Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2013 в 18:01, реферат
Знания об окружающем мире и о самом себе необходимы человеку во всех видах деятельности. Знания дают возможность человеку ориентироваться в мире людей, вещей, природных явлений, помогают объяснить и предвидеть события. В знаниях спрессован тысячелетний опыт материальной и духовной культуры. Процесс познания предполагает две стороны: одна сторона – познающий человек (субъект познания), вторая – познаваемый предмет (объект познания).
1. Введение
2.Чувственное познание.
2.1 Субъект и объект познания.
2.2Формы чувствительного познания: ощущение, восприятие, представление.
2.3 Эмоции как аспект отражения человеческой чувственности.
3.Рациональное познание.
3.1 Мышление- процесс познавательной деятельности.
3.2 Формы познавательной деятельности.
4.Соотношение чувственного и рационального познания.
4.1 Эмпиризм - направление в гносеологии.
4.2 Рационализм - совокупность философских направлений.
4.3 Диалектика чувственного и рационального познания.
5.Заключение.
6. Литература.
4.3 Первый путь – это путь от конкретного к абстрактному, от данного в практике конкретно-чувственного материала к общим, абстрактным понятиям. Чтобы дать правильное, соответствующее действительности обобщение, мышление должно выделить существенное в самих явлениях действительности и отвлечься от того, что в них случайного, второстепенного. Для этого нужно идти не только от конкретного, но и постоянно контактировать с практикой и с объектом. В единстве с практикой основа истинности абстракций. Система понятий, отражающих объективную действительность и обобщающих чувственное восприятие, создается по мере исторического развития человечества, и каждый человек, придя в эту жизнь, приобщается к уже имеющимся понятиям. Овладев понятиями, пропустив через собственный опыт, человек приспосабливается к миру и получает основу для включения себя в процесс познания, расширения его, создания новых понятий.
На втором пути познавательной
деятельности, на пути от абстрактного
к конкретному, мышление пользуется
имеющимися в его распоряжении общими
понятиями, чтобы воссоздать в разуме
определенное явление мира во всей
его конкретности и полноте. Создаваемую
мышлением конкретную картину того
или иного явления не следует
смешивать с чувственно-
Прежде всего необходимо определиться
с терминами, которые мы будем
использовать. Под "чувственным"
следует понимать метод, основанный
на использовании специфических
органов, предназначенных для получения
внешних сигналов, или органах
чувств: это органы слуха, зрения, обоняния,
вкуса, осязания, "древняя кора"
головного мозга и т.п. Следует
разделять чувственный метод
на низшие чувства и высший чувственный
метод, связанный с интуитивным
методом и другими, ныне именуемыми
сверхчувственными. "Рациональный"
метод основан на использовании
логического аппарата мышления человека.
Остается определить, что есть "познание".
Представляется, что для человека
и иного существа познание - обретение
опыта, запаса, говоря языком кибернетики,
баз данных, необходимых мозгу
для принятия решения в той
или иной предполагаемой или реальной
ситуации.
Рассматривая процесс накопления опыта
человеком можно увидеть, что такой процесс
происходит по нескольким схемам. Первая
из них выглядит так: внешний сигнал - орган
чувств - мозг - мыслительный процесс.
Такая схема прямо демонстрирует взаимосвязь
между чувственным и рациональным методом.
Воспринятый благодаря чувственному методу
сигнал, поступает в мозг, где проходит
обработку рациональным методом. Появление
матери у кроватки с ребенком на его крик,
само по себе не вызвало бы наработки рефлекса
сообщать о неприятностях криком. Но логическая
обработка взаимосвязи "крик - помощь"
происходит у новорожденного и в результате
откладывается опыт - происходит познание.
Отсутствие опыта обращения с огнем приводит
к повреждениям у ребенка, но сигнал боли
и способность еще слабо развитого аналитического
аппарата мозга связать огонь с болью,
позволяет маленькому человеку избегать
опасности.
При более высоком уровне развития аналитического
аппарата мозга, действует и другая схема
познания, в которой личный опыт чувственного
познания заменяется приобретением аналитического
опыта. В формировании такого опыта, по
классической психологии, не участвуют
органы чувств. Примером приобретения
такого опыта служит исследование теоремы
математиком. Трудно представить чувственное
познание теоремы Пифагора или теоремы
Ферма. К положения своих теорем математики
приходят рациональным - мыслительным
методом.
