Диалектика количественных и качественных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 15:20, реферат

Описание

Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь». Даосы в свою очередь размышляли о Дао — основном законе природы и естественном пути вещей, приходя к заключению, что развитие происходит через противоположность и по кругу, мало завися от каких-либо субъектов. В основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н. э., в дополнение к учению о 5 стихиях или первоосновах — воды, огня, металла, дерева и земли, полярных силах инь и ян, представлению о ци, как о первоматерии, — появилось

Работа состоит из  1 файл

Диалектика количественных и качественных изменений.docx

— 30.63 Кб (Скачать документ)

Диалектика  количественных и  качественных изменений

1. Введение. История. Диалектика Гегеля 
Первые философские построения, возведённые в ранг законов различными философскими школами, возникли на заре развития философии и науки вообще. Например, в древнем Китае конфуцианцы, занимающиеся проблемой государства и этикой, полагали, что судьба человека предопределяется небесами согласно закону «жэнь». Даосы в свою очередь размышляли о Дао — основном законе природы и естественном пути вещей, приходя к заключению, что развитие происходит через противоположность и по кругу, мало завися от каких-либо субъектов. В основе многочисленных натурфилософских концепций, начиная с III века до н. э., в дополнение к учению о 5 стихиях или первоосновах — воды, огня, металла, дерева и земли, полярных силах инь и ян, представлению о ци, как о первоматерии, — появилось представление о ли, как о законе, принципе, нормативном начале, разумной творческой силе, находящемся в противоречии с ци. По своей сущности указанные законы ближе к принципам, чем к философским законам в их современном понимании.

Законы, связанные с метафизической логикой

Логика является одним из разделов философии и  начала развиваться одной из первых, являясь востребованной по мере развития языка. Аксиомы метафизической логики полагаются законами и являются основой так называемой формальной логики. К ним относятся закон достаточного основания (мысль является истинной, если она имеет достаточное основание), и закон тождества, сформулированный ещё Парменидом. У Аристотеля можно найти закон исключённого третьего (A или не-А истинно, третьего не дано), и закон противоречия (из двух несовместимых друг с другом суждений по крайней мере одно ложно).

В формальной логике производятся операции над утверждениями, осуществляется доказательство, делаются выводы и обобщения. Законы логики относятся  к области мышления, операций над  объектами отражённой действительности, и во многом определяются свойствами самих мыслящих субъектов.Ценнейшим приобретением философии Гегеля была диалектика, изложенная наиболее полно в «Науке логике». В этом произведении Гегель дал анализ важнейших законов и категорий диалектики, обосновал тезис о единстве диалектики, логики и теории познания, создал первую в истории мысли развернутую систему диалектической логики. 
Диалектический метод встречался в философии и до Гегеля. Первоначально термин «Диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался преимущественно в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности (учение о развитии Гераклита, Зенона, Канта). Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую совершенную форму.  
Центральное место в диалектике Гегеля занимает категория противоречия как единство взаимоисключающих и одновременно взаимопредполагающих противоположностей. Противоречие понимается здесь как мотор, внутренний импульс развития духа вообще. Движение это восходит от абстрактного к конкретному, ко всему более полному, истинному результату.  
С помощью созданного им диалектического метода Гегель критически переосмысливает все сферы современной ему культуры. На этом пути он всюду открывает напряженную диалектику, процесс постоянного отрицания каждого понятного, достигнутого состояния духа следующим, вызывающим в его недрах состоянием в виде конкретного ему противоречия. Гегель характеризовал диалектику как движущую душу истинного познания, как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

 Заслуга Гегеля, по сравнению с его предшественниками,  состоит в том, что он дал  обобщенный диалектический анализ  всех важнейших категорий философии  и сформулировал три основных закона диалектики – закон перехода количественных изменений в качественные, закон взаимопроникновения противоположностей и закон отрицания отрицания.

2. Законы философии                                                                                                                     Являются концентрированным содержанием развитой философской системы. Они отражают степень зрелости философии и возможность достоверного отражения ею действительности, как степень соответствия принятых постулатов и вытекающих из них следствий. Не в каждой современной философской системе присутствуют философские законы, в некоторых философских построениях ввиду отсутствия адекватной философской логики ограничиваются только принципами.

Под законом в философии  понимается обобщённое отражение объективных  связей и отношений  вещей, позволяющее  описать существенные, повторяющиеся при  определённых условиях свойства явлений  и процессов.

