Капитализм. Имеется всеобщее право частной собственности на средства производства. Выделяются классы капиталистов, — владельцев средств производства, — и рабочих (пролетариев), не владеющих средствами производства и работающих на капиталистов по найму. Капиталисты организуют производство и присваивают прибавочный продукт, производимый рабочими. Капиталистическое общество может иметь различные формы правления, но наиболее характерны для него различные вариации демократии, когда власть принадлежит выборным представителям общества (парламенту, президенту). Основным механизмом, побуждающим к труду, является экономическое принуждение — рабочий не имеет возможности обеспечить свою жизнь иным способом, чем получением заработной платы за выполняемую работу.

-  Коммунизм. Теоретическое (никогда не существовавшее на практике) устройство общества, которое должно прийти на смену капитализму. При коммунизме все средства производства находятся в общественной собственности, частная собственность на средства производства полностью устранена. Труд имеет всеобщий характер, классовое разделение отсутствует. Предполагается, что человек трудится сознательно, стремясь принести обществу наибольшую пользу и не нуждаясь во внешних стимулах, таких как экономическое принуждение. При этом общество предоставляет любые доступные блага каждому человеку. Таким образом, реализуется принцип «Каждый по способностям, каждому по потребностям!»

 

                            6. Заключение

 

Диалектический  материализм стремится к творческому  соединению в едином целостном учении всех достижений философского материализма и диалектики как метода познания и преобразования действительности. Он отличается от всех предшествующих форм материализма тем, что распространяет принципы философского материализма на понимание развития и функционирования общества. Тем самым материализм впервые достраивается доверху, охватывая не только отношения природы и мышления, но и все формы общественной деятельности, материальное и духовное производство. Поэтому диалектический материализм и исторический материализм представляют собой единое философское учение.

Дальнейшее  творческое развитие диалектического и исторического материализма как единой системы философских взглядов возможно лишь в процессе творческого и критического анализа актуальных проблем, выдвигаемых самой жизнью.

В сложном современном мире в условиях усиливающего плюрализма мнений в сфере философской мысли существуют и функционируют различные концепции, школы и направления. Их многообразие отражает реальную сложность мира, разнообразие ценностей и проблем, стоящих перед человечеством.

 

 

 

        7. Список используемой литературы:

 

  1. Фролов И.Т – Введение в философию; том 2, глава VII; Москва 1989г.
  2. Радугин А.А – Философия «Курс лекций»; тема 9; Москва 2004г.
  3. Фролов И.Т – Философский словарь; Москва 1981г.

 




Информация о работе Диалектический и исторический материализм