Процесс исследования человека открывает
перед нами новые области. Еще недавно
область сверхчувственного была terra incognito
для большинства, а сегодня новости из
этой сферы окружают нас везде. Что есть
сверхчувственный метод, получивший свое
название якобы за использование каких-то
не относящихся к органам чувств полей.
Последние исследования медико-биологических
и психофизиологических наук опровергают
это. Все то, что происходит при "сверхчувственном"
восприятии не минует свои органы чувств,
центром которых является "древняя
кора" головного мозга. Свое название
"древняя кора" получила за то, что,
как показали исследования, образовалась
раньше всех других участков головного
мозга. Таким образом следует, что чувственный
метод познания был атрибутом человека
задолго до появления способности аналитически,
логически мыслить. Результаты этих исследований
подтверждают положения тайных философских
доктрин о том, что первоначально человечество
владело чувственным познанием, "но
в них не было Огня", т.е. разума.
О чем же говорится в этих доктринах дальше,
что ждет человека? Будущее развитие человека
будет происходить за счет развития высшего
чувствования, но это не будет возврат
к состоянию, когда люди были лишены разума.
История повторится в новом аспекте - гармоничное
сочетание чувственного и рационального
метода. Человек задействует второй уровень
мышления - интуитивное мышление. Становиться
видна метафизическая взаимосвязь между
чувственным и рациональным методами,
описываемая "магической" формулой
"все возвращается на круги своя".
Иными словами
как процесс рационального познания, так
и процесс чувственного познания способны
существовать отдельно друг от друга.
Большинство тайных философских доктрин,
в основном восточного происхождения,
гласит о том, что для своего развития
человек должен установить равновесие
между чувственным - интуитивным познанием
и рациональным познанием, тогда для него
откроются новые просторы для исследований.
Познание человеком мира представляет собой сложный процесс, и переход от чувств к разуму как в историческом процессе, так и в любом познавательном акте не может быть понят вне диалектики. Это означает, во-первых, признание перерыва постепенности, качественного скачка при переходе от ощущения к мысли не только в процессе становления человеческого общества на основе трудовой деятельности, но и в любом отдельном акте познания; во-вторых, это означает единство чувств и разума как противоположностей единого целого – человеческого познания, которые не только не существуют друг без друга, но и взаимопроникают друг в друга. Если чувственное познание выступает как знание непосредственное, то знание в форме понятий, знание логическое является опосредованным, ибо, как доказал еще И. Кант, иначе, как через посредство чувств, разум с вещами соприкасаться не может. В результате "опосредования" происходит "выделение" общего из чувственных восприятий (из единичного). Основной формой рационального познания является понятие, которое есть результат двух диалектически связанных операций: выделения общего в ряду сходных по тому или иному признаку объектов и отъединения, абстрагирования от других признаков, то есть понятия одновременно являются общими и абстрактными, будучи в то же время и существенными. Таким образом, понятие берет общее и существенное, то, что обеспечивает его бытие как определенную данность. На основе понятий формируются более сложные формы абстрактного мышления – суждения и умозаключения. Так как абстрактное мышление отстоит дальше от действительного мира, чем чувственное познание, то оно содержит в себе в большей степени возможность отлета от действительности. Но, с другой стороны, благодаря тому, что мышление дает знание общего о вещах и процессах, оно позволяет гораздо глубже познать мир, сущность вещей его составляющих, законы его развития. Однако, при рассмотрении диалектики чувственного и рационального важно иметь в виду и другое: творческие моменты в чувственном познании.
Все аспекты взаимосвязи чувственного и рационального в познании могут быть поняты как следствие их взаимопроникновения, сплетения, взаимодействия на базе практической деятельности. В практике мыслительный и чувственно-предметный моменты слиты, поскольку она одновременно есть предметная, чувственная и духовная деятельность.
1. Вишневский М.И. Философия.,2008г.,480 с.
2. Алексеев П.В., Панин А.В.Философия 2005г., 608 с.
3. Миронов В.В. Философия.,2005г.,889 с.
4. Балашов Л.Е. Философия ., 2009г., 686 с.
Информация о работе Диалектика чувственного и рационального познания