Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:22, контрольная работа
В 1909г. Ильин сдает экзамены на звание магистра государственного права и в качестве приват-доцента начинает преподавать в университете и на Высших женских юридических курсах. В 1910-1912гг. стажировался в университетах Гейдельберга, Фрейбурга, Берлина, Парижа, где слушал лекции крупнейших европейских философов - Г. Риккерта, Г. Зиммеля, Э. Гуссерля идр.
1. Диалектика человеческого бытия………………………….......……3
2. Метафизические и религиозно-этические искания И. Ильин..........8
3. Попытка построения православной философии………….............12
Список используемой литературы…………………...........................14
В статье «О любезности»
Ильин развивает оригинальную диалектику
общего и единичного, в рамках которой
формирование индивидуальности понимается
как неотъемлемая сторона процесса
«индивидуализирующего общения»
Провозглашая свободное, личностно-творческое отношение к Богу, Ильин одновременно указывает и на опасность, которая может подстерегать на этом пути. Она заключается в возможности самообмана. Когда человек принимает за божественное откровение свои эмпирически обусловленные душевные проявления. Чтобы избежать этой опасности, необходимо, несмотря на личностную. Иррациональную форму акта единения с Богом, все время помнить о его сверхличном рациональном содержании. Именно поэтому Ильин не отождествляет философию и религию, а все время говорит о религиозном смысле философии, утверждая приоритет философии главным образом рациональной сферы духа над религией как сферой целиком иррациональной, требующей рационального «просветления».
Свой главный философский труд «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека» Ильин начинает с радикального переосмысления понятия спекулятивного мышления, которое занимает центральное место во всей гегелевской системе. «Для того чтобы понимать Гегеля, необходимо сделать в душе некоторое творческое усилие, насыщающее мысль работой воображения: надо увидеть воображением то, о чем мыслит душа». По убеждению Ильина, Гегель не только отрицает единичную человеческую личность во всей ее иррациональной, жизненной полноте, но даже в определенном смысле абсолютизирует ее, вводя все ее иррациональные элементы в ткань самого абсолюта.
Описание Ильиным структуры акта соединения сознания с абсолютным бытием заставляет вспомнить концепцию С. Кьеркегора, у которого выявление подлинной сущности человека предстает как аналогичный противоречивый процесс, начинающийся с безнадежного противостояния конечного человека бесконечному бытию Бога и завершающийся самозабвенным слиянием с ним. Фактически итогом анализа гегелевского понятия спекулятивного мышления у Ильина оказывается своеобразная онтологическая концепция, определяющая специфику человеческого бытия как одновременно и тождественно абсолютному бытию, и противостоящему ему в своей конечности.
Важным свидетельством появления
новых тем в творчестве Ильина
стали две работы, которыми он откликнулся
на начало Первой мировой войны, - «Основное
нравственное противоречие войны» и
«Духовный смыл войны». Здесь главным
для Ильина становится осмысление противоречий
между личностью и обществом,
между конечностью индивида и
бесконечностью истинного духовного
бытия как практически
В интерпретации Ильина философия
Гегеля предстает как философия
мировой трагедии, объясняющая трагедию
исторического существования
Явное противоречие в выводах Ильина - в одном случае он говорит о «непобеждающем», а в другом - о «побеждающем» страдании - объясняется как раз тем, что победа божественной сущности в мире, есть и возможна, носит чисто исторический характер и «отходит в бесконечность». Страдание является «побеждающим», поскольку только через него Бог реализует себя в мире, но он же является «непобеждающим», так как любой итог страдания всегда относителен и ведет не к успокоению и гармонии, а к новому страданию и новой борьбе.
«Сопротивление злу силой и мечом позволительно не тогда, когда оно возможно, но когда оно необходимо, потому что нет других средств». В этом случае не только правом, но и обязанностью человека является его вступление на этот путь, даже если это может повести к смерти преступника. Означает ли это, что цель оправдывает средство? Конечно, нет. Зло физическое принуждение или предупреждение не превращается в добро оттого, что оно употреблено как единственное средство, имеющееся в нашем распоряжении, для достижения хорошей цели [3,с 164].
