Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 18:21, лекция
В течение докритического периода Кант разрабатывает проблемы естествознания: предлагает концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности, которая до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.
7. 1 И. Кант и начало немецкой классической философии
7.2 Философский идеализм Гегеля
7. 3 Антропологический материализм Л. Фейербаха
Курс лекций по философии
Тема 7. Диалектика мира и человека в немецкой классической философии
План
7. 1 И. Кант и начало
немецкой классической
7.2 Философский идеализм Гегеля
7. 3 Антропологический материализм Л. Фейербаха
Немецкая классическая философия (конец XVIII - начало XIX в.) - одно из самых мощных интеллектуальных течений в истории западной культуры. Ее можно рассматривать как последнюю фазу развития классического европейского философствования. Философия этого периода, стала качественно новым этапом развития философской мысли, включив в себя творчество Иммануила Канта, Иоганна Фихте, Фридриха Гегеля, Людвига Фейербаха и других философов. Для данного периода характерно стремление построить целостные системы философского знания. По этой причине немецкую классическую философию можно считать вершиной развития философской мысли вообще.
7.1 И. Кант и начало немецкой классической философии
ИММАНУИЛ КАНТ (1724—1804) — немецкий философ и ученый, родоначальник немецкой классической философии. Как правило, в философском творчестве Канта различают два периода — докритический и критический. Основная его работа докритического периода — “Всеобщая естественная история и теория неба” (1755).
В течение докритического периода Кант разрабатывает проблемы естествознания: предлагает концепцию происхождения Солнечной системы из гигантской газовой туманности, которая до сих пор является одной из фундаментальных идей в астрономии. Своими естественнонаучными работами Кант, по словам Энгельса, пробил брешь в метафизическом объяснении природы: он сделал попытку приложить принципы современного ему естествознания не только к строению Вселенной, но к истории ее возникновения и развития. Он, кроме того, выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения, а также идею о естественном происхождении человеческих рас.
Работы критического периода представлены его тремя основными (но не единственными) работами — “Критика чистого разума”, “Критика практического разума” и “Критика способности суждения”.
Разрабатывая в “Критике чистого разума” (1781) проблемы онтологии и теорию познания, Кант отчасти видел себя продолжателем философии Бэкона, который выступил с критикой схоластического разума и житейского рассудка, с требованием отбросить мертвые догмы и укоренившиеся предрассудки, проверять на опыте все положения, претендующие на истинность. Он считает необходимым преодолеть две мировоззренческие догмы в отношении проблемы познания — скептицизм и догматизм. Первые пребывают в сомнении относительно природы вещей, вторые на этот счет придерживаются четкого (“догматического”) взгляда. Кант предлагает третий путь — единственно здравый, по его мнению, — критический. Причем речь идет не о критике каких-либо книг и философских систем, а о критике самого разума, взятого в чистом виде, т. е. вне зависимости от какого бы то ни было опыта. Философ намерен изучить инструмент познания, прежде чем пустить его в дело.
Кант стремится ограничить претензии разума на “всепознаваемость”: наши знания о мире и реальность не всегда совпадают. Так, чувствуя боль от укола иголкой, мы воспринимаем боль, а не саму иголку. Вместе с тем боль как таковая не существует объективно. Таким образом, немецкий философ исходит из фатального различия между данными опыта и реальностью. Поэтому и следует подвергнуть разум критике, чему, и посвящена его первая из трех “Критик”.
Всякое знание, с точки зрения Канта, начинается с опыта, но не ограничивается им. Часть наших знаний порождается самой познавательной способностью и носит, по выражению философа, “априорный” (a priori — “доопытный”) характер. Эмпирическое знание единично, а потому случайно; априорное — всеобщее и необходимое.
Априоризм Канта следует отличать от декартовского учения о врожденных идеях. Во-первых, по Канту, доопытны только формы знания, а его содержание целиком поступает из опыта. Во-вторых, сами доопытные формы не являются врожденными, а имеют свою историю. Реальный смысл кантовского учения об априорных формах познания состоит в том, что индивид, приступающий к познанию, располагает определенными, сложившимися до него формами познания. Если посмотреть на знание с точки зрения его изначального происхождения, то весь его объем в конечном итоге взят из все расширяющегося опыта человечества.
Один
из уровней познания —
Кроме
чувственного познания и
Свою
философию Кант называет трансц
В “Критике практического разума” (1788) изложено кантовское учение о нравственности. Новаторство Канта заключалось здесь в идее об автономии нравственности применительно к поведению человека.
Кант
утверждает принципиальную
Природа человека заключается в его свободе. Но свобода понимается не как произвол и не как логическая конструкция, при которой из данной причины могут на равных правах проистекать различные действия. Нравственная свобода личности состоит в осознании и выполнении долга перед самим собой и другими людьми. “Свободная воля и воля, подчиненная нравственным законам, — это одно и тоже”, — утверждает Кант. Свобода человека возможна постольку, поскольку он — дитя двух миров. Принадлежность к чувственно воспринимаемому миру делает человека игрушкой внешней причинности, здесь он подчинен посторонним силам — законам природы и установлениям общества. Но как член ноуменального мира “вещей самих по себе” он наделен свободой. Эти два мира не антимиры, они взаимодействуют друг с другом.
Такая
раздвоенность человека
Нельзя
все правильно понимать, но неправильно
поступать. Следует определить
самого себя, проникнуться сознанием
морального долга, следовать
В “Критике способности суждения” (1790) Кант разрабатывает эстетическую (эстетика — наука о прекрасном) проблематику. В этой работе учение кантовского критицизма применяется, во-первых, к способности суждения о прекрасном и произведениях искусства, во-вторых, к способности суждения о целесообразности в природе, или о целесообразном строении организмов.
Чтобы определить, прекрасно нечто или нет, мы должны соотнести представление не с объектом посредством рассудка ради познавания, а с субъектом и его чувством удовольствия или неудовольствия посредством воображения. Суждение вкуса поэтому не есть познавательное суждение: стало быть, оно не логическое, а эстетическое суждение, под которым подразумевается то суждение, определяющее основание которого может быть только субъективным. Кант подчеркивает, что удовольствие, определяемое эстетическим суждением вкуса, свободно от всякого интереса. Суждение о предмете удовольствия может быть совершенно незаинтересованным и в то же время очень интересным, т. е., оно не основывается на интересе, но возбуждает интерес: таковы все чистые моральные суждения, но суждения вкуса сами по себе вовсе не обосновывают какого-либо интереса. Несмотря, однако, на все это различие между приятным и хорошим (первое то, что нравится внешним чувствам в ощущении, второе то, что нравится посредством разума через одно лишь понятие) они сходятся в том, что всегда связаны с заинтересованностью в своем предмете.
Суждение
вкуса, очищенное от
Из трех видов удовольствия, означающих, следовательно, три различных соотношения представлений с чувством удовольствия и неудовольствия, по отношению к которому мы отличаем друг от друга предметы или способы представления, первые два: приятное — то, что доставляет наслаждение, хорошее — то, что ценят, одобряют, является не эстетическими, т. к. в первом случае заинтересованы внешние чувства, во втором — заинтересован разум. И только третий вид удовольствия лишен всяческой заинтересованности — прекрасное — то, что только нравится и поэтому оно свободно, а, следовательно, и эстетическое. Кант дает определение прекрасного: “Вкус — есть способность судить о предмете или о способности представления на основании удовольствия или неудовольствия, свободного от всякого интереса. Предмет такого удовольствия называется прекрасным”.
Из данного
определения можно судить о
том, что суждение, свободное от
всякого интереса, содержит в
себе основания удовольствия
для каждого. В этом
Кроме онтологии,
теории познания, этики и эстетики,
Кант также разрабатывал и
социально-политические
Информация о работе Диалектика мира и человека в немецкой классической философии