 Философские  законы отличаются тем, что  они применимы к объектам и  носителям любого вида, а потому  действительны в каждой конкретной  науке. Общность и универсальность законов философии вытекает из способа их построения — они формулируются с использованием философских категорий, являющихся самыми общими единичными понятиями человеческого мышления.

 

 Законы  диалектической философии

Диалектическая  логика является логикой полярных противоречий — всё сущее необходимо разделять на две противоположные части, описываемые категориями, и затем рассматривать их борьбу и взаимопереходы. В рамках диалектической логики, когда диалектику одновременно полагают ещё и теорией развития, было получено три закона. Считается, что основным из них является закон единства и борьбы противоположностей, в формулировке из  этот закон имеет следующий вид:

  • 1) (единства и борьбы противоположностей) «Движение и развитие в природе, обществе и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу». (см. также Антагонизм)

В диалектике также  имеется закон перехода количества в качество, объясняющий один из возможных способов возникновения  нового качества:

  • 2) (взаимного перехода количественных и качественных изменений) «Развитие осуществляется путём накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к нарушению его меры (стабильного состояния) и скачкообразному превращению в качественно новый предмет».

Закон отрицания  отрицания раскрывает диалектику старого и нового:

  • 3) (отрицания отрицания) «Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в поступательном движении происходит возврат назад, в новом повторяются черты старого».

В отношении  последнего закона можно также сказать, что преемственность развития осуществляется таким образом, что после второго  последовательного отрицания старого  новым новое включает в себя старое в снятом, преобразованном на другой основе виде. Первые два закона были подробно разобраны Георгом Вильгельмом  Фридрихом Гегелем (1770—1831), [3] а третий — закон отрицания отрицания — служил Гегелю для построения основ философской системы.

Видно, что благодаря  диалектической логике в философии  появились законы, имеющие объективное  и онтологическое значение, описывающие  сущностные основы мира, его первоначала, в их движении и развитии. Данные законы основаны на научном мировоззрении  и не затрагивают те области, на которые  претендуют религиозное или мистическое  мировоззрения.

Закон единства и борьбы противоположностей

Закон единства и борьбы противоположностей — всеобщий закон действительности и её познания человеческим мышлением, выражающий суть, «ядро» материалистической диалектики. Каждый объект заключает в себе противоположности. Под противоположностями диалектический материализм понимает такие моменты, «стороны» и т. п., которые находятся  в неразрывном единстве, взаимоисключают друг друга, причем не только в разных, но и в одном и том же отношении, то есть взаимопроникают.

Нет противоположностей без их единства, нет единства без  противоположностей. Единство противоположностей относительно, временно, борьба противоположностей абсолютна. Этот закон объясняет  объективный внутренний «источник» всякого движения, не прибегая ни к  каким посторонним силам, позволяет  понять движение как самодвижение. Он раскрывает конкретное единство многообразия именно как конкретное, а не мертвое  тождество. Диалектическое мышление не рассекает целое, абстрактно разделяя крайности, а, напротив, осваивает целое  как органическое, как систему, в  которой противоположности взаимно  проникают, обусловливая весь процесс  развития. Тем самым воспроизводится  конкретная целостность и развитие предмета «в логике понятий». В этом законе наиболее концентрированно выражается противоположность диалектического мышления рассудочно-метафизическому, которое толкует «источник» движения лишь как отличный от самого движения и внешний для него, а единство — как существующее рядом с многообразием.

Метафизика толкает  на путь подмены движения и конкретного  единства многообразия описанием внешних  результатов движения и лишь внешне сопоставленных сторон предмета. Вся  история диалектики есть история  борьбы вокруг этих проблем, попыток  их решения.

Диалектическое  противоречие в познании не сводится к столкновению тезиса и антитезиса. Оно заключается в движении к  его разрешению. Понять диалектическое противоречие — значит понять, как  оно развивается и разрешается. Разрешение его отнюдь не сводится к простому устранению путаных формально-логических противоречий в рассуждении. Адекватно  сформулировать диалектическое противоречие внутри теории можно лишь в творческом процессе восхождения от абстрактного к конкретному (Абстрактное и конкретное). Поэтому развернутое изложение теории не может быть втиснуто в рамки единственной «непротиворечивой системы». Процесс развития осуществляется через столкновение как внутренних, так и внешних противоположностей. Диалектика рассматривает внешние противоположности не как изначально различные сущности, а как результат раздвоения единого, в конечном счете как производные от внутренних. Марксистское учение об общественном развитии построено на применении данного закона, на исследовании противоречий общества, оно обосновывает тезис о борьбе классов как движущей силе развития классового общества и делает из него свои выводы.

