Диалектика Гегеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 10:12, статья

Описание

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

Работа состоит из  1 файл

Диалектика Гегеля.docx

— 21.07 Кб (Скачать документ)

Диалектика Гегеля

Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). Георг Вильгельм Фридрих  Гегель родился 27 августа 1770 г. в городе Штудгарте в семье крупного чиновника. Получив в местной гимназии первоначальное образование 1788 г. был зачислен в число студентов теологического института в Тюбингене. По окончании, с 1797 г. работал домашним учителем, далее служил директором гимназии Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель - профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. - Берлинского, где некоторое время был и его ректором.

Творчество Гегеля считается  вершиной классической немецкой философии. Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в  беспрерывном развитии.

Он открыл и обосновал  с позиции объективного идеализма  основные законы и категории диалектики.

Исходное положение философии  Гегеля: тождество бытия и мышления, то есть понимание реального мира как проявление идеи. Его философская  система строится на понятии «абсолютная  идея». Абсолютная идея есть результат  логического процесса самореализации Мирового духа (Разума), выраженного  через систему философских категорий.

Мировой дух является субстанцией  мира, его основой и сущностью. Дух обнаруживает себя через внешнее  бытие предметов и явлений. Первой ступенью самореализации духа является природа. Вторая ступень – это  формирование сознания и его проявление в деятельности человека, то есть в  истории. Это ступень пробуждения  духа, осознания духом самого себя. Этому процессу соответствуют три  формы развития духа:

1) субъективный дух;

2) объективный дух;

3) абсолютный дух.

Субъективный дух –  это этап формирования индивидуального  сознания. Когда субъективный дух  достигает зрелости, он выходит за пределы индивидуального существования, то есть объективируется.

Объективный дух проявляется  в общественных формах деятельности, в истории. Когда человечество путем  совершенствования своего сознания и общественных форм жизни достигает  абсолютной свободы, тогда наступает  освобождение духа. Дух становится абсолютным. На этой ступени человек  познает свою духовную сущность: понимает, что он – проявление духа. Ему  открывается абсолютное знание мира, знание истины мира, то есть абсолютной идеи, как единой и единственной реальности. Абсолютная идея проходит три этапа в своем развитии:

1)развитие идеи в собственном  лоне, в «стихии чистого мышления»,  где идея раскрывает свое содержание  в системе взаимосвязанных логических  категорий. Это этап логики;

2) развитие идеи в форме инобытия, то есть форме природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную сущность(пространство, время, движение). Это этап философии природы;

3) развитие идеи в мышлении и в истории (в духе) – этап философии духа. Абсолютная идея возвращается к самой себе.

 

Гегель обосновал  основные диалектические законы развития:

1. Закон взаимопроникновения противоположностей  вскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположности, противоречия.

Тождество – категория  выражающая равенство объекта самому себе или нескольких объектов друг другу. Различие – это категория, выражающая отношение неравенства объекта самому себе или объектов друг другу. Противоположности – это категория, отражающая взаимоотношения таких сторон объекта или объектов друг с другом, которые коренным образом отличаются друг от друга. Противоречие – это процесс взаимопроникновения и взаимоотрицания противоположностей.

Категория противоречия является центральной в данном законе. При  раскрытии действия этого закона, прежде всего,  Гегель подчеркивал  существование связи и взаимодействия между противоположностями. Он доказывал, что истинные действительные противоположности  постоянно находятся в состоянии  взаимопроникновения, что они представляют собой движущиеся, взаимосвязанные  и взаимодействующие тенденции  и моменты. Неразрывная взаимосвязь  и взаимопроникновение противоположностей выражаются в том, что каждая их них, в качестве своей противоположности, имеет не просто некую иную, а  свою иную противоположность и существует как таковая лишь постольку, поскольку  существует эта ее противоположность.

2. Закон перехода количественных изменений в качественные  описывает механизм саморазвития.

Показывая переход количества в качество, Гегель обращал внимание на обратный процесс, выраженный этим законом, а именно, на переход качества в количество. Эти взаимопереходы Гегель рассматривал как бесконечный процесс, который, по его мнению, состоит в том, что количество, переходя в качество, отнюдь не отрицает качества вообще, но отрицает лишь данное определение качество, место которого одновременно занимает другое качество. Это вновь образованное качество означает новую меру, то есть новое конкретное единство качества и количества, которое делает возможным дальнейшее количественное изменение нового качества и переход количества в качество.

 

3. Закон отрицания отрицания отражает, по Гегелю, общий результат и направленность процесса развития.

Всяческое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного  состояния в другое. Однако, отрицание, по Гегелю, не просто уничтожение старого  новым. Она обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа  проявляется в том, что отрицание  представляет собой единство трех основных моментов: 1) преодоление старого; 2) преемственность в развитии; 3) утверждение  нового.

 

Заключение

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление  о том, что источник всякого развития - как природы, так и общества, и человеческого мышления - заключен в саморазвитии понятия, а значит имеет логическую, духовную природу. Согласно Гегелю, ”только в понятии истина обладает стихией своего существования”, и поэтому диалектика понятий определяет собой диалектику вещей - процессов в природе и обществе. Диалектика вещей, по Гегелю, есть, отраженная, ”отчужденная”, ”овнешненная” форма подлинной диалектики, присущей ”только жизни понятия”, или, иначе говоря, жизни бога, как он существует сам по себе, как бы в его мышлении. Сам бог мыслится Гегелем не как личный бог христианской религии, а как безличный процесс самодвижения понятия, с неуклонной необходимостью развивающего свои определения в диалектическом процессе - через развертывание исходного противоречия и его последующее преодоление.

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

    1. Лосский Н.О. История русской философии. - М.:Высшая школа, 2006,890 с.
    2. Плотковский.А. А. Учение Гегеля о праве и государстве М.:ИНФРА-М,2007, 190 с.
    3. «Философия истории Гегеля». А. М. Каримский, М…, 1988

Информация о работе Диалектика Гегеля