Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 23:19, творческая работа
Работа в виде таблицы которая содержит все школы древнегречиских философов и их описание.
Школы и их представители | Учения и взгляды |
- Протогор - Горгий
|
«специалистами
по мудрости».
считал,
что мир таков, каким он представлен
в чувствах человека. Сочинение "О бытии"
заключало в себе полемику с учением элеатов. Это произведение,
по-видимому, читал неоплатоник Порфирий. Протагор заложил основы
научной грамматики через различение
видов предложений, родов существительного
и прилагательного, времен и наклонений
глаголов. Он занимался также проблемами
правильной речи. "Контроверсии"
произведение, в котором Протагор доказывал,
что "о каждой вещи существует два противоречащих
друг другу суждения", и никакие опровержения
вообще невозможны. древнегреческий софист, крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н. э. Основная мысль трактата — «Ничего не существует; но даже если нечто существует, то оно не познаваемо; но даже если и познаваемо — то необъяснимо для другого».Целиком сохранились лишь две речи, приписываемые Горгию, — «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда», написанные на сюжеты мифов о Троянской войне. |
Элеаты
- Парменид - Зенон - Ксенофан |
занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение. Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:
Знаменит
своими апориями, которыми он пытался
доказать невозможность движения, пространства и множества. Научные дискуссии,
вызванные этими парадоксальными рассуждениями,
существенно углубили понимание таких
фундаментальных понятий, как роль дискретного
и непрерывного в природе, адекватность
физического движения и его математической
модели и др Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов. одверг критике господствующие представления о множестве богов, которыми поэты и народная фантазия населили Олимп. По Ксенофану, мифология — продукт исключительно человеческого воображения. Истинный бог един, всевидящ, всеслышащ, всемогущ. Правит миром силой мысли без физического усилия. Не подобен смертным ни внутренне, ни внешне.
|
- Демокрит - Платон - Аристотель - Сократ |
Главным достижением развитие им учения Левкиппа об «атоме» — неделимой частице вещества, обладающей истинным бытием, не разрушающейся и не возникающей (атомистический материализм). Образовавшиеся соединения держатся вместе и таким образом производят возникновение сложных тел. Само же движение — свойство, естественно присущее атомам. Тела — это комбинации атомов. В первоначальном хаосе атомных движений в Великой Пустоте спонтанно образуется вихрь. Симметрия Великой Пустоты оказывается нарушенной внутри вихря, там возникает центр и периферия. Тяжелые тела, образующиеся в вихре, имеют тенденцию скапливаться вблизи центра вихря. центре мира формируется Земля, состоящая из наиболее тяжелых атомов. сторонник концепции множественности миров. Демокрит отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. В диалоге «Тимей» вкладывает в уста рассказчику следующие выводы из признания неподвижного бытия истинным объектом познания. наличие трех родов сущего — вечных идей, изменяющихся конкретных вещей и пространства. под идеями Платон понимает не просто понятие о вещи, но причину и цель её существования. В диалоге «Государства» даётся концепция об идее блага как высшем объекте познания.Учение о душе.Противопоставляет душу и тело как две разнородные сущности. Тело — разложимо и смертно, а душа — вечна. В своём диалоге «Федр» он даёт знаменитый образ колесницы души. ыделяет три начала души:1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность. 2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей 3. Страстное начало,выражающееся в бесчисленных вожделениях человека. 4 аргумента в пользу бессмертия души. Учение о познании. Всё, доступное познанию, Платон в VI книге «Государства» делит на два рода: постигаемое ощущением и познаваемое умом. Сущность человека усматривал в его вечной и бессмертной душе, вселяющейся в тело при рождении. Она (а значит и человек) восприимчива к знанию. Происхождение
государства вполне правдоподобно:
разделение труда приводит к обмену
между людьми, а обмен удобен,
если жить вместе. Мысль о разделении
труда и лежит в основе платоновской
утопии. Платон различал два вида государственного
устройства аристократического управления:
-над всеми стоят правители. - все подчиняются
законам. На страже законов стоит система
правосудия. И без истинного правосудия
государство перестает быть государством. Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития — социологию, философию, политику, логику, физику. Аристотель рассматривал бытие как объективный мир, актуальный принцип вещи, неразрывный с ней, как неподвижный двигатель, божественный ум или нематериальную форму всех форм. Он создал классификацию свойств бытия, всесторонне определяющих субъект — 10 предикатов. На первом месте стоит категория сущности с выделением первой сущности — индивидуального бытия, и второй сущности — бытия видов и родов. Другие категории раскрывают свойства и состояния бытия: количество, качество, отношение, место, время, обладание, положение, действие, страдание. Аристотель является и основоположником логики. Он сформулировал логические законы:
В учении о познании и его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого — «мнение», получаемое из опыта, второго — достоверное знание. Аристотель выделяет 11 этических добродетелей: мужество, умеренность, щедрость, величавость, великодушие, честолюбие, ровность, правдивость, любезность, дружелюбие, справедливость. Последняя — самая необходимая для совместной жизни. Для Аристотеля человек — это прежде всего
общественное или политическое существо
(«политическое животное»), одарённое
речью и способное к осознанию таких понятий
как добро и зло, справедливость и несправедливость, то есть обладающее
нравственными качествами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной. он акцентировал своеобразие сознания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, провозгласив её как нечто не менее достоверное, чем бытие воспринимаемого мира. В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания, и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми |
- Гераклит - Пифагор |
Основатель первой исторической или первоначальной формы диалектики. Согласно его учению, все произошло из огня и пребывает в состоянии постоянного изменения. Огонь — наиболее динамичная, изменчивая из всех стихий. Поэтому для Гераклита огонь стал первоначалом мира, в то время как вода — лишь одно из его состояний. Гераклит считал, что всё непрерывно меняется. · Что можно видеть, слышать, узнать, то я предпочитаю. (55 DK.) · Природа любит прятаться. · Тайная гармония лучше явной. (54 DK) · Я искал самого себя. · Глаза и уши — дурные свидетели для людей, если души у них варварские. · Должно знать, что война общепринята, что вражда есть закон (δίκη), и что все возникает через вражду и взаимообразно.) ·
Война — отец всех, царь всех: одних она
объявляет богами, других — людьми, одних
творит рабами, других — свободными. Учение Пифагора
следует разбить на две составляющие
части: научный подход к познанию
мира и религиозно-мистический |