Всякий общественный строй есть закономерный результат  развертывания и разрешения путем  социальной революции противоречий предшествовавшего ему общественного  строя. Противоречия и формы их разрешения многообразны. Марксизм утверждает, что  социализм тоже развивается путем  противоречий, но они носят специфический  характер (антагонистические и неантагонистические  противоречия). Категория диалектического  противоречия имеет важное методологическое значение и для современного естествознания, которое все чаще сталкивается с  противоречивой природой объектов.

Для современного состояния науки характерно замалчивание диалектики одновременно с существенным развитием и конкретизацией её идей под другими названиями. Замалчивание представляется отголоском идеологической борьбы между марксизмом-ленинизмом и философией «открытого общества»  в ХХ веке и, вероятно, имеет преходящий характер. Это полностью относится  к успехам, изложенным далее, а также  в разделе «Закон отрицания отрицания».

Диалектический  подход помог установить, что эволюция происходит на всех уровнях материи, включая неживую природу. При  этом современные разработки принципа борьбы противоположностей показали универсальность  движущих сил эволюции. Как упоминалось  выше, движущей силой биологической  эволюции является борьба противоположностей: наследственности и изменчивости. Аналогичные  противоположности реализуются  и на других уровнях эволюции, поэтому  содержание этих понятий было существенно расширено.

Изменчивость обеспечивает многообразие, она реализуется через случайность в условиях неопределённости. Это турбулентность и броуновское движение (в неживой природе), мутации (в биологии), конфликты (в обществе). Наследственность обусловливает способность сохранять свои особенности, зависимость будущего от прошлого. Таким образом, речь идёт о постижении общего характера движущих сил (противоположностей) на всех уровнях эволюции, от элементарных частиц до общества, включая технику и культуру.

