Древнегреческая религия и мифология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 15:43, доклад

Описание

Целью моего доклада является ознакомление с особенностями древнегреческой религии. Исследуемые задачи включают в себя представления об окружающем мире жителей Древней Греции, взаимосвязь между древнегреческой мифологией и религией, а также критика их со стороны передовой древнегреческой философии.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………..2
1. Древнегреческая религия и мифология……………………………………………3
2. Три периода становления древнегреческой мифологии и религии ……………..7
3. Формы почитания богов в Древней Греции. Культовая сторона древнегреческой религии…………………………………………………………………………………10
4. Особенности древнегреческой религии…………………………………………..13
5. Список использованных материалов.……………………………………………..15

Работа состоит из  1 файл

Реферат_Древнегреческая_религия.docx

— 57.70 Кб (Скачать документ)

В доме у греков тоже могли быть возведены  алтари для приношения жертв и  устанавливаться статуи покровителей.  

Домашний  очаг считался священным, т. к. над ним покровительствовала Гестия и, при совершении бескровных жертвенных обрядов у очага, греки напрямую обращались только к этой богине.

На  пятый день жизни ребенка его  проносили вокруг очага, дабы попытаться оградить его от возможного зла. Похороны тоже проводились по  строго устоявшейся церемонии. Покойного мазали мазями и различными благовониями. Наряжали в белые одежды, с небольшой монетой во рту, которая предназначалась для Харона, который был перевозчиком мертвых. Изначально в Греции труп сжигался, но вскоре этот обычай был вытеснен традицией погребения тела в специальной гробнице или просто в   земле.

Одной и главных обязанностей греческих  жрецов было предсказание будущего. 

Многие  жрецы занимались исключительно  гаданиями по внутренностям принесенных в жертву животных и полетам обычных птиц. Жрецы-эфоры способны были предсказать будущее по изменениям неба, а пифайсты – по молнии.

Особой  привилегией у греков пользовались оракулы, в которых по преданию боги могли через жрецов дать ответы на любые вопросы, которые задаст человек. Особой известностью обладали оракулы в Додоне, Милете и Буре. Но самым главных оракулом античного мира, бесспорно, был оракул в Дельфах, который изначально был посвящен богам в древней Греции: Гее, после Фемиде и Аполлону.

В центре сооружения с оракулом находилась небольшая  расщелина, из которой наверх поднимались испарения в виде дыма. Над расщелиной укрепили треножник, на котором восседала предсказательница – пифия. Одурманенная лавром и многочисленными ядами, она впадала в состояние транса, и именно в этот момент боги открывали ей все тайны будущего. При оракуле находился большой штат жрецов, которые и сообщали известный смысл бессвязным изречениям Пифии. Дельфийский оракул всегда преследовал общегосударственные интересы.

Ответы  богов, данные на запросы целых городов, хранились в специальных архивах  в общественных, административных и  религиозных центрах городов - акрополях.

Как правило, пророчества этого оракула  были довольно туманны и, порой, двусмысленны. Так, например, Крез спросил у оракула, стоит ли ему нападать на Персидское царство, на что оракул ответил, что  если он нападет, то погибнет великое царство. Результатом этой войны стало падение и завоевание персами царства Креза, на что жрецы сказали, что не было точно сказано, какое царство падет. И посчитали предсказание оракула абсолютно точным.

Особой  формой  служения богам в древней Греции были различные спортивные состязания. Исторические представления греческого народа о божествах, как о существах, которые подобны людям, но более идеальных,  диктовало обычному народу  стремление в большей степени стараться быть на них похожими и добиваться совершенства своего тела. Существовало предание, что богам в древней Греции весьма довольны, когда видя людей, которые могут блеснуть своей силой и могучим здоровьем. Главным и самым известным состязанием античной Греции были, естественно, Олимпийские игры.

Они были установлены, по легенде, самим  Гераклом. Данные торжества носили ярко выраженный религиозный характер и были важны до такой степени, что на время Игр между всеми враждующими сторонами заключался беспрекословный мир. Стоит отметить, что и летоисчисление в античной Греции шло исключительно по олимпийским  годам, начиная с 776-го до нашей  эры. Олимпийские Игры, как и сейчас, проводились раз в четыре года в незабвенном городе Олимпия. Спортивные состязания посвящались исключительно богам в древней Греции, хотя покровителем этих мест был только Зевс. Спортивные состязания чередовались с  приношением жертв. Основным состязанием было пятиборье – прыжки, бег, борьба, метание диска и метание копья. Кроме того, проводились кулачные бои и состязания на колесницах. Победитель-олимпионик получал венок из лавра, посаженного, по преданию, самим Гераклом у храма Зевса в Олимпии, и мог выбить в свою честь монету, поставить статую.

Кроме Олимпиады, в то время проводились  и другие спортивные игры – Истмийские, Немейские и Пифийские.

 

 

4. Особенности древнегреческой религии

 

Обоготворение природы  и ее явлений.

Например, у греков божественное значение приписывалось рекам и источникам, которые олицетворялись в образе нимф; из нимф впоследствии выродились музы, которые у греков первоначально считались покровительницами пения. Особенно почитались у греков древесные нимфы, жилищем которых признавались некоторые священные деревья, поэтому они тщательно охранялись от порубок. Считается, что культ Деметры и Диониса возник из почитания священных растений.

 

Фетишизм.

Фетишизм проявлялся, например, в  поклонении камням. С течением времени  священные камни стали подвергаться обработке: отсюда возникли гермы (гермены) - четырехугольные столбики с вырезанной человеческой головой наверху, ставившиеся в честь бога Гермеса при дорогах и домах. А также - почитание ксоанов - деревянных чурбанов, обделанных под человеческую фигуру, которые также символизировали бога границ.

 

Культ животных.

Например, почитание священных  змей в Олимпии, Саламине и Афинах. Символом Афины считалась сова; Дионис изображался в виде быка или с бычьими рогами; Пан представлялся в образе козы. Зевс при своих любовных похождениях превращался то в быка, то в лебедя, то в муравья.

 

Хтонический культ 

Хтонический культ - почитание богов земли и тех благодетельных и зловредных сил, которые сокрыты в ней. В основе этого культа лежала мысль, что, с одной стороны, довольство и изобилие имеют своим источником присущие земле силы, от которых зависит земледелие и скотоводство, а с другой - в недрах земли скрыты страшные чудовища, вроде, Танатоса - бога смерти, Гадеса, пожирающего вместе со своими товарищами трупы умерших, мстительных Эринний, обвитых змеями и мстящих людям за тяжелые преступления и т.д.

 

Вера в духов (демонов), через которых боги оказывают  свое воздействие на мир и человека.

Греки верили, что у каждого человека существует свой демон, который определяет общий характер человека и созидает его счастье или несчастье. В народе верили, что зловредное влияние демонов может быть парализовано магическими действиями и заклинаниями.

 

 

Под богами греки понимали сущность вещи или явления.

Например, бог моря Посейдон символизировал собой сущность морской стихии. Каждый из богов несет ответственность лишь за то, что соответствует его сущности. Гелиос руководит движением солнца, Афина отвечает за практическую мудрость и справедливое суждение, Аполлон - за пророческое видение и музыкальное мастерство.

В VII в. главным богом становится Зевс Громовержец. Ему подчиняются  все другие божества. Место пребывания богов - гора Олимп. Другие боги: Артемида - богиня охоты, Афина Паллада - богиня законной войны и мудрости, Арес - бог войны ради войны, Афродита - богиня любви и красоты, Гефест - бог огня и кузнечного дела, Гермес - вестник богов и покровитель предпринимателей, Деметра - богиня земледелия, Гестия - богиня домашнего очага, Дионис - бог сил природы;

 

Культ предков.

По мнению греков, жизнь души не прекращается со смертью тела; человек  в существенных чертах оставался  в том же состоянии, в котором  он находился в момент смерти, вследствие чего он нуждался в условиях земного существования. Так как умерший мог по-прежнему охотиться, есть и спать, то в древности вместе с ним отправлялись в неведомый мир его повар и жена; так как и после смерти он одевался, для него сжигались одежды. В честь умерших устраивались особые празднества, в такие дни, когда покойники оставляют свое подземное жилище и бродят по земле, причиняя вред живущим; чтобы обезопасить себя от зловредного влияния этих теней, греки смазывали смолою дверные косяки и умилостивляли умерших жертвами, иногда человеческими. Впрочем, умершие начальники родов и племен часто изображались в образах благодетельных существ, продолжающих и после смерти заботиться о своих соплеменниках. Так возникнет культ героев в Древней Греции.

 

Фатализм.

Греки верили в Мойру, судьбу (лат. fatum), которая царит не только над  людьми, но и над богами. Олицетворенными  проявлениями Мойры в человеческой жизни у греков были три богини: Клато, прядущая нити человеческой жизни, Лахеза, распределяющая эти нити, и Атропа, перерезающая их.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных материалов

1. Зелинский Φ. Φ. Древнегреческая религия. П., 1918;

2. Альтман М. С. Греческая мифология, Л., 1937;

Сайты:

4. http://revolution.allbest.ru/culture/00249811_0.html

5. http://religere.ru/drevnegrecheskaya-religiya.html

 

 


Информация о работе Древнегреческая религия и мифология