Формальным поводом к
написанию этой книги послужило
желание Ильина дать решительное
опровержение учению Л. Толстого о «непротивлению
злу». Главным итогом всей концепции
и главным ее пороком Ильин
считает убеждение Толстого и
толстовцев в том, что в мире вообще
нет никого зла. В качестве зла
у Толстого признается, по сути, только
страдание человека, в качестве добра
- отсутствие страдания. В противовес
толстовским идеям Ильин
Являясь единственным носителем
божественного начала мира, человек
приобретает высочайшую ответственность,
связанную с правом распоряжаться
жизнью и смертью других людей. Это
право одновременно оказывается
и крайним воплощением
Наша жизнь есть непрерывная нравственная трагедия, в которой не может быть надежды на окончательную победу над злом, но не может быть и никаких оправданий для уклонения от борьбы, причем в этой борьбе человек может рассчитывать только на свои силы; Бог в данном случае остается только абстрактным идеалом, задающим ценностные ориентиры в нашей борьбе со злом.
Обращаясь к поздним работам
Ильина, написанным в 30-50-е годы, необходимо
подчеркнуть глубокую взаимосвязь
между новыми идеями, возникающими
в трудах философа, и радикальными
переменами в исторической ситуации.
Начиная с книги «путь
Идея ответственности человека за положение дел в мире отходит на второй план, и одновременно Ильин пересматривает обосновывающий эту идею принцип метафизического тождества человека и Бога, что в свою очередь, приводит к смещению акцентов в системе представлений, составляющих смысл концепции духовной очевидности. Пытаясь привести свои взгляды в согласие с православной догматикой, Ильин утверждает в центральной работе позднего периода своего творчества: «никакое приближение человека к Богу не может погасить и никогда не погасит нетождество его с Господом… Поэтому в самую сущность религии входит ограниченность того единения с Богом, которое доступно человеку».
В структуре религиозного акта Ильин выдвигает на первый план личностно-творческий аспект, что неудивительно: о том, что религия есть предельно личностное отношение к высшей сущности, он писал еще в статье о Шлейермахере. Однако теперь в связи с тем, что сам религиозный акт выступает главной формой духовной очевидности. В частности, характеристики индивидуальности и неповторимости теперь преобладают над качествами единства и всеобщности; «все люди своеобразны и единственны в своем роде и в своей субъективности…» значимость религиозности - в умении переживать подлинную ценность каждого момента жизни, в умении видеть в мельчайших событиях и явлениях глубокий духовный смысл, знак сверхъестественной тайны. В религиозной оболочке здесь заключена та же идея, которая в работах 1910-1920-х гг. непосредственно связывала Ильина с философией жизни: подлинный смысл существование имеет только в том случае, когда человек глубоко переживает свое бытие, ощущает каждое мгновение текущего времени и его неповторимой индивидуальности. В изображении Ильина подлинная жизнь человека превращается в своеобразный «экстаз» в исходном заключении этого слова - как выхождение за пределы самого себя в непрерывном и абсолютно свободном духовном становлении.
Ильину довелось испытать все перипетии той трагедии, что разыгралась в XXв. На подмостках европейской истории, и, в конце концов, он не смог сохранить веру в земные силы человека, в его земное предназначение. Он нашел спасительное решение всех проблем жизни в религиозной вере; нашел разрешение всех земных трагедий в учении о посмертном существовании. И хотя Ильин продолжает повторять, что смерть является критерием подлинности всех земных жизненных содержаний, этот тезис теперь уже имеет вторичное значение, так как земное совершенство оказывается ограниченным и несущественным по сравнению с совершенством, которое дарует смерть: «…каждый человек имеет определенную степень достижимого для него совершенства. Всю жизнь свою он созревает. Восходя к этой степени; всю свою жизнь он зреет к смерти. И земная смерть его наступает тогда, когда ему не надо подняться выше, когда ему больше нечего больше достигать, когда он созрел к смертному уходу» [2,с 495].
Список используемой литературы
1. Введение в русскую философию./Лазарев В.В., Абрамов А.И., Авдеева Л.Р. и др.: Учебное пособие. - М.: Интер-пракс, 1995. - 304с.
2. Евлампиев, И.И. История
русской философии: Учебное
3. Замалеев, А.Ф. Курс истории русской философии. - М.: Наука, 1995. - С. 163-165.
4. Лосский, Н.О. История русской философии. - М.: Высш. Школа, 1991. - С.493-495.
5. Сербиненко, В.В. Русская
философия: Курс лекций: Учебное
пособие по дисциплине «
6. Философия: Учебник/Под ред. Проф. В.Н. Лавриненко. - 2-е изд., испр. И доп. - М.: Юристь,2002. - 520с.