 
Закон перехода количественных изменений  в качественные описывает механизм саморазвития. Гегель дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи. Качество Гегель характеризовал как тождественную с бытием внутреннюю определенность. Количество определял как внешнюю для бытия определенность. Непосредственное конкретное единство качества и количества, качественно определенное количество Гегель выражал в категории меры. Мера – это не просто указатель на единство качества и количества в виде их связи друг с другом, но и указание на определенное соответствие их друг другу. 
2. Понятие Качества, Свойства и Состояния 
Зададим себе вопрос: отличается ли вещь чем – либо от другой вещи или ничем не отличается? Если данная вещь для нас ничем не отличается от всякой другой, то тогда невозможно говорить и о нашем познании этой вещи. Если мы знаем, что такое данная вещь, то, следовательно она есть для нас нечто, а если нечто, то нечто определенное, а если нечто определенное, то, значит, определенная совокупность тех или иных свойств. Совокупность всех свойств в их целостности и есть качество. Ясно, что если мы не воспринимаем вещь как нечто целое, то мы не в состоянии отличить ее от другой вещи. Поэтому, если мы действительно познаем нечто, то мы, следовательно, обладаем и знанием качества этого нечто, то есть определенности, выделенной выделенной из окружающего фона. Качество вещи есть указание на совокупность ее свойств, на ее состав и построение, а также на функциональное назначение как во взаимодейситвии с другими вещами, так и с познающим субъектом. Иными словами, качество вещи есть нечто существенное для ее познания, для ее практического применения и изготовления. Оно есть то, что дает возможность отличать одну вещь от другой, а следовательно, и отождествлять, противополагать, сравнивать, объединять, разъединять и вообще конструировать вещи не только в бытии, на практике, но и в сознании. Путем оперирования категорией качества мы производим как бы накладывание одного объекта на другой, что выступает средством отождествления какого – либо объекта с ним самим и дает возможность узнать, что данный объект есть именно это, а не что – либо другое. 
Качество объекта обнаруживается, таким образом, в совокупности его свойств, которые как – то структурно упорядочены: оно есть как бы пучок свойств. С гносеологической точки зрения свойство – первичное и далее неразложимое образование, соотнесенное со столь же элементарным познавательным феноменом – ощущением, а в сложных случаях – с понятием, если оно недоступно ощущающей способности субъекта. Свойства познаются через взаимодействие объектов друг с другом и с субъектом. Свойство, таким образом, есть способ проявления определенной стороны объекта по отношению к другим объектам, с которыми он вступает во взаимодействие. Оно есть именно то, посредством чего нечто проявляет для другого свое специфическое бытие. 
Свойства проявляются с разной степенью интенсивности, что характеризует состояние системы. Состояние относится к устойчивому проявлению данного свойства в его динамике. Своими свойствами объект обращен вовне, а состоянием – прежде всего внутрь себя. Свойства, состояния, функции и связи образуют качественные признаки объекта. 
Теперь на основе того, что такое свойство и состояние можно подойти к более полному определению качества предмета. Качество представляет собой целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости. 
Способ проявления качества данного предмета при его воздействии на другой предмет существенно зависит от качественного состояния последнего. Так, искра, упавшая на пороховой склад, неизмеримо более опасна, чем та же искра, упавшая на сырую землю. Но способ проявления качества того или иного предмета зависит также и от условий взаимодействия с другим предметом. Под воздействием условий сами взаимодействующие предметы меняют свое качественное состояние. Свойства не только проявляются, но могут и видоизменяться, и даже формироваться в своих отношениях. 
Всякое свойство или качество предмета, взаимодействующего с другими предметами, выступает как относительное: по отношению к дереву сталь тверда, а по отношению к алмазу – мягка. Любое качественное состояние объекта относительно. Под воздействием различных условий одно качественное состояние может исчезать, но оно исчезает не иначе как превращаясь в другое. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств, так и никакой объект не растворяется в своих свойствах, но он есть их носитель. Чем на более высоком высоком уровне организации материи находится объект, тем большим числом качеств и свойств он обладает. 
3. Понятие Количества и Меры 
Каждая совокупность однородных предметов есть некоторое множество. Если оно конечно, то его можно сосчитать. Количественно сравниваться могут и качественно однородные вещи, и качественно различные в каком – то отношении, но сходные в иных отношениях: скажем по весу, твердости, а также путем деления объекта на части. Следовательно, то или другое количество есть множество, если его можно сосчитать, и величина, если ее можно измерить. Количество выражает внешнее, формальное взаимоотношение предметов, их частей, свойств, связей: число, величину, объем, множество, класс, степень проявления того или иного свойства. Понятие числа, величины, фигуры и т.п. суть стороны или моменты категории количества. 
С целью установления количественной определенности предмета мы сравниваем составляющие его элементы – пространственные размеры, скорость изменения, степень развития – с определенным эталоном как единицей счета и измерения. Чем сложнее явление, тем труднее подвергнуть его изучению с помощью количественных методов. Не случайно поэтому процесс познания реального мира как исторически, так и логически совершается таким образом, что познание качества предшествует познанию количественных отношений. Познание количественной стороны системы есть ступень к углублению знания всей системы. Прежде чем считать, человек должен знать что он считает. Наука движется от общих качественных оценок и описаний явлений к установлению точных количественных закономерностей. 
Основой количественного мышления является объективная дискретность, расчлененность вещей и процессов. Количество выражается числом, заключающим два основных смысла: меру общности, однопорядковости элементов дискретности при их сополагании друг другу и раздельности (реальной или мысленной) объекта, его свойств и отношений на однородные элементы, относительно независимые от его качества. Всякое число есть относительно самостоятельная, цельная собранность некоторого множества, или раздельное единство количества. При этом количество нетождественно числу – одно и то же количество как величина может выражаться в разных масштабах измерения, а поэтому и в разных числах. Число есть мысленная форма освоения количественной определенности объекта. 
