Диалектика и метафизика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:53, реферат

Описание

Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя диалектикой - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы «диалектикой» называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научных доказательств, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно.

Содержание

Введение 3
1. Диалектика и метафизика 5
2. Историческое развитие диалектики как метода познания .8
3. Диалектика марксизма и Гегеля 11
Заключение 15
Список использованной литературы 17

Работа состоит из  1 файл

«Диалектика и метафизика» в философии.doc

— 111.00 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство  по образованию

Всероссийский заочный  финансово-экономический институт

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по философии

На тему «Диалектика  и метафизика».

 

 

 

                      

                                              Выполнила: Бугреева Кристина

                                     Специальность: МО  2 курс

                                                   № зачетной книжки: 08MMБ02748

                                    Проверила: Захарова И.И.

 

 

 

                                                                                         

 

 

Пенза 2009 год

Содержание работы

 

 

Введение

 

Диалектика (греч. — искусство вести  беседу)— теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Термин «ДИАЛЕКТИКА» в истории философии употребляется в различных значениях. Сократ рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим.

Софисты придали термину «диалектика» дурной оттенок, называя диалектикой - искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы «диалектикой» называли искусство спора (Платон, Софист, 253ДЕ). Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научных доказательств, диалектические, применяемые в споре, и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Скотт называл «диалектикой», особое учение о сущем, Абеляр — искусство различения истины и лжи, термин «диалектика» употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектика подразумевали искусство дискутирования.

В философии Канта диалектикой  называется логика видимости, которая  не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой.

По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются отдиалектика свойства пред- мета независимо друг от друга. Догматическая философия держится односторонних определений рассудка и исключает противоположные им определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

Открытые Гегелем и мистифицированные  им законы диалектики были заново выведены К.Марксом и Ф.Энгельсом из социальной и природной действительности. Было доказано, что «…в природе сквозь хаос бесчисленных изменений пробивают себе путь те же диалектические законы движения, которые и в истории господствуют над кажущейся случайностью событий…».

 

1. Диалектика и метафизика

 

Слово «диалектика» впервые применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). ОН обозначал  им свой метод философствования, который  по сути является искусством. В споре  вскрываются внутренние противоречия в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины.

Но еще ранее, до появления слова  «диалектика» и понимания ее как  метода философии, складывалась диалектическая теория в философии. Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котором происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе, противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» подчеркивая всеобщность изменений. Источником изменений является борьба, «война». Но поскольку космос мыслится как завершенный и единый то противоположности перетекают друг в друга (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир) без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: «Добро и зло - одно и тоже»

Оппозицией Гераклиту стали  взгляды Парменида и Зенона, которые  обосновывали невозможность движения и изменения в виду их абсурдности. «Ахиллес никогда не догонит черепаху», утверждал Зенон. Но и этим своим  парадоксом в отрицательной форме  поставил вопрос о диалектической природе движения.

Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял  диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно.

Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы.

Как искусство спора диалектика развивается в средние века. Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику, которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой.

В новое время  идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарт утверждал, что природа развивается самостоятельно, порождая новые формы, ему вторит Спиноза в своем учении о субстанции. Лейбниц учил о непрерывности развития, о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе.

В философии Канта  диалектика апеллирует уже не кпредметам, а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении  солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое по своей природе возможно диалектикой разума.

Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и  Шеллинга.

Развернутую систему  диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира.

Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым.

К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико-материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошлого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали, а не по прямой линии, как «перерывы постепенности», превращения количества в качество, внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина, которые абсолютизировали элемент борьбы, отрицания, скачки взрывного характера - революции.

Наряду с такой  концепцией возможна и иная интерпретация  диалектики - гуманистическая. Превращая  людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека.

Наряду с диалектикой  существовали другие методы мышления: это - софистика, эклектика, метафизика, дот манизм

Софистика как совокупность видов аргументации, в использовании правил логики приводила к псевдо-истине, поскольку софизм - преднамеренное нарушение правил логики для доказательства не истинного, а желаемого. Но в движении познания софистика способствует выявлению проблемы логического противоречия системы знаний.

Эклектика - есть механическое соединение фактов и формулировок, элементов, относящихся к разным сторонам объекта, что ведет к ложному отражению мира. Эклектики подменяют логическое основание сообразное поставленной целью. Сегодня эклектика применяется в рекламе, в средствах массовой информации.

Метафизика - способ мышления противоположный диалектическому. Как метод она имеет ряд принципов:

  1. Объекты рассматриваются вне связи друг с другом.
  2. Признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественного, но не качественного.
  3. Истина абсолютна, застывшая, конечная она не есть процесс.

 Долгое время метафизика  обслуживала теологию, потом понималась  как анти-диалектика.

 Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические подтверждения гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) выдвинули концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (равного самому себе) бытия. Мыслители же более поздних эпох вносили в нее новые моменты. В XVII – XVIII веках метафизический способ мышления был правомерным и необходимым. Это было обусловлено потребностью в предварительном исследовании самих предметов как таковых в их устойчивости, неизменности, вне их взаимосвязи, с тем, чтобы затем систематически изучать происходящие с ними изменения.

 Развитие естествознания в  XIX веке показало полную несостоятельность метафизики. В ХХ веке было бы абсурдно отвергать всеобщую связь явлений, их развитие. Возникает новая метафизика, сосредоточившая свои усилия на поисках различных вариантов истолкования, интерпретации развития. Оно стало рассматриваться как монотонный процесс, имеющий строго линейную направленность или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумма, связь состояний покоя.

С точки зрения соответствия содержания науки конца ХХ века и исторической практике человечества материалистическая диалектика наиболее предпочтительна, диалектический материализм определяет диалектику как учение о развитии природы, общества и мышления, то есть о развитии его наиболее полном и глубоком виде. Диалектика предметов, процессов окружающего мира, природы и общества является объективной, отражение в сознании объективной диалектики превращает ее в субъективную, диалектику познания мира и диалектику мира и диалектику мышления. Таким образом субъективная диалектика вторична, она совпадает с объективной по содержанию, но различна по форме.

Такое понимание диалектики делает ее наукой, в которой совпадают:

  1. Диалектика бытия - становящаяся теорией развития мира на уровне природных проявлений и общественного бытия.
  2. Диалектика отраженного мира в двух формах - диалектика как теория познания, раскрывающая как достигаются знания и диалектика как логика, раскрывающая законы диалектического мышления.

Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы.

Принцип - наиболее общая идея, итог познания объективных закономерностей, вокруг которой формируется теория. Основные принципы диалектики:

  • принцип всеобщей связи;
  • принцип развития;
  • принципы историзма, причинности, системности.

2. Историческое развитие  диалектики как метода познания

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

Диалектика античности (наиболее яркий  представитель — Гераклит и досократики).

Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII — первой половины XIX в. (И. Кант, Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель).

Материалистическая диалектика (К. Маркс, Ф. Энгельс, философы советской  школы Э. Ильенков, Готт В. С. и др.)

В более узком смысле диалектика — название гносеологического метода (методологического принципа познания), который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез». Следуя этому методу, вначале познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются им как тезис. Затем процесс познания продолжается формированием антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису. Только после этого субъект переходит к рассмотрению и познанию взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Процесс может повториться на метауровне, когда синтез рассматривается, как тезис более высокого уровня. Таким образом постигается истина.

Информация о работе Диалектика и метафизика