Любое качество выражается в специфической для него системе количественных характеристик. Известно, что количество и качество выступают как нечто раздельное лишь в абстракции, реально же они разные характеристики определенных реалий, существуют и тяготеют друг к другу, пребывая в нерасторжимом единстве, образующем их меру. 
Уже Августин утверждал, что мера – это количественная граница данного качества, это то, больше чего или меньше чего оно не может быть. Категория меры была была одной из основных для философов древности, о чем бы они ни рассуждали. Идеей меры проникнута вся история философии со времен античности. 
Мера выступает как третий член, связующий качество и количество в единое целое. Например, атомы разных химических элементов только тем и отличаются друг от друга, что в их ядрах заключено разное количество протонов. Достаточно изменить число протонов в ядре, как один элемент превратится в другой. 
Но мало сказать, что мера – единство качества и количества, а также что она – граница, в которой качество проявляется в своей определенности. Мера глубочайшим образом связана с сущностью, с законом, закономерностью. Мера – это зона в пределах которой данное качество модифицируется, варьируется в силу изменения количества и отдельных несущественных свойств, сохраняя при этом свои существенные фарактеристики. 
4. Взаимный переход количественных и качественных изменений 
Путь развития в природе, обществе и сознании – отнюдь не прямая линия. Ее изгибы – это как бы узлы, завязывающие все новые и новые закономерности, «права» которых простираются от одного узла к другому: это «узловатая линия мер» (Гегель). Границы этих мер далеко не всегда четко фиксированы, а порой и условны. 
Процесс развития сочетает в себе единство непрерывного и прерывного. Непрерывные изменения, т.е. постепенные количественные изменения, и неразрывно связанные с ними изменения отдельных свойств в рамках данного качества обозначаются понятием эволюция. Однако в более широком смысле это понятие применяется для обозначения развития систем, имеющих глобальный характер, например эволюция звезд, эволюция растительного и животного царств, а также самого человека. 
Непрерывность в развитии системы выражает ее относительную устойчивость, качественную определенность, а прерывность – ее переход в новое качество.  
Абсолютизация того или иного момента в развитии системы есть ошибка метафизики, отрицающей саму возможность развития. Утверждение только прерывности ведет к нарушению связи, взаимодействия, а утверждение обратного, то есть сплошной континуальности (непрерывности), исключает качественный переход. Системы развиваются ритмически и рождение чего то нового представляет собой процесс взаимопревращения количественных и качественных изменений. Основой этого процесса взаимопревращения выступает постепенное накопление количественных изменений в системе, а также постоянное качественное обновление ее структурных элементов. Существует многообразие количественных изменений. Это изменение и числа элементов объекта, и объема информации, и скорости движения, и степени проявления того или иного качества и т.п. Любое из этих количественных изменений ведет к появлению нового качества. 
Появление нового качества – это, по существу, появление нового предмета с новыми закономерностями жизни, с новой мерой, в которой заложена уже иная количественная определенность. При этом глубина качественных изменений может быть различной: она может как ограничиваться уровнем данной формы движения, так и выходить за его пределы. Процесс становления нового качественного состояния противоречив: он есть единство уничтожения и возникновения, бытия и небытия, отрицания и утверждения. Мера, выражающая единство количества и качества как применительно к предметам, для которых характерно простое превращение в пределах данного уровня организации системы, так и границам перехода с одного уровня организации системы на другой, является как бы межевым знаком процесса развития. 
Процесс коренного изменения качества, надлом старого и рождение нового есть скачок – линия, отделяющая одну меру от другой. Существуют разные типы скачков, определяемые и природой развивающейся системы, и условиями, в которых она развивается, т.е. внутренними и внешними факторами развития. Длительными во времени или постепенными скачками в развитии объективной реальности являются, например, возникновение жизни на Земле, происхождение человека и его сознания, образование новых видов животных и растений, возникновение и смена общественно – экономических формаций. Наряду с этим имеют место и скачки, протекающие в быстром темпе и бурно, так сказать, скачки со взрывом, для которых характерны резко выраженные границы перехода, высокая интенсивность, целостность перестройки всей системы, подъем ее на другой сущностный уровень как бы разом. Примером такого рода скачка является то, что произошло во Вселенной в результате Большого Взрыва. 
Исходя из природы качества как системы свойств, различают скачки единичные и общие. Единичные скачки связаны с появлением отдельных новых свойств, а общие – с преобразованием всей системы свойств, т.е. качества в целом. 
Особым видом скачка является социальая революция. Специфика ее заключается прежде всего в том, что она осуществляется сознательно и целенаправленно, воплощаясь в деятельности народных масс, социальных групп, классов, политических партий и их лидеров. Характер этой революции зависит от внутреннх и внешних условий развития социальной системы, от характера и остроты противоречий, напряжение которых делает невозможным существование общественной системы в ее старом качестве. 
5. Заключение 
Выражая объективно существующие процессы развития в их определенном аспекте, закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, описывая механизм саморазвития, имеет важный методологический смысл как в теории, так и на практике. Его действие обнаруживается не только в природе, в исследованиях природных объектов, но и в области общественной жизни, изменение которой происходит благодаря качественным изменением совокупностей жизненных факторов. 
 
Список использованной литературы. 
1. Невлева И.М. Философия. – М., 1998 
2. Радугин А.А. Философия. – М., 1995 
3. Спиркин А.Г. Основы философии. – М., 1988

Информация о работе Диалектика количественных и